Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству Ковроделие

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Воздвиженский детский центр

Воскресенский район Нижегородской области







Образовательная программа "Ковровая вышивка "









Возраст детей: 8-14лет

Срок реализации-1 год



Составитель:

Щербинина Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования



с. Воздвиженское

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Актуальность. Программа «Ковровая вышивка» ориентирована на детей 8-14 лет и составлена с учетом особенностей подросткового возраста: повышенный интерес к различным видам деятельности, повышенная познавательная и творческая активность, стремление овладеть различными профессиональными умениями.

Главные мотивационные линии подросткового возраста связаны с активным стремлением к личному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение, самоутверждение. У детей появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.
Первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых и личностных качеств подростка. Декоративно-прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.

Декоративно-прикладное творчество - как часть мировой культуры, тесным образом связана с развитием творческого потенциала человека. Ковровая вышивка, один из видов ковроделия, является частью декоративно-прикладного искусства. Искусство ковроделия ценилось всегда. Особую ценность представляли ковры, сделанные вручную. Первые сведения о коврах относятся к V веку до н.э. Дошедшие до нас из глубины веков ковровые изделия, являются наследием богатой древней традиции, мировой художественной культуры.

В процессе обучения дети постепенно от простого к сложному осваивают азы ткачества, учатся не только копировать, работая по готовому образцу, но и создавать собственные композиции, применяя знания по основам композиции и цветоведению.

Ковроткачество является одним из распространенных видов художественной обработки материалов. Освоение техники позволяет приобрести навыки в ткачестве, а также способствует формированию художественного вкуса и развитию творческой фантазии учащихся.

Цель программы: создание необходимых условий для развития творческих способностей детей, посредством приобщения их к ковроткачеству - одному из видов декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего, в частности нравственно-эстетического развития личности школьника, являющегося важнейшей предпосылкой самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного производства и для получения образования.

Программа позволяет решить следующие задачи:

Обучающие:

Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические навыки и умения;

Развивающие:

  1. приобщить детей и подростков к народному искусству;

  1. реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

Воспитывающие:

  1. воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

  1. формировать у детей соответствующую социальную позицию;

Программа включает пояснительную записку, тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения, а также список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции и цветоведения, технологией изготовления изделий в технике "ковровой вышивки"

Усвоению теоретического материала по теме "Основы композиции" способствует проведение практических работ с целью создания композиций для художественных изделий в традициях изучаемого промысла. На этих занятиях учащимся не рекомендуется копировать образцы народного искусства в своих работах; необходимо творчески использовать изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, варьируя и компонуя их по-своему, опираясь на общее образное содержание, настроение, эмоциональный характер народного искусства.

На уроках практического обучения учащиеся выполняют ковровые изделия по ранее составленному эскизу (на занятиях по композиции).

В процессе практических занятий необходимо уделять должное внимание вопросам технологии изготовления ковровых изделий, формированию у школьников общих умений и навыков в исполнении несложных художественных изделий. На каждом занятии рекомендуется проводить беседы, инструктажи (вводный, текущий и заключительный), направленные на осмысление учащимся трудовых процессов и средств труда, формирование рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструктаже отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию учебного времени.

Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа. На занятиях используется зрительный ряд: образцы, экспонаты, эскизы, схемы и т.д.

Занятия предполагают использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Текущий контроль проводится на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы.

Тематический контроль проводится после каждой темы, следует разбор ошибок и их анализ.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года во время проведения заключительной выставки учащихся, в виде коллективного обсуждения работ.

Весь процесс обучения должен быть творческим, исследовательским и носить воспитательный характер, а выполненные изделия - иметь яркий национальный колорит, художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.

Программа " Ковровая вышивка " рассчитана на 1 учебный год: 2 часа в неделю. всего 72ч.

Учитывая характерные особенности данного художественного промысла, а также конкретные условия, возможны сокращение или увеличение времени по отдельным темам, перестановка тем при сохранении общего количества учебных часов. Занятия в кружке способствуют развитию трудолюбия, терпения, самостоятельности, усидчивости, умению довести начатое дело до конца, умению общаться в разновозрастом коллективе, взаимопомощи и взаимовыручке, умению дарить подарки, развивают память и глазомер, учат красоте и доброте и т.д.

Получая знания в кружке, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и просто получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии.

Инновацией программы является сам подход - соединение экологического образования с декоративно-прикладным искусством.

Концепция: Формирование гуманистических отношений между людьми в целях социального оздоровления села. Исходя из этой концепции, решается проблема: организация досуга детей, ведь всем известно, что безделье порождает безнравственность, приобщение детей к творчеству облагораживает, формулирует их интересы, а приобретенные навыки они пронесут через всю жизнь и именно они помогут им в дальнейшем выборе профессии.

На занятиях кружка используются общедидактические методы обучения - словесные, наглядные, практические; создается дружеская и деловая атмосфера. Особое внимание уделяется качеству выполненных работ. Много внимания уделяется каждому ребенку, выявляя его интерес, определяя его знания, умения, навыки

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Количество часов

теория

Практика

Итого

1. Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда.

1

__

1

2. Основные сведения о народных художественных промыслах. Ручное ковроделие. Развитие ковроткачества (краткий обзор). Классификация ковров. Ассортимент.

1

__

1

3.Ковровая вышивка как вид декоративно - прикладного искусства. Процесс изготовления художественных изделий в технике "ковровой вышивки".

2

__

2

4.Основы материаловедения для работ, выполненных в технике «ковровой вышивки».

1

__

1

5.Знакомство с инструментом и оснасткой. Основные приемы работы ковровой иглой. Пробные стежки.

1

1

2

6.Приемы заполнения квадрата 6*6 см. ковровой вышивкой. Основные правила заполнения простых геометрических элементов. Схемы.

1

2

3

7.Последовательность исполнения ковровой вышивки на изделии.

1

__

1

8. Технология изготовления изделий в технике "ковровой вышивки" с геометрическим орнаментом (размером 32х32 см.)

1

7

8

9. Основы композиции. Орнамент. Композиционное решение орнамента. Стилизация. Цветовые решения в декоративных орнаментах.

1

3

4

10.Основы цветоведения. Цветовой круг. Колорит. Цветовые решения в декоративных орнаментах и композициях.

1

3

4

11.Разработать эскиз орнамента для изделия размером 32*32 см. в натуральную величину и в цвете. Конкурс.

1

7

8

12.Изготовление изделий в технике "ковровой вышивки" с симметричным или растительным орнаментом (размером 32х32 см.)

1

8

9

13.Изготовление изделий в технике "ковровой вышивки"

1

5

6

14. Способы оформления края ковровых изделий.

1

2

3

15.Изготовление ковровых изделий размером 50х50 см. по многоцветным сюжетным эскизам (по выбору учащегося).

1

8

9

16.Изготовление выставочных работ (коллективных или индивидуальных).

1

7

8

17.Проведение праздничных мероприятий.
Выставка лучших работ. Награждение победителей.

2

2

Всего: 17ч. 53ч. 72ч.

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о ручном ковроделии

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • элементы и мотивы геометрических, растительных и животных орнаментов, простые типовые композиции;

  • материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике "ковровой вышивки";

  • основные приемы ковровой вышивки;

  • правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;

Учащиеся должны уметь:

  • делать зарисовки геометрических, растительных и симметричных орнаментов;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов на изделиях;

  • владеть инструментом для изготовления изделий в технике "ковровой вышивки";

  • самостоятельно разрабатывать композиции для изделий;

  • организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.

Прогнозируемые результаты и критерии их замера.

Так как в кружке учитель не ставит оценок, а ребенок должен знать как он выполнил задание, то у преподавателя есть свои критерии оценки качества работ.
Во-первых, дети постепенно осваивают выполнение ковров двигаясь от простых рисунков к сложным. Сначала они знакомятся с заполнением геометрического рисунка на ковре размером 32*32 см., дальше они учатся заполнять цветочный орнамент и заканчивают обучение ковром с изображением животного. Если они сделали 3 ковра на «хорошо», тогда они могут выбрать эскиз по желанию. После этого они переходят на выполнение ковра на следующей рамке: 40*40 см. и делают столько ковров на этой рамке, пока их качество не устроит учителя, а дальше переходят на следующий размер 50*50 см. и т.д. Преподаватель имеет возможность каждого ученика задержать на определенной рамке до тех пор, пока у него не получится работа на «хорошо» или «отлично».
Высшая оценка учителя, это допуск ученика к выставочной работе.
Таким образом, каждый учащийся проходит свой путь от выполнения простых работ до выполнения выставочных.

Условия реализации программы

Оформленный кабинет

Учебно-методические материалы

Оборудование

Дидактические материалы

I. Методическое обеспечение:

- наличие утвержденной программы;

- методические разработки по темам программ;

- наглядные пособия, образцы;

- специальная литература (журналы, книги, пособия);

- набор сценариев для досуговых мероприятий

II. Организационное обеспечение:

- необходимый контингент учащихся;

- расписание занятий;

- связь с общественностью, школой.

Конечный результат

- у ребенка повышается познавательная активность, самооценка, творческий потенциал;

Положительным результатом деятельности является самоопределение ребенка - жизненное, социальное, личностное и профессиональное.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ,

  • творческие конкурсы,

  • интеллектуальные викторины;

  • открытые занятия,

  • мастер - классы для родителей;

  • участие в мероприятиях разного уровня.

Показатели результативности:

  • позитивная динамика познавательного интереса;

  • накопление детьми опыта и социальных установок

  • удовлетворенность всех обучающихся;

  • положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.

Форма оценки результата воспитанника очень важна. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное - побудить воспитанника к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Методическое обеспечение программы

Данная программа основана на технологии преподавания, использующей принципы и методы педагогики искусства

К основам методики относятся следующие принципы:

- опора на принципы объединения различных видов искусств;

- деятельно-практический подход к каждой теме занятий;

- формирование понятий путем накопления зрительного, слухового опыта, через накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений;

- опора во всех формах обучения на принципы целостности, образности, ассоциативности, импровизационности, что проявляется:

  1. в построении занятия-образа;

  1. в форме ведения занятия и способе общения с обучающимися;

  1. в особой эмоциональной атмосфере;

  1. в организации восприятия личности через художественный образ.

Программа состоит из следующих типов занятий:

- изучение, усвоение нового материала;

- закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;

- самостоятельное применение знаний, навыков, умений для достижения собственных целей.

Обучающий процесс включает в себя следующие методы работы:

- метод объяснения, демонстрации, показ;

- метод наблюдения и сравнения;

- метод творческих заданий;

- метод обмена способностями;

- метод художественного моделирования.

Образовательный процесс организуется через:

  1. Обсуждение - беседа по выбранной теме, (позволяет точнее выстроить композицию, цветовое решение работы, обдумать идею, проявить собственную фантазию).

  1. Показ - просмотр образцов моделей, специальной литературы, анализ и дальнейшее обсуждение возможных вариантов реализации идеи, (стимулирует процесс творческого воображения, активизирует развитие пространственного мышления).

  1. Планирование - составление плана позволяет грамотно организовать работу, способствует развитию навыков самоконтроля.

  1. Практическая работа - самостоятельная и с помощью педагога, (при самостоятельной работе оценка и помощь педагога очень важны; при работе совместно с педагогом нудно не преуменьшить творческую инициативу учащегося).

  1. Анализ готовых работ - коллективное обсуждение или самоанализ, (позволяет сравнивать работы, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы).

Формы проведения занятий:

  1. Вводное - традиционное, устное.

  1. Практическое - ознакомление с темой, усвоение теоретического материала, применение на практике изученных техник и приемов.

  1. Обобщение - анализ выполненных работ.

  1. Контроль качества исполнения.

Критерии оценки знаний, навыков и умений:

- степень сложности работы

- качество выполнения работы

- гибкость мышления и творческий подход

- самостоятельность в выполнении задания

- умение обосновать и доказать практическую значимость проекта

- умение проявлять инициативу и стремление к достижению цели

- умение выстраивать межличностные отношения в группе

Для реализации задач обучения используются следующие формы работы:

- игра

- беседа

- инструктаж

- индивидуальное задание

- коллективная работа

Методы работы:

- словесные: рассказ, объяснение, убеждение, поощрение

- наглядные: демонстрация специальной литературы, образцов, схематических изображений, показ приемов выполнения, показ выполненных работ

- практические: упражнения, выбор материалов для работы, зарисовка, освоение техник, помощь педагога

- аналитические: наблюдение, сравнение, оценка, обсуждение пройденного материала, анализ проделанной работы

Способы контроля

- устные: опрос

- практические: в форме выполнения конкретного задания или работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание

час

цель

Практическая деятельность

час

Итого

1

Вводное занятие

1

Познакомить с правилами безопасной работы в кружке

Заполнение анкеты с целью выявления интересов и их отношение к работе кружка. Ковры в интерьере жилища.

1

2

Основные сведения о народных художественных промыслах . Развитие ковроткачества. ( Краткий обзор)

1

Познакомить детей с народными художественными промыслами.

1

3

Ковровая вышивка как вид декоративно- прикладного творчества. Процесс изготовления художественных изделий в технике ковровой вышивки. Просмотр выставочных работ на стендах кружка.

2

Познакомить с искусством ковровой вышивки

2

4

Основы материаловедения для работ, выполненных в технике ковровой вышивки

1

Познакомить с материалами, необходимыми для работы в кружке

1

5

Знакомство с инструментами, оснасткой. Основные приемы работы ковровой иглой. Пробные стежки.

1

Познакомить с инструментами.

Работа на рамке.

1

2

6

Приемы заполнения квадрата 6х6 см ковровой иглой. Основные правила заполнения простых геометрических элементов схемы.

1

Научить работать ковровой иглой.

Выполнение упражнений в различной цветовой гамме геометрических элементов.

2

3

7

Последовательность выполнения ковровой вышивки на изделии.

1

Формировать навыки работы ковровой иглой.

1

8

Технология изготовления изделий в технике ковровой вышивки с геометрическим орнаментом 32х32 см

1

Познакомить с технологией изготовления ковровых изделий с геометрическим орнаментом.

Перевод рисунка на рамку. Работа на рамке ковровой иглой.

7

8

9

Основы композиции. Орнамент. Композиционное решение орнамента. Цветовые решения в декоративном орнаменте.

1

Раскрыть понятие композиции, орнамента. Познакомить с цветами спектра.

Зарисовка основных композиционных схем в различных цветовых гаммах.

3

4

10

Основы цветоведения. Цветовой круг. Колорит. Цветовые решения в декоративных орнаментах и композициях.

1

Познакомить с понятиями « теплая» и « холодная» гамма, цветовой контраст.

Упражнения с применением принципов комбинирования.

3

4

11

Разработка эскиза орнамента для изделия 32х32 см в натуральную величину в цвете. Конкурс.

1

Научить делать эскиз орнамента в натуральную величину.

Практическая работа на рамке

7

8

12

Изготовление изделия в технике ковровой вышивки с симметричным или растительным орнаментом

1

Закрепить навыки работы с ковровой иглой на рамке.

Выбор рисунка ковра. Практическая работа на рамке.

8

9

13

Изготовление изделий в технике ковровой вышивки

1

Закрепить навыки работы с ковровой иглой на рамке.

Выполнение эскиза с выбором изображения Работа на рамке.

5

6

14

Способы оформления края ковровых изделий

1

Познакомить со способами оформления края ковровых изделий.

Оформление края коврового изделия.

2

3

15

Изготовление ковровых изделий 50х50 см по многоцветным сюжетным эскизам

( по выбору учащихся)

1

Закрепить навыки работы с ковровой иглой

Перевод выбранного рисунка на рамку. Подбор пряжи в соответствии с образцом. Работа на рамке.

8

9

16

Изготовление выставочных работ ( коллективных или индивидуальных).

1

Познакомить с декоративно- прикладным искусством родного края.

Перевод орнамента на рамку, работа на рамке, оформление края.

7

8

17

Воспитательная работа. Выставка лучших работ. Награждение лучших

2

Способствовать формированию, развитию детского коллектива, сплоченного творческой деятельностью. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Творческий отчет.

2

17

53

72

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В общем процессе обучения можно выделить основные приемы формирования творческой деятельности:

- большое внимание уделяется информативной части, знакомством с самим искусством ковроткачества, форме занятий (например - игре). Практическая часть включает в себя работу по образцу или изготовление несложных изделий, с внесением изменений в конструкцию или технологию. Важным также является то, что методика ковроткачества должна быть понятна младшим учащимся и позволяла выполнить работу в течение одного дня. Стимулирует творческую деятельность обучающихся педагог собственным примером, , демонстрацией образцов высокого уровня, беседой, творческим заданием, поощрением, тактичной критикой, внушением веры в свои силы.

Полученные знания, умения, навыки позволяют детям в дальнейшем более органично адаптироваться в окружающем мире.

.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Человек по натуре своей художник.

Он всюду, так или иначе, стремится вносить

в свою жизнь красоту… Красивые вещи

воспитывают творческое воображение

людей и уважение к их труду»

М.Горький

Занятия рукоделием, работа с различными материалами позволяет детям воспринимать мир органично и интересно, формируют необходимые для дальнейшей жизни качества - трудолюбие, аккуратность, внимание, терпение, желание познавать новое, умение доводить начатое дело до конца, развивают художественный вкус. Созданные своими руками изделия всегда неординарны и привлекательны, так как несут в себе частичку души их создателя. Такие работы будут замечательным подарком, они своеобразно и органично сочетаются с интерьером. А главное - привносят в жизнь детей радость творчества.







Литература

Литература для учащихся:

  1. К.Маерова, К.Дубинская "Русское народное прикладное искусство" Москва, "Русский язык" 1990 г.

  2. Популярная энциклопедия "Рукоделие" Москва, Научное издательство" Большая Российская Энциклопедия" 1992 г.

  3. Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос», 2008 г.

  4. Н.П.Бесчастнов «Изображение растительных мотивов», Москва, издательство «Владос», 2008 г.

Литература для педагога:

  • Бардина "Изделия народных художественных промыслов и сувениры" Москва, "Высшая школа", 1990 г.;

  • Т.Беляев " Упражнения по развитию пространственного представления учащегося" Москва, "Просвещение", 1983 г.;

  • В.Костин, В.Юматов "Язык изобразительного искусства", Москва, "Знание", 1978 г.;

  • К.Маерова, К.Дубинская "Русское народное прикладное искусство"

  • Научно-исследовательский институт трудового обучения и профессиональной ориентации "Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников" Методическое пособие, Москва 1989 г.;



© 2010-2022