Методическме рекомендации по первоначальному обучению вождению

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Межшкольный учебный комбинат г. Белгорода

Методическме рекомендации по первоначальному обучению вождению





Методические рекомендации

для проведения занятий

по теме №1 « Начальное обучение»,

задание № 3-4

«Движение с переключением передач»


Рассмотрено и одобрено назаседании методического

объединения учителей автодела МУК Протокол № ______

« » ____________2010 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МУК

__________О.В. Гаврилова

«__»__________ 2010 г

Разработал:

мастер производственного обучения

Мастеров Олег Сергеевич

Белгород

2010



Цель занятия. Выработать у кандидатов в водители умения трогаться с места, осуществлять переключение передач, останавливаться. Сформировать у будущих водителей приемы управления рулевым колесом автомобиля, адекватные конкретным условиям движения. Привить необходимость правильного использования стояночной тормозной системой.

Данный этап отличает высокая динамичность в деятельности обучающихся, направленной на достижение поставленных целей, обуславливая тем самым переход от теоретической части обучения к практической.

В рамках данного занятия необходимо выработать у будущих водителей комплекс умений по взаимодействию органов управления при трогании автомобиля, переключении передач и остановке, перенося данные действия в условия конкретной дорожной обстановки. Важно развить у кандидатов в водители чувство педали: степень нажатия, плавность нажатия и отпускания, реакция автомобиля на действие педальным узлом, зависящее от типа обуви, которая должна быть удобной, с жесткой подошвой и небольшим каблуком. Зачастую обучающиеся не обращают внимание на этот фактор, что негативно сказывается на протекании учебного процесса. Кандидаты в водители допускают резкое трогание автомобиля, дергание в процессе переключения передач, значительное увеличение подачи топлива, резко тормозят.

Для начала движения автомобиля необходимо включить первую передачу, для чего выжимаем полностью сцепление, включаем первую передачу, после чего следует прибавить немного «газа» соответствующей педалью и одновременно плавно отпустить педаль сцепления и опустить рычаг стояночного тормоза

Начав движение, необходимо дать кандидату в водители период времени, чтобы адаптироваться в конкретной ситуации, получить представление о реакции автомобиля на действия обучающегося, выработать у последнего представление о действии рулевым колесом по стабилизации необходимой траектории движения. При этом следует напомнить, что действия рулевым колесом по обеспечению прямолинейного направления движения автомобиля должны сводиться к минимуму.

Автомобиль начал движение

Алгоритм начала движения автомобиля.

В данном алгоритме можно выделить два этапа:

I - подготовительный; II - процесс трогания

Стоит обратить внимание на необходимость вырабатывания у будущих водителей постоянства скоростного движения, без лишних ускорений и замедлений. Окончанием данной деятельности будет являться остановка автомобиля или прекращение движения. Для выполнения данного маневра необходима такая же, как и при трогании автомобиля, четкая последовательность действий, которая заключается в следующем.

Сначала необходимо полностью отпустить педаль газа, затем поочередно нажать другие две педали, а именно сначала сцепление, потом тормоз, после чего выключить передачу (перевести рычаг в нейтральное положение). Когда автомобиль полностью остановился, необходимо поднять рычаг стояночного тормоза и отпустить все педали. При этом необходимо убедиться, что автомобиль не покатился. Учитывая функциональное назначение стояночного тормоза (удержание автомобиля в неподвижном состоянии), необходимо сразу исключить возможность использования будущими водителями стояночного тормоза во время движения.

После двух объяснений правил использования органов управления автомобиля при трогании с места и остановке стоит предложить кандидатам в водители самостоятельно выполнить эти действия. В ходе данной деятельности необходимо контролировать правильность выполнения всех действий, совершаемых обучающимися, и после очередного прекращения движения делать соответствующие замечания. Важно также обратить внимание на типичные ошибки, возникающие в процессе трогания и остановки автомобиля.

Начиная движение, кандидаты в водители допускают две основные ошибки: осуществляют данный процесс рывком и в ходе трогания автомобиля провоцируют глушение двигателя. Предпосылки первой ошибки кроются в резком отпускании педали сцепления, вторая ошибка становится результатом недостаточной подачи топлива педалью «газа».

Убедившись в достижении стабильности правильного использования органов управления в моменты начала и прекращения движения, следует усложнить задачу, добавив еще одну операцию - переключение передач.

Для движения автомобиля в различных дорожных условиях и с различными скоростями необходимо, чтобы на ведущих колесах крутящий момент был переменным.

Это обеспечивает коробка перемены передач (КПП).

Для каждой передачи есть свой диапазон скоростей движения, имеющий нижний и верхний пределы и задаваемый оборотами двигателя.

Примерный диапазон скоростей на каждой передаче для 5-ступенчатой КПП выглядит, как указано в табл. 1.

Таблица № 1.

Передача

Скорость

I

0 - 40

II

10 - 60

III

30 - 70

IV

50 - 90

V

90 - макс

Водитель при движении выбирает удобный для себя скоростной режим, а передачу

использует согласно выбранной скорости. Для разгона автомобиля до нужной скорости

необходимо последовательно разгонять автомобиль на каждой передаче по восходящей (I,

II, III, IV, V передачи). Например, выбранный скоростной режим на IV передаче - 60 км/час.

Конечная скорость не максимальная для автомобиля, следовательно, и разгон на каждой передаче должен быть не максимальный:

* трогание автомобиля с места на I передаче и разгон до 20 км/час;

* переключение на II передачу и разгон до 40 км/час;

* переключение на III передачу и разгон до 60 км/час;

* переключение на IV передачу и поддержание выбранной скорости - 60 км/час.

* переключение на V передачу и поддержание выбранной скорости - 90 км/час.

В этом случае двигатель будет работать на каждой передаче примерно в одинаковом

диапазоне оборотов: от оборотов холостого хода (700-800 об/мин) до средних (2000-2500

об/мин).

УПРАЖНЕНИЕ 1. ДВИЖЕНИЕ С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ В ВОСХОДЯЩЕМ РЕЖИМЕ.

Для выполнения данного упражнения должно быть достаточно места. Движение автомобиля будет проводиться по прямой, не отвлекаясь на руление.

Рекомендация. Процесс переключения на II передачу для простоты выполнения

разделяем на несколько этапов.

1. Трогание автомобиля с места и плавный разгон на I передаче.

2. Выжим педали сцепления с одновременным отпусканием педали акселератора.

3. Спокойный перевод рычага переключения КПП с I передачи на II передачу.

4. Достаточно быстрое, но плавное отпускание педали сцепления.

5. Прибавление оборотов двигателя для последующего разгона.

Если при включении передачи слышим скрежет шестерен в коробке передач или хруст - значит, не до конца, не до упора нажата педаль сцепления, не полностью его выключили. Такое происходит, если курсант поспешно или небрежно переключает передачи.

Разгон автомобиля после трогания с места до скорости, позволяющей двигаться на высшей передаче, выполняется последовательным переключением передач. Включение и выключение передач производятся при выжатой педали сцепления, но во время разгона нельзя держать ногу на педали сцепления, так как это приводит к частичному выключению сцепления. У водителей такое переключение называется «переключение с пробуксовкой сцепления». При этом интенсивность разгона уменьшается, и сцепление быстрее выходит из строя. Нельзя долго держать сцепление выключенным, левая нога долго держит педаль сцепления нажатой. Это ведет к повышенному износу деталей сцепления.

Положение рук во время разгона в основном на рулевом колесе. Левая рука в положении «10», готовая подстраховать правую руку, когда она переключает передачи, а после переключения передачи верните правую руку на рулевое колесо. Особенно это необходимо при начальном обучении. Когда обучаемый научится легко управлять рулевым колесом одной рукой, для более интенсивного разгона правую руку можно держать на рычаге переключения передач до конца разгона.

При слишком сильном разгоне на пониженной передаче можно вызвать пробуксовку и занос автомобиля, быстрый износ деталей двигателя и большой расход топлива.

Для приобретения навыков переключения передач на пониженную передачу переключаемся на нее в порядке убывания передач. Не надо спешить с переключением передач, действия учащегося должны быть плавными и уверенными. Основная задача данного упражнения: твердо закрепить навыки езды по прямой, бесшумно вовремя переключать передачи в восходящем и нисходящем порядке, последовательно останавливать автомобиль, не пользуясь тормозами, быстрым переходом с высшей передачи на низшую. Затем задним ходом по прямой возвращаемся в исходное положение. Эта тренировка должна проводиться не менее двух часов.

По мере приобретения навыков 4-й и 5-й этапы можно объединить.

На 1-м этапе во время разгона скорость, достаточную для перехода на II передачу, можно контролировать не по спидометру. а визуально, на глаз, и по оборотам двигателя (обороты должны быть средние).

На 2-м этапе не торопимся при выжиме педали сцепления непременно сразу переключить передачу. Выжав сцепление и сбросив обороты, автомобиль будет двигаться по

инерции достаточное время для спокойного перевода рычага КПП (3-й этап). 4-й и 5-й этапы - дело техники.

Возможные ошибки и их причины:

1. При включении передачи слышите скрежет шестерен в коробке передач или хруст - значит, вы не до конца, не до упора нажали на педаль сцепления, не полностью его выключили. Такое происходит, если вы поспешно или небрежно переключаете передачи.

2. После разгона в момент переключения двигатель «взревел», т.е. набрал излишние обороты без нагрузки - при выжиме сцепления забыли отпустить педаль акселератора.

3. После разгона в момент переключения автомобиль резко замедлил ход - выжим сцепления запоздал. Вы отпустили педаль акселератора, а сцепление осталось включенным. Двигатель сработал как замедлитель на I передаче.

Переключения по восходящей со II на III и с III на IV передачи аналогичны рассмотренным выше. Только надо учесть, что движение на более высоких передачах возможно на больших скоростях. Поэтому для тренировки потребуется больше места. Это может быть любая свободная от движения дорога.

УПРАЖНЕНИЕ 2. ПРИ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ПЕРЕХОД НА НИЗШУЮ

ПЕРЕДАЧУ.

Возвращаясь к табл.1, обратим внимание на нижний предел скоростей на каждой

передаче. Он показывает, что двигаться со скоростью, меньшей нижнего предела, для

конкретной передачи недопустимо. Двигатель в таком случае будет работать с перебоями

на оборотах, ниже оборотов холостого хода, даже может остановиться. В момент работы

двигатель будет испытывать очень вредное для него «масляное голодание».

Переключение передач на низшую передачу можете применять:

- в потоке замедленного движения: включенная пониженная передача обеспечивает малую скорость движения;

- при движении на подъем, когда двигатель не в состоянии обеспечить необходимую силу тяги, необходимо заблаговременно перейти на пониженную передачу, не допуская остановки на подъеме;

- для плавной остановки автомобиля в запланированном месте без использования тормозов - торможение двигателем;

- для усиления эффективности торможения на спуске при комбинированном способе торможения;

- перед совершением обгона; если вам нужно резко увеличить скорость за маленький промежуток времени, то можно переключиться на пониженную передачу.

Во время движения на повышенной передаче с малой скоростью, при движении на подъем, предпочтительней пропускать промежуточные передачи и переходить на более низкую передачу, которая будет соответствовать данной скорости. Пропуск промежуточной передачи облегчит работу двигателя, позволит больше времени следить за дорогой и уменьшит время перехода на низшую передачу. Количество передач, которые можно пропускать, зависит от дорожных условий, от мощности двигателя вашего автомобиля и возможностей вашей коробки передач.

Другим способом перехода на пониженную передачу является пропуск промежуточной передачи после торможения автомобиля до скорости, соответствующей переходу на первую передачу. Наиболее распространенным переходом на пониженную передачу является переход с пятой на третью передачу, с четвертой на вторую и с третьей на первую.

Приведем примеры.

Первый. Мы движемся на IV передаче со скоростью 60 км/час. Впереди перекресток, на

котором нам нужно повернуть. Притормаживая, снижаем скорость примерно до 50 км/час

(нижний предел на IV передаче), выжимаем сцепление, продолжая торможение. Включаем

II передачу, так как скорость, выбранная нами для прохождения поворота, примерно 10

км/час.

Второй. Движемся с той же скоростью на IV передаче. Впереди светофор, запрещающий

движение. Снижаем скорость до 50 км/час, выжимаем сцепление, продолжая тормозить до

полной остановки перед светофором. Ставим передачу в нейтральное положение.

Из двух приведенных примеров видно, что промежуточные передачи не потребовались.

Выполняем указанное упражнение с переходом:

* с IV на III

* с IV на II

* с III на II передачу.

Переходить на I передачу следует лишь в том случае, если скорость движения практически равна нулю. Эта тренировка должна проводиться не менее двух часов.

Контрольные вопросы

1. Назовите комплекс действий, определяющий начало движения автомобиля. Поясните каждое действие.

2. Изложите порядок использования органов управления, соответствующий окончанию движения автомобиля. Прокомментируйте этот процесс.

3. Объясните, как происходит переключение передач в восходящем порядке? В чем особенность этого процесса.

4. Объясните, как происходит переключение передач в нисходящем порядке? В чем особенность этого процесса и отличие от переключение передач в восходящем порядке.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НАВЫКОВ.

1. Запустите и прогрейте двигатель. Включите ближний свет фар.

2. Осуществите трогание автомобиля с места, комментируя каждое действие.

3. Выполните комплекс упражнений, состоящий из начала движения, переключения передач и остановки автомобиля

4. Произведите остановку автомобиля с приведением в действие стояночного тормоза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О безопасности дорожного движения : федер. закон. - М., 1996.

2. Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "В". М.: 2008.

3. Правила дорожного движения. - М., 2008.

4. Трейбл З. Исскуство вождения автомобиля. - М, 1960

5. Коноплянко В.И. Основы безопасности дорожного движения.-- М.: ДОСААФ, 1978.

6. Клочанов Н. И. Безопасное управление автомобилем. - Ростов н/Д., 2003.

7. Шухман Ю.И. Учебник водителя транспортного средства категории "В". Основы управления автомобилем и безопасность движения. М.: 2004.

8. Зеленин С. Ф. Учебник по вождению автомобиля. М. 2006.





© 2010-2022