- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации для преподавателей по организации круглого стола с работодателями в формате дуального обучения
Методические рекомендации для преподавателей по организации круглого стола с работодателями в формате дуального обучения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Е.Н. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГАПОУ ТКСТП
Методические рекомендации для преподавателей по организации круглого стола с работодателями в формате дуального обучения
Разработала: преподаватель
Морозова Екатерина Николаевна
Тольятти 2015
Пояснительная записка
Основная деятельность учебного учреждения направлена на создание квалифицированного специалиста, который сможет начать и построить карьеру по выбранной им специальности, планируемый результат данного мероприятия - это применение знаний в жизни.
Актуальность. Одним из наиболее часто задаваемых вопросов к преподавателю, ведущему общепрофессиональные дисциплины или профессиональные модули по любой специальности, являются вопросы, связанные с прохождением практики по будущей специальности и трудоустройством. Преподаватель вынужден подтверждать или опровергать возникшие вокруг любой специальности «мифы» и предположения, которые в изобилии существуют. Однако, порой, у преподавателя может не быть ответа на поставленный вопрос или ответ преподавателя основан на книжных знаниях и может быть далек от практики. Исходя из чего можно сделать предположение, что ответ профессионала, специалиста с опытом и стажем студенту принесет больше пользы и будет наиболее достоверным.
Формат проведения. Возникла идея провести круглый стол со специалистами сферы сервиса г.о.Тольятти в формате круглого стола, темой для которого стал «Миф или реальность?» Кроме того, в задумке данного стола изначально было пригласить бывших выпускников колледжа, которые успешно трудоустроились и работают на предприятиях туристской сферы города.
Выбранный формат проведения мероприятия, позволил встретится преподавателям, студентам и работодателям, обсудить и выработать решения проблем, с которыми встречаются все стороны данной встречи. Обсудить не только актуальные вопросы образования и подготовки квалифицированных кадров, но и вопросы развития турбизнеса в г.о. Тольятти
Образовательные технологии. В данном мероприятии пересекаются и реализуются следующие образовательные технологии:
-
проблемное обучение
-
использование в работе активных форм проведения занятий
-
применение информационно-коммуникационных технологий
-
проектная деятельность.
Методическая разработка состоит из следующих документов: пояснительная записка, рекомендации к проведению круглого стола, план мероприятия и проект резолюции.
Рекомендации к проведению круглого стола с работодателями
Методическая разработка рекомендаций по проведению круглого стола может быть использована в ходе работы любого профессионального учебного учреждения и по любой специальности, так как поднимаемые в ходе обсуждения вопросы, по теме: «Миф или реальность?» требуют обсуждения по любой специальности. В рамках дуального обучения и формирования профессиональных компетенций проведение подобного круглого стола позволит не только повысить мотивацию студентов, но и позволит бизнес сообществу, заинтересованному в подготовке квалифицированных кадров высказать свои запросы в самый важны момент обучения. Тогда, когда общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули еще только начинают изучаться и студенты готовятся к входу на практику.
Все этапы мероприятия «Круглый стол со специалистами турбизнеса г.о. Тольятти» были разделены в ходе планирования на деятельность, проводимую преподавателем и деятельность студентов.
Этапы:
-
подготовительный этап
-
основной этап-проведение
-
заключительный этап резолюция и работы студентов по самоанализу проведенной ими работы
-
Подготовительный этап (занятие 1, 2 часа).
Работа преподавателя. Планирование цели и задач открытого мероприятия, разработка ожидаемого результата. Определение формы его проведения, необходимого оборудования и приглашение участников мероприятия. Проведение вводного занятия со студентами для формулировки вопросов, «мифов» по проблемам трудоустройства и работы по специальности.
Работа студентов. Определение и формулировка вопросов от студентов к приглашенным профессионалам. Расширение и детальная проработка вопросов, возникающих в ходе обсуждения проблем будущего трудоустройства и работы по специальности. Создание презентаций по проблемам и сформулированным «мифам» (в рамках самостоятельной домашней работы 4 часа), создание дополнительного списка вопросов.
-
Основной этап (занятие 2, 2 часа) - Проведение круглого стола со специалистами турбизнеса г.о. Тольятти
Работа преподавателя. Вступительное слово. Объяснение целей и задач круглого стола. Представление участников. Изучение вопросов круглого стола с презентациями студентов, с обсуждением специалистов и предложениями для улучшения качества обучения. Обмен мнениями. Подведение итогов круглого стола. Объяснение домашнего задания: написать эссе по теме круглого стола.
Работа студентов. Представление презентаций в формате «Миф или реальность», обсуждение и формирование представления о сложностях в вопросах трудоустройствах в туристской сфере г.о. Тольятти, о плюсах и минусах работы специалиста в турбизнесе; оценка необходимости постоянного повышения квалификации и расширения умений и навыков для успешной реализации специалиста в туриндустрии; анализ особенностей работы с клиентами в условиях экономического кризиса турфирмах г.о. Тольятти.
-
заключительный этап (занятие 3, 2 часа)- резолюция и работы студентов по самоанализу проведенной ими работы.
Работа преподавателя. Проведение итогового занятия с заслушиванием эссе студентов. Разработка проекта резолюции.
Работа студентов. Написание эссе по итогам встречи со специалистами туристкой сферы г.о. Тольятти (самостоятельная домашняя работа - 2 часа. Обсуждение достигнутых цели и задач, активный диалог для формирования представления у студентов о необходимых знаниях и умениях для успешной реализации в будущей профессиональной деятельности. Проработка коммуникативных навыков и умения самопрезентации.
Данный круглый стол проводился в ходе изучения дисциплины «Коммуникология в турбизнесе» по теме: Тренинг по коммуникативным навыкам. В тематическом планировании на нее отводится 6 часов, что позволило провести все этапы круглого стола полноценно и реализовать поставленные в начале цели и задачи мероприятия.
Круглый стол со специалистами может проводится по любой специальности изучаемой в колледже. Все этапы работы у студентов 2 курса вызывают искренний интерес, а его проведение перед выходом на практическое обучение в фирмы и предприятия города является очень актуальным и встречается очень доброжелательно и позитивно.
В 2014-2015 учебном году мероприятие дало хороший отклик от студентов и работодателей, в наступившем учебном году планируется проведение данного круглого стола с нынешнем 2 курсом по специальности «Туризм». Планируется совместная разработка новых вопросов, возникающих именно у этой группы к профессионалам, привлечение большего количества профессионалов, для создания у студентов понимания разного подхода к организации бизнеса. Также можно добавить следующий пункт в последний этап: формулировка текстов писем благодарностей специалистам, присутствующим на мероприятии и их отправка.
Стоит отметить, что в данном мероприятии пересекаются и прекрасно реализуются следующие образовательные технологии:
-
проблемное обучение (студенты самостоятельно определяли и анализировали проблему, те знания, которые им на данном этапе недоступны, выбирая способ найти решение на данный момент неизвестного, по сути проявляя познавательную деятельность и творческую активность в выборе подходов)
-
использование в работе активных форм проведения занятий (в рамках дисциплины «Коммуникология в турбизнесе» внедрение активных форм ведения безусловно необходимо и одной из многих форм активного проведения занятий является «круглы стол», который предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов науки, теории и практики. Круглый стол был проведен точно в соответствии с требованиями, студенты заранее были ознакомлены с составом приглашенных, самостоятельно определили круг вопросов, которые были вынесены на обсуждение, подготовились принять участие в разговоре.
-
применение информационно-коммуникационных технологий (студенты воспользовались ИКТ, в частности программой для создания презентаций и сетью интернет для подбора рисунков и фотографий для оформления своих презентаций, а также электронной почтой для отправки преподавателю созданных презентаций, с целью проверки и получения совета по возможному оформлению, в ходе проведения круглого стола студенты самостоятельно управляли презентацией и презентационным оборудованием, подключая и используя его)
-
проектная деятельность (тренинг по коммуникативным навыкам, как тема, рассчитанная на 6 академических часов, был реализован его в виде проектной деятельности, были проведены подготовка, планирование, исследование, представление проекта и оценка его результатов, выводы, на первом занятии были реализованы следующие этапы проекта: подготовка, планирование, исследование; второе занятие - представление проекта и оценка его результатов, третье занятие - выводы).
Студенты активно осуществляли выбор и поиск информации, анализировали и систематизировали информацию, разрабатывали презентацию, представляли проект, участвовали в его коллективном самоанализе и оценке, слушали мнение профессионалов на предложенные ими вопросы по теме «Миф или реальность?»
Студенты по каждому из интересующих их вопросов подготовили презентации в формате: «Миф или реальность?», где они представили свои доводы в пользу мифов и обсудили со специалистами, озвученные доводы.
Вопросы для обсуждения, предложенные студентами:
-
Как устроиться работать в турфирму?
-
Какие обязанности выполняет специалист по туризму в 1 год работы?
-
Особенности работы с клиентами.
-
Особенности работы с туроператорами.
-
Плюсы и минусы работы в турфирме.
В каждой из презентаций кроме одного вопроса, который по сути ее озаглавил, были представлены дополнительные, раскрывающие суть затрагиваемой проблемы и уточняющий её.
-
К первой презентации «Как устроиться работать в турфирму?», студенты подготовили следующие дополнения:
-
Необходимо ли иметь высшее или средне специальное образование при трудоустройстве в турфирму?
-
У менеджера по туризму должно быть идеальное знание ПК, так ли это?
-
Правда, что устраиваясь на работу, обязательным является знание иностранного языка?
-
Многие работодатели требуют опыт работы не менее одного года, это действительно является необходимым или есть исключения?
-
Нужен ли офисный стиль одежды?
-
Важно ли обладать высокой стрессоустойчивостью?
Во второй презентации «Какие обязанности выполняет специалист по туризму в 1 год работы?», студенты спросили:
-
Правда ли, что менеджеров по туризму в первый год работы не допускают до клиентов?
-
Придется очень много читать, учить, ходить на семинары, причем делать это постоянно, т.к. в туризме все очень быстро меняется?
-
Должен ли менеджер по туризму быть готов к ночным звонкам от туриста с глупыми вопросами, и при этом не иметь возможности положить трубку?
-
Правда ли, что менеджер по туризму знает наизусть все формальные требования для получения виз в любой стране мира?
В третьем проекте прозвучали в дополнение к основному «Особенности работы с клиентами», студенты спросили:
-
Правда ли, что каждому клиенту нужен свой подход?
-
Правда ли, что нельзя давать клиентам каталоги при подборе турпродукта менеджером?
-
Как правильно закончить беседу с потенциальным клиентом, который не собирается ничего покупать, а просто пришел поболтать и как часто попадаются такие клиенты.
-
Правда ли, что критика со стороны бывает полезной?
-
Как правильно общаться с клиентом, который груб в общении?
-
Правда ли, что при аннуляции тура клиент теряет практически 100% предоплаты?
В четвертом проекте «Особенности работы с туроператорами» были озвучены следующие уточнения:
-
Сам ли ТО устанавливает процентную сумму?
-
Финансовое обеспечение ТО является основным, на что должен обратить внимание турменеджер и без сведений о его обеспечении турагент не имеет право на заключение сделки.
-
ТО самостоятельно определяет процент, полагающийся турагентству и это может быть и 2% и 15%
-
Кто несет ответственность за туриста и осуществляет все выплаты по форс-мажорным или непредвиденным ситуациям, а также по судебным процессам, в случае неоказания услуг?
В последнем, пятом вопросе «Каковы плюсы и минусы работы в турфирме?» были внесены следующие дополнения:
-
Путешествие по всему миру за счет фирмы?
-
Правда-ли то, что большую часть работы можно выполнять дома?
-
Можно- ли приобретать путевки «по-дешёвке» для своих родственников?
-
Можно-ли узнать о других странах то, что не преподают на уроках географии?
-
Правда ли, где-то что-то не досчитаешь, потом из зарплаты вычтут (огромная ответственность)
-
Правда ли, из-за недостатка времени, личная жизнь часто напряжена?
-
Побывав в огромном количестве стран, правда ли, что часто ни одну из них не удается посмотреть внимательно?
Круглый стол в ходе реализации концепции дуальной системы обучения студентов профессиональных образовательных учреждений относительно новая форма проведения встреч, бизнессобщества и обучающихся. А если учесть, то, что для участия в круглом столе были приглашены бывшие выпускники колледжа, усиливается и качественно меняется восприятие информации ими передаваемой, повышается мотивация и уверенность в то, что, обучаясь в данном колледже, каждый из студентов в состоянии трудоустроиться. В ходе встречи студенты получили приглашения на прохождение практики в фирмах, чьи представители присутствовали на встречи, также поступило предложение о трудоустройстве, после практики, чем студенты воспользовались.
Для преподавателей был дан большой объем информации для размышления, что можно изменить в ведении предметов, что убрать или добавить в тематическое планирование по предметам. Руководством колледжа рассматривается вопрос привлечение к образовательному и научно -исследовательскому процессу наставников из фирм города. Так же было решено проводить подобные круглые столы ежегодно.