Роль семьи и школы в формировании у учащихся ценности труда

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль семьи и школы в формировании у учащихся ценности труда


Медебаева Динара Миндаловна


ГУ «Средняя школа № 5 имени Бауыржана Момышулы

отдела образования акимата города Костаная»

Труд - это могучий воспитатель, в

педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко.

"Свободный труд нужен человеку сам

по себе для развития и поддержания

человеческого достоинства"

К. Ушинский.

Перемены, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но и духовно-нравственную сферу жизни общества, вызвав сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социально-культурных ценностей. Особая ответственность в этих условиях ложится на школу, которая очень часто является основным, а порой и единственным культурным центром жизни многих детей.

В современных условиях все больше осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам человек, его нравственная позиция, образованность и профессиональная компетентность. Дело, действие, деятельность, труд занимают особое место в его жизни. Именно труд - целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира - основа и духовного, и материального богатства. Он способствует физическому, нравственному, эстетическому, экологическому, умственному становлению личности.[1]

В истории педагогики труду как значимому фактору воспитания всегда уделялось особое место, трудовое воспитание рассматривалось как органическая часть общего образования, без которой немыслимо формирование базовых качеств личности. Вполне очевидно, что современному образованию необходима поддержка в организации и создании условий для овладения детьми достаточно высокого уровня трудовой подготовки и формирования личности, готовой к творческому созидательному труду и обладающей чувством ответственности за результаты своей профессиональной деятельности. К сожалению, до сих пор проблеме трудового воспитания не уделяется должного внимания. Институты, которые должны ею заниматься: семья, образовательное учреждение, трудовой коллектив, общество выполняют собственное предназначение, без целостного, комплексного и непрерывного подхода. Недостаточно формируется культ созидательного труда, труда на благо родной семьи, коллектива, республики. За последнее десятилетие усложнились социальные условия образования и воспитания, перехода от мира детства к миру труда и профессии. Одновременно изменились цели и способы учебно-воспитательного процесса.
Перед педагогическими коллективами в качестве первоочередной стоит задача создания воспитывающей социальной среды, поддержание идеала совершенной личности - образованного, культурного и трудолюбивого человека с доброй душой и мозолистыми руками. Очевидна необходимость улучшения трудового обучения и воспитания, целью которых сегодня является привитие любви к труду и уважение к людям труда, ознакомление детей с основами современного производства, формирование у них трудовых умений и навыков, побуждение к осознанному выбору профессии.

Раннее приобщение к посильному труду в семье имеет положительное воспитательное воздействие и подготавливает ребенка к осознанию его нравственной основы. Педагоги отмечают необходимость раннего начала трудового воспитания дошкольников и младших школьников вкупе со знакомством с социальной природой труда (Б.Г.Ананьев, А.Н.Бондаренко, Р.С.Буре, В.В.Давыдов, Я.Л.Коломинский, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, А.П.Усова и др.). Проблемы трудового воспитания исследовались в философском аспекте (Д.Дьюи, И.Кант, Т.Кампанелла, Т.Мор и др.), в психологическом аспекте (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин др.), педагогическом аспекте (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.). [2]

Многих родителей интересует вопрос - когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще? Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней. Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без "помощи" ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих. Основная задача семьи и школы в области трудового воспитания - организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней - привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Трудовое воспитание - это совместная деятельность учителя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Одна из предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении, то есть таким окружением должна быть семья и школьный коллектив. Но главное влияние на формирование трудолюбия оказывает семья, родители.

Следует отметить важность семейного аспекта воспитания трудолюбия, так как основы воспитания трудолюбия у детей закладываются с раннего детства в семье.

Проблема развития процессов трудового воспитания детей до сих пор представляет интерес, как для зарубежных, так и для отечественных исследователей. Изучением способности к обучению занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, А.Я. Иванова, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.В. Карпов и др.

Трудовое воспитание - это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия [ 3]

Семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. А основой воспитательной работы является союз учителя, родителей и ребенка. Именно в школе очень важен контакт учителей и родителей. Ведь ребенок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Основным педагогическим условием, совершенствующим трудовое воспитание, является систематическая трудовая деятельность ребенка дома.

Трудовая деятельность в семье ребенка будет способствовать развитию в самом ребенке, таких личностных качеств, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьются в нем трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, а как следствие умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям.[4] В этом состоит особенность мотивации детского труда в семье. Начиная уже с 3-4 лет у ребенка дома должны быть постоянные обязанности. Все это основа для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой - закладывать первые «кирпичики» трудолюбия.

Хотелось бы подвести итог проблеме трудового воспитания детей в семье и школе словами К.Д. Ушинского «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие».

И тогда наше дерево будет плодоносить.

Итак, воспитание положительного отношения к труду и привитие соответствующих навыков возможно только в семейных условиях. И эта работа продолжается под руководством учителя в содружестве с родителями.


Список использованной литературы:

  1. dslib.net/obw-pedagogika/jetnopedagogicheskaja-podgotovka-uchitelja-k-trudovomu-vospitaniju-mladshih-shkolnikov.html

  2. shop.forstuds.ru/work/21303/Sovremennye-podxody-k-probleme/

  3. Педагогика Автор: Лихачев Борис Тимофеевич

  4. bibliofond.ru/view.aspx?id=530581

  5. Буре Р.С. Учите детей трудиться. М.,

  6. Буре Р.С. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов.

  7. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении / К.Д. Ушинский// Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. - М.: Педагогика, 1988. - Т.2. - М.: Педагогика, 1988


© 2010-2022