- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка открытого урока по агрометеорологии на тему Введение в агрометеорологию
Методическая разработка открытого урока по агрометеорологии на тему Введение в агрометеорологию
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Войшнорович Т.П. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Алексинский машиностроительный техникум»
Методическая разработка открытого урока
Дисциплина: агрометеорология (ПМ.03.Р.1)
Тема: Общие сведения об агрометеорологии
Разработал: преподаватель специальных дисциплин
Войшнорович Татьяна Павловна
Дата проведения урока: 14.09.2015
2 курс, группа 03-14ДО
2 корпус, кабинет 307
Алексин 2015 г.
Содержание
-
Пояснительная записка
Методическая разработка открытого урока занятия №1 по дисциплине ПМ.03.Р.1 (Агрометеорология) курс 2, группа 03-14ДО, специальность - метеорология.
Тема занятия: Введение. Общие сведения об агрометеорологии.
Вид занятий: Лекция
Цели занятия:
-
Образовательная:
Формирование первичных знаний об агрометеорологии, как науке возникшей на стыке различных областей знаний о природе, её связи с другими дисциплинами, о практическом применении научных данных, о истории развития и роли отечественных и зарубежных ученых в становлении науки, о методах, применяемых в агрометеорологических исследованиях.
б) Развивающая:
Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, внимания, памяти, воображения, сопоставления знаний из разных областей.
в) Воспитательная:
Воспитание любви к будущей профессии, организованности, дисциплинированности, культуры поведения и общения, инициативности, самостоятельности, коммуникабельности, широты интересов.
Задачи урока составление конспекта
Вид учебного занятия теоретическое занятие
Тип занятия изучение нового материала
Межпредметные связи основы агрономии, метеорология и др.
Педагогические технологии (или методическая цель урока) Мотивация познавательного интереса к агрометеорологии.
Форма организация проблемная лекция
Используемые методы обучения информирующий урок
Время проведения урока 14 сентября 2015г
Обеспечение урока компьютерная презентация
-
План - конспект занятия:
I. Организационная часть 1 - 2 минуты
Планируемые результаты* изучения темы для предложенной учебной ситуации
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.
Действия преподавателя для создания условий достижения запланированных результатов.
Действия обучающихся для достижения запланированных результатов
Личностные:
Знакомство с группой, установление позитивных отношений преподаватель - студент,.
Метапредметные:
Работа с презентацией
Предметные:
Формирование умения анализировать новую информацию
Ответить на вопросы:
1. Ф.И.О.
1. Познакомиться с группой.
2.Подготовить слайды презентации
.
Знакомство с преподавателем.
Обучающиеся учувствуют в интерактивной беседе.
*Результаты урока: личностные - принятие новых ценностей, нравственных норм, метапредметные - освоение способов деятельности, навыков самоорганизации, предметные - приобретение знаний и умений по данному предмету
Слайд №1
-
Приветствие;
-
Знакомство с группой (представиться, сделать перекличку);
-
Слайд №1
II. Сообщение темы, целей и задач занятия 2 - 3 минуты
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.
Действия преподавателя для создания условий достижения запланированных результатов.
Действия обучающихся для достижения запланированных результатов
Личностные:
Мотивация познавательного интереса к агрометеорологии.
Метапредметные:
Работа с презентацией, анализ представленной информации
Предметные:
Формирование умения анализировать, обобщать и делать выводы
Ответить на вопросы:
-
Какую новую дисциплину вы начинаете изучать?
-
С чего начинается изучение новой дисциплины?
-
Обязательно ли ведение конспекта?
-
Сформулировать совместно с обучающимися тему и задачи урока.
-
Подготовка рабочего места.
Обучающиеся учувствуют в интерактивной беседе.
Выдвигают гипотезы о целях и задачах вводного занятия.
Тема урока: Общие сведения об агрометеорологии.
-
Связь науки с другими дисциплинами, область практического применения.
-
История развития агрометеорологии.
-
Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии науки.
-
Методы исследований в агрометеорологии.
Слайд №2
III. Начальная мотивация учебной деятельности 2 - 3 минуты
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.
Действия преподавателя для создания условий достижения запланированных результатов.
Действия обучающихся для достижения запланированных результатов
Личностные: Развитие интеллектуальных способностей.
Развитие мотивации изучения агрометеорологии.
Метапредметные:
Развитие системного мышления, использование знаний по основам агрономии
Предметные:
Формирование умения анализировать, обобщать и делать выводы
Ответить на вопросы:
-
Какую специальность вы получаете в техникуме
-
Как вы думаете, будут ли использованы знания по а/м при изучении других дисциплин?
-
Сформулировать область применения знаний по агрометеорологии.
Обучающиеся участвуют в беседе, выдвигают гипотезы применения агрометеорологических знаний при изучении других дисциплин
Знания, которые вы получите про изучении агрометеорологии будут необходимы при изучении второго раздела ПМ.03.Р.2 (Агрометеорологические наблюдения), а также в практической деятельности по выбранной вами специальности.
IV. Изучение нового материала
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.
Действия преподавателя для создания условий достижения запланированных результатов.
Действия обучающихся для достижения запланированных результатов
Личностные: Развитие интеллектуальных способностей
Метапредметные:
Развитие системного мышления, работа с презентацией анализ представленной информации
Предметные:
Формирование умения анализировать, обобщать и делать выводы, составлять опорный конспект.
Прослушивание лекции, составление опорного конспекта, участие в беседе.
-Подготовить лекционный материал.
- Подготовить слайды
Обучающиеся участвуют в беседе во время лекции, отвечают на вопросы, составляют опорный конспект
-
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АГРОМЕТЕОРОЛОГИИ
С древнейших времен конечный результат земледельца - урожай - находился в полной зависимости от сложившихся условий погоды. Засухи, суховеи, заморозки, град, ливни, сильные ветры нередко приводили к полной гибели урожая сельскохозяйственных культур, что означало нищету и голод. Это заставляло земледельцев следить за влиянием погодных условий на урожай и делать выводы. Такие наблюдения и знания передавались из поколения в поколение, складывались в народные приметы:
(Предложить студентам назвать народные приметы, связанные с влиянием погоды на урожай с/х культур).
Слайд №3.
- много снега - много хлеба;
- снег на полях - хлеб в закромах;
- кто по календарю сеет - тот плохо веет;
- вода разольется - сена наберется;
- сей овес в грязь - будешь князь;
- коли в мае дождь - будет и рожь;
- апрель теплый, май холодный - год хлебородный и т.д.
По существу, это и была народная агрометеорология. Знания народных примет помогало земледельцам снизить степень риска в получении урожая.
В настоящее время влияние метеорологических, климатических, гидрологических и почвенных условий на процессы и объекты сельскохозяйственного производства изучает наука агрометеорология.
Слайд №4
Наука, изучающая метеорологические, климатические, гидрологические и почвенные условия в их взаимодействии с процессами и объектами сельскохозяйственного производства называется АГРОМЕТЕОРОЛОГИЕЙ (или с\х метеорологией).
Возникла эта наука на стыке различных областей знаний о природе в конце 19 века.
Какие науки о природе вы знаете?
Слайд №5
Агрометеорология тесно связана с такими науками, как метеорология и климатология, почвоведение, растениеводство, агрономия, физиология растений и животных, математика, статистика и другими науками.
Объектами изучения агрометеорологии являются растения, животные и среда их обитания, а предметом изучения - их взаимосвязи с погодой и климатом.
-
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АГРОМЕТЕОРОЛОГИИ
Основоположниками агрометеорологии были выдающиеся русские ученые А.И. Воейков и П.И. Броунов (конец 19 века).
Слайд №6
А.И. Воейков в своей знаменитой книге «Климаты Земного шара, в особенности России» впервые оценил и практически показал важность использования климатических данных в сельскохозяйственном производстве.
Под руководством Воейкова А.И. разработана первая программа метеорологических наблюдений в сельском хозяйстве.
П.И. Броунов начал создавать приднепровскую метеорологическую сеть, в программу наблюдений которой были включены наблюдения за сельскохозяйственными культурами. До первой мировой войны росла сеть станций, проводились исследования, издавались научные труды. Научные работы Броунова П.И. были изданы в книге «Труды по сельскохозяйственной метеорологии».
Новый этап становления науки начинается с 1921 года, с момента подписания Постановления Совета Труда и Обороны РСФСР, предусматривающее создание агрометеорологической службы.
В 1923 г - создан Государственный институт опытной агрономии (впоследствии ВИР), в котором функционировал отдел с\х метеорологии.
Оперативно развивалась сеть наблюдательных станций.
1934 г - создан Институт засух и суховеев (г. Саратов)
1936 г - первый учебник «Сельскохозяйственная метеорология»
Большой вклад в развитие агрометеорологии внесли академики ВАСХНИЛ Г.Т. Селянинов, П.И. Колосков.
Слайд № 7
В суровые военные годы продолжалась научно-исследовательская работа в области агрометеорологии:
- С.А. Вериго - влажность почвы;
- А.А. Шиголев - фенологическте оценки и прогнозы;
- А.В. Процеров - влагообеспеченност посевов;
- Е.А. Цубербиллер - суховеи;
- Д.И. Шашко - агроклиматическая характеристика ряда регионов;
- Л.Н. Бабушкин - микроклимат.
В 1948 г в ОГМИ создан агрометеорологический факультет.
Слайд №8
В 1949г школу садоводов в пос. Колосово реорганизуют в АГМТ, основной специальностью которого является агрометеорология.
Слайд № 9
В 50-е - 70-е годы организуются региональные УГМС.
В эти годы развитие агрометеорологии связано с именами таких ученых как:
Л.А. Разумова, М.С. Кулик, Ю.И. Чирков, Е.С. Уланова, В.А. Моисейчик, С.А. Сапожникова, И.А. Гольцберг, Ф.Ф. Давитая, А.И. Руденко, Л.С. Кельчевская, и другие ученые (Слайд № 8).
В 1977 году создан ВНИИСХМ (г. Обнинск). Первый директор - И.Г. Грингоф. С 1993 г - А.Д Клещенко.
Слайды № 10, 11
Во ВНИИСХМ работают такие ученые как: А.П. Федосеев, О.Д. Сиротенко, А.Н. Полевой, В.В. Вольвач, В.А. Жуков, Е.К. Зоидзе, А.Д. Пасечнюк и др. Это центр научных исследований, здесь разрабатываются методики проведения наблюдений, готовятся научные труды, в том числе создается учебная литература для техникумов и вузов.
В 2007 году за комплекс исследований по влиянию изменений климата на с\х группа российских ученых удостоены диплома лауреатов Нобелевской премии мира, от Росгидромета в эту группу был включен О.Д. Сиротенко.
Слайды № 12,13
Преподаватели техникума активно сотрудничают с ВНИИСХМ: принимают участие в научных конференциях;
- получают издания новой литературы.
-
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В АГРОМЕТЕОРОЛОГИИ
Для получения количественных и качественных оценок влияния среды обитания на растения и животных в агрометеорологии применяют следующие методы исследований:
-
Метод сопряженных (параллельных) наблюдений за состоянием, ростом, развитием и формированием урожайности растений и а\м условиями в которых они произрастают;
С помощью этого метода устанавливаются количественные и качественные связи между условиями погоды и состоянием растений, выявляются потребности в факторах среды.
-
Метод учащенных сроков сева;
-
Метод географических посевов;
-
Экспериментально - полевой метод;
-
Метод дистанционного определения параметров подстилающей поверхности
-
Картографический метод;
-
Метод математической статистики;
-
Метод физико - математического моделирования;
-
Сравнительно - исторический метод.
Слайд № 14
V. Рефлексия 5 - 6 минут
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.
Действия преподавателя для создания условий достижения запланированных результатов.
Действия обучающихся для достижения запланированных результатов
Личностные: Развитие интеллектуальных способностей
Метапредметные:
Развитие системного мышления, работа с презентацией анализ информации
Предметные:
Формирование умения анализировать, обобщать и делать выводы.
Ответить на вопросы кроссворда
-Подготовить вопросы кроссворда.
- Подготовить слайды
Обучающиеся отвечают на вопросы, определяют ключевое слово, изученной темы
Слайд № 15
VII. Домашнее задание 1- 2 минуты
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.
Действия преподавателя для создания условий достижения запланированных результатов.
Действия обучающихся для достижения запланированных результатов
Повторение изученного материала по опорному конспекту
Подвести итоги занятия в целом;
Выдать домашнее задание
Студенты выбирают темы рефератов, согласно своим возможностям и интересам:
- Основоположники агрометеорологии - А.И. Воейков и П.И. Броунов
- Организация и работа ВНИИСХМ.
- Лауреат Нобелевской премии мира - О.Д. Сиротенко.
-
Самоанализ урока
Это первое занятие данного курса. Были поставлены образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.
- Образовательная:
Формирование первичных знаний об агрометеорологии, как науке возникшей на стыке различных областей знаний о природе, её связи с другими дисциплинами, о практическом применении научных данных, о истории развития и роли отечественных и зарубежных ученых в становлении науки, о методах, применяемых в агрометеорологических исследованиях.
- Развивающая:
Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, внимания, памяти, воображения, сопоставления знаний из разных областей.
- Воспитательная:
Воспитание любви к будущей профессии, организованности, дисциплинированности, культуры поведения и общения, инициативности, самостоятельности, коммуникабельности, широты интересов.
Задачей урока являлась мотивация познавательного интереса к изучению дисциплины агрометеорологии. Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся - это одна из моих основных задач. В этом уроке для повышения мотивации к обучению я использовала презентацию в качестве иллюстрации к лекции, включающую в себя фотографии, яркие иллюстрированные схемы, портреты ученых и др. материалы. Саму лекцию я дополнила новым материалом: народными приметами, материалы архива преподавателей агродисциплин нашего техникума: истерическими, биографическими и краеведческими очерками, литературой с автографами авторов, историями из личного опыта. Ребятам очень понравился такой подход, в обсуждении были включены все обучающиеся.
Большое значения на своих уроках я придаю форме подачи, мне важно вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. В ходе урока, я выделяла привлекательные стороны в изучении агрометеорологии (уважение к достижениям русских ученых агрономов, личный опыт повышения престижа к будущей профессии, желание посетить такие города, как Санкт-Петербург, Одесса побуждение к продолжению обучения по специальности в высших учебных заведениях и т.д.), а также подчеркивала межпредметные связи (связь литературы, истории, экономики, других метеорологических дисциплин с агрометеорологией).
Еще один прием, который я апробировала на этом уроке - знакомство с обучающимися с помощью слайда-визитки. В начале урока я рассказала о себе, о своих достижениях, расположила к себе обучающихся, настроила их на доверительный стиль общения.
В качестве закрепления пройденного материала ребята решали кроссворд на интерактивной доске. В процесс решения кроссворда я подключала и слабых обучающихся, помогала им наводящими вопросами.
Основная цель была достигнута, ребята проявили интерес к изучению агрометеорологии, осознали её важность как науки в широком смысле, так и как к прикладной дисциплине, которая пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности.
На этом уроке удалось решить на оптимальном уровне поставленные задачи, избежать перегрузки и переутомления учащихся, развить продуктивную мотивацию учения.
Этот урок показал целесообразность применяемых методов и средств обучения. Планирую создать цикл презентаций для каждого урока по дисциплине « Агрометеорология», использовать на уроках интерактивную доску для закрепления и проверки материала.
-
Фотографии