• Преподавателю
  • Другое
  • Текст выступления на тему Современные требования к ведению школьной документации. Нормативно-правовые документы (школьные библиотекари)

Текст выступления на тему Современные требования к ведению школьной документации. Нормативно-правовые документы (школьные библиотекари)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные требования к ведению школьной документации. Нормативно-правовые документы.


Библиотекарь: Максимова Э.В.


Цель: Ознакомить библиотекарей с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу школьной библиотеки, с правилами ведения учетной и планово-отчетной документации библиотеки. Использование автоматизированных информационно-библиотечных систем в составлении отчетной документации. Номенклатура дел школьной библиотеки.

Форма представления: слайдовая презентация, работа с документами.

Текст:

Слайд № 1.

И образовательные учреждения, и библиотеки в своей работе преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школ пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок». В педагогической сфере деятельности школьные библиотеки, не теряя своей самобытности, решают поставленные перед ними задачи: сохранение историко-культурного наследия, обеспечение доступа к информации, развитие медийной компетенции обучающихся, документальное обеспечение учебного процесса. Помимо этого одной из функций библиотек является - ведение учетной и планово-отчетной документации. Поэтому для библиотекаря знание и применение документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений и школьных библиотек обязательно.

Слайд № 2.

Современная школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пространстве, которое можно представить как иерархическую систему, состоящую из нескольких уровней:

  • Документы международного уровня, ориентирующие и направляющие деятельность школьных библиотек. К этой группе относятся документы ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, международные соглашения и стандарты;

  • Законодательство РК, касающееся сохранения и использования культурного наследия, доступа всех категорий граждан к информации, организации рекламы;

  • Отраслевые республиканские законы;

  • Нормативные документы, подготовленные государственными органами управления и касающиеся деятельности школьных библиотек (в том числе ГОСТы)

  • Региональное законодательство, относящееся к деятельности школьных библиотек;

  • Территориальные нормативные и методические документы;

  • Документы, разработанные в образовательном учреждении и утвержденные его руководителем.

Слайд № 3 - 4.

  1. Документы международного уровня:

  • «Конвенция о правах ребенка», (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.). В ст.28 предусматривается право ребенка на образование, в том числе право на доступ к информации и материалам.

  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).

  • Декларация и План действий "Мир, пригодный для жизни детей" (приняты резолюцией № S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10.05.2002 г.). Пункт 14 гласит: «Мир, пригодный для жизни детей, - это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию...»

  • Доклад "Образование для всех: выполнение наших общих обязательств" (принят Всемирным форумом по образованию. Дакар. Сенегал, 26-28.04.2000 г.)

  • "Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14.12.1995 г.). В п.25 Программы указывается на то, что «следует подчеркнуть значение развития информационных навыков поиска информации, доступа к ней и ее использования...»

  • Международная программа ЮНЕСКО «Память мира»

(1996 г.). В рамках сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО ведется работа по подготовке казахстанских номинаций во Всемирный регистр документального наследия ЮНЕСКО «Память мира». Сегодня в данном регистре - рукописи Ходжи Ахмеда Ясави, архивные материалы о деятельности антиядерного движения «Невада-Семей» и Архивные фонды Аральского моря.

  • Международная программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.) - единственная межправительственная программа, целиком направленная на продвижение всеобщего доступа к информации и знаниям в интересах развития.

Слайд № 5.

Школьному библиотекарю необходимо знать и о документах, непосредственно относящихся к библиотекам. В ряду этих документов:

  • Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО 1995 года. Данный манифест определяет школьную библиотеку «как часть более широкой библиотечно-информационной системы», что весьма важно для библиотек ряда стран, где школьную библиотеку склонны рассматривать лишь как вспомогательное подразделение школы.;

  • Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках: Место школьной библиотеки в обучении и образовании для всех (принят в 2000 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА;

  • Манифест ИФЛА об Интернете 2002 года. Данный манифест говорит о необходимости «представления пользователям квалифицированной помощи в использовании выбранных ими информационных источниках и услугах».;

  • Руководство ИФЛА/ ЮНЕСКО для школьных библиотек 2002 года;

  • Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи (ИФЛА - Секция библиотек, обслуживающих детей и подростков, 2003 г.).

Слайд № 6.
Государственное законодательство в области организационной деятельности школьных библиотек.

Основные направления развития, а также функции и характер деятельности школьных библиотек определяются законодательством Республики Казахстан.

В основе законодательства РК, касающегося проблем сохранения и использования культурного наследия, доступа всех категорий граждан к информации, организации рекламы, лежитКонституция РК, которая обеспечивает право граждан свободно получать информацию.

  • Важнейшее место в законодательной базе, касающейся библиотек, занимает Закон РК «О культуре»;

  • Закон РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия», (июль 1992 г., с изменениями от 05.10.95);

  • Государственная программа «Культурное наследие» на 2004-2006 годы (от 13 января 2004 года №1277) сыграла неоценимую роль в возрождении, сохранении и пропаганде своей культуры.

Слайд № 7.

Современные библиотеки, в том числе и школьные, ориентируются в своей деятельности на расширенную законодательную базу, включающую Законы РК:

  • "Закон об образовании" от 27.07.2007 г.

  • «О правах ребёнка в Республике Казахстан»(8.08.2002 г.)

  • «О языках в Республике Казахстан»(11.07.1997 г., с измен.идоп.на 30.01.2014 г.)

  • «Об информатизации»(11.01.2007, с измен. и доп.на 13.01.2014 г.)

  • «О рекламе»(19.12.2003 г., с измен.и доп. 18.06.2014 г.)

  • «Об авторском праве и смежных правах» (10.06.1996 г., с измен.и доп. 24.12.2012 г.)

  • «Об утверждении Правил пожарной безопасности» (Постановление Правительства РК от 9 октября 2014 г. № 1077)

  • Трудовой кодекс Республики Казахстан (15.05.2007,с изм. и доп. по 29.09.2014 г.)

Слайд № 8-10.

Отраслевые нормативно-правовые акты РК, ориентирующие деятельность библиотек:

К нормативным документам, подготовленными государственными органами управления относятся различные программы развития образования.

  • Концепция развития образования РК до 2015 года (2004 г.)

  • Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг. от 7.12.2010 г.

  • Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК от 2009 г.

  • Концепция государственной молодежной политики РК до 2020 года "Казахстан до 2020 года "Казахстан 2020: путь в будущее"(одобрена постановлением Правительства РК от 27.02.2013, № 191)

  • Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (2006 г.)

  • Стратегия Гендерного равенства в РК на 2006-2016 гг.(29.11.2005 г.)

  • Постановление правительства РК от 11 июня 2012 г., № 778 «Квалифицированные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности»

  • Постановление Правительства РК от 25 июня 2012 г., № 832 "Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы"

  • Приказ МОН РКот 7 августа 2013 года № 323«Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»

  • Стратегия "Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства". Согласно стратегии одним из важных приоритетов образования является усиление воспитательной работы.

Слайд № 11.

Другая группа документов - государственные стандарты. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) объединяет в себе общетехнические и организационно-методические стандарты, регламентирующие правила представления данных, описания документов, функционирования библиотечных фондов, оформления печатных и электронных изданий и многое другое. Стандарты системы СИБИД являются межгосударственными, то есть принимаются и используются в странах СНГ совместно (они имеют обозначение ГОСТ).

Основопологающим является ГОСТ 7.55-99 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» (СИБИД).

С полными текстами некоторых ГОСТОв можно ознакомиться в Интернете на сайтеhttp//gsnti-norms.ru.

Слайд № 12.

Наряду с государственными стандартами важное значение имеют нормативные документы, подготовленные государственными органами управления РК и касающиеся деятельности школьных библиотек:

  • Организация работы школьных библиотек: инструктивно-методические рекомендации и учётные формы / Республиканская научно-педагогическая библиотека; Редактор А.А.Насырова; Составитель А.С.Аманова. - 2-ое изд., перераб. и доп. - Алматы:, 2012. -319 с.

  • Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан "О мерах по улучшению качества работы библиотек общеобразовательных школ Республики Казахстан" от 3 июля 2001 г. №522.

  • Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан "Инструкция о формировании фонда библиотеки государственной организации образования Республики Казахстан" от 18 июля 2003 г. №508.

  • Приказ Министерства образования и науки РК от 17.08.2000.№ 827 "Об утверждении документов о библиотечном деле для библиотек образования школ РК.

Ранее основным документом, которым руководствовались в вопросе обеспеченности учебниками школ, было Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2003 года №173 «Об утверждении Правил обеспечения учебниками обучающихся и воспитанников организаций образования». В апреле 2012 года Постановлением Правительства Республики Казахстан данный документ признан, как утративший силу.

Слайд № 13.

Основные документы, регламентирующие работу библиотеки:

  • Примерное положение о библиотеке;

  • Примерные правила пользования библиотекой;

  • Примерные должностные инструкции;

  • Квалификационные требования;

  • Примерное положение о медиатеке;

  • Примерные правила пользования медиатекой.

На основании всех вышеперечисленных документов составляется внутренняя нормативно-регламентирующая документация школьной библиотеки, которую можно разбить на три группы:

  1. Локальная (основная регламентирующая внутрибиблиотечная документация);

  2. Документы учета и контроля по основному фонду библиотеки;

  3. Документы учета и контроля по учебному фонду библиотеки.

Слайд № 14.

Локальная (основная внутрибиблиотечная) документация:

  • Устав общеобразовательной школы и правила внутреннего распорядка.

  • Положение о школьной библиотеке.

  • Правила пользования библиотекой.

  • Должностные инструкции работников библиотеки.

  • Паспорт библиотеки.

  • График работы библиотеки.

  • Годовые отчеты библиотеки за предыдущий год (текстовой и статистический).

  • Годовой и месячный планы работы.

  • Инструкция по технике безопасности в ШБ.

  • Инструкция по пожарной безопасности в ШБ.

Все документы этой группы утверждаются директором школы.

Слайд № 15-16.

Документы учета и контроля по основному фонду:

  • Инвентарные книги.

  • Книга суммарного учета.

  • Накладные и акты на прием книг и др. документов.

  • Папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.).

  • Тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных.

  • Акты о проведении инвентаризации и проверок фонда.

  • Дневник работы школьной библиотеки.

  • Тетрадь учета подарочных изданий.

  • Тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд).

  • Журнал учета нетрадиционных носителей информации.

  • Читательские формуляры.

  • Журнал учета библиографических справок и справок ИРИ и ДОР.

  • Журнал учета использования компьютерных ресурсов.

Слайд № 17.

Документы учета и контроля по учебному фонду:

  • Книга суммарного учета учебного фонда.

  • Копии накладных по доставке учебников.

  • Папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.).

  • Тетрадь учета фонда учебников временного хранения.

  • Журнал учета фонда учебников временного хранения.

  • Журнал регистрации учетных карточек учебников. Учетная картотека учебников.

  • Копии бланков-заказов учебников

  • Тетрадь учета замены учебников.

  • Документы по учету выдачи учебников (карточки, список учащихся).

  • Статистический отчет об обеспеченности учебной литературой учащихся по предметам

Слайд № 18-19.

Особо хочется обратить внимание на формы учета библиотечного фонда учебников. Согласно «Инструкции фонда библиотеки государственной организации образования РК» учет учебников осуществляется групповым способом и ведется в «Книге суммарного учета учебников», а также на каталожных (учетных) карточках размером 75 мм х 125 мм).

Карточки с библиографическим описанием изданий учебников расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов - по алфавиту фамилий авторов или заглавий. Количество выданных учебников отмечается на оборотной стороне учетных карточек. Для контроля за сохранностью учетных карточек они регистрируются в «Журнале регистраций учетных карточек библиотечного фонда учебников организаций образования». Порядковый номер при записи в «Журнал регистрации учетных карточек» присваивается и карточке. И на все экземпляры учебников, записанных в данной карточке, присваивается этот номер с пометкой в скобках порядкового номера экземпляра,151 (1), 151 (2), 151 (3) и т.д.

Слайд № 20.

Наличие компьютера в библиотеке дает нам возможность изготовления и распечатки необходимых нормативных документов, а также использовать информационные системы в работе школьных библиотек. На сегодняшний день для библиотекарей созданы две программы - ИРБИС и MARG-SQL.

ИРБИС - Интегрированная Развивающаяся Библиотечная Информационная Система.

Авторы и дилеры ИРБИС представляют свое детище как современную, удобную систему, совместимую с другими корпоративными библиотечными системами. Система ИРБИС позволяет облегчить, традиционную рутинную работу библиотекарей: автоматизировать основные библиотечные процессы. ИРБИС включает все типовые библиотечные технологии: комплектование, систематизация, каталогизация, читательский поиск, книговыдача и администрирование.

Основой автоматизации библиотек общеобразовательных учреждений является автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) «MARG-SQL-версия для школьных библиотек», которая предоставляет библиотекам следующие возможности:

- формировать электронный каталог книг, учебников и других информационных источников, находящихся в школьной библиотеке.

- получить доступ к удаленным базам данных.

- вести информацию о структуре школы и количестве учащихся в каждом классе для автоматического определения обеспеченности учебниками.

- автоматизировать процесс учета выдачи книг.

- вести автоматизированный учет должников школьной библиотеки по классам.

- формировать заказ учебников с использованием базы данных рекомендованных учебников и учебных пособий.

- подобрать необходимую для урока литературу, воспользовавшись электронным каталогом и списком ключевых слов, соответствующих школьной тематике.

В учреждениях образования должен быть сформирован полный пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность школьных библиотек.



© 2010-2022