• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника

Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника

Данная методическая разработка содержит 12 страниц и представляет собой методическую разработку урока производственного обучения по разделу «Изготовление изделий по чертежу». Тема урока «Изготовление угольника». Данная методическая разработка позволяет сформировать и закрепить знания обучающихся на уроке, обобщить изученный материал, продемонстрировать умения и практический опыт при выполнении практического задания, выявить уровень качества обучения.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»









методическая разработка урока



тема: Изготовление изделий по чертежу.

Изготовление угольника





Разработал: Исакова Зинаида Леонидовна,

мастер производственного обучения







2014

Белово

Методическое обоснование


Данная методическая разработка содержит 12 страниц и представляет собой методическую разработку урока производственного обучения по разделу «Изготовление изделий по чертежу». Тема урока «Изготовление угольника».

Данная методическая разработка позволяет сформировать и закрепить знания обучающихся на уроке, обобщить изученный материал, продемонстрировать умения и практический опыт при выполнении практического задания, выявить уровень качества обучения.

Эта методическая разработка способствует повышению интереса к выбранной профессии, вовлечению обучающихся в соревнование, воспитанию чувства ответственности, коллективизма, уважению друг к другу, творческому самовыражению, умению проектировать собственную профессиональную деятельность, осмысливать и предварять ее результаты, умению ориентироваться в нестандартных ситуациях, способности действовать в команде, самостоятельности в решении возникших проблем.

Методическая разработка включает: план урока, конспект урока, ведомость критериев оценок на проверку качества и производительности труда, приложения , список учебной литературы.

Рекомендуется для использования в группах, обучающихся профессии «Сварщик».





















План урока №5

Тема 1: Подготовительно-сварочные работы.

Тема раздела: Изготовление изделий по чертежу.

Тема урока: Изготовление угольника.

Цели урока:

Образовательная: проверить и оценить умения и практический опыт обучающихся по выполнению типовых слесарных операций при подготовке металла к сварке.

Воспитательная: Воспитывать организацию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы, благоприятную эмоциональную атмосферу, творческий характер учебно-познавательной деятельности

Развивающая: развивать познавательный и профессиональный интерес, состязательность, умение работать в команде, анализировать свои действия.

Тип урока: формиролвание умений и практического опыта: «Бригадный подряд»

Методы проведения урока: ИМО- работа в малых группах, игра-практикум; практический.

Междисциплинарные связи: МДК.01.01 Подготовка металла к сварке,ОП.01 Основы инженерной графики.

Уровень усвоения материала: репродуктивный

Материальное и дидактическое обеспечение занятия:

план урока, задания на актуализацию опорных знаний, чертежи угольника, чертилки, кернеры, молотки слесарные, напильники разной точности и формы, ручные ножовки, ручные ножницы, зубила, крейцмейсели, ручные ножовочные станки, линейки, поверочные линейки, штангенциркули, угольники проверочные, заготовки из листа 3мм, эталон готовой детали, верстаки слесарные.

Литература:

Овчинников, В.В. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов [Текст]: учебник для нач. проф. образования / В.В.Овчинников - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

3.Овчинников, В.В. Дефекты сварных соединений [Текст]: учеб. пособие / В.В.Овчинников В.В. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 64 с. - (Сварщик).

Методическая цель: развитие познавательной активности обучающихся через нестандартные типы уроков, способы и методы их проведения.

Ход урока

1. Организационная часть (3 мин)

  1. Контроль посещаемости, готовности к уроку;

  2. Наличие спецодежды;

1.3 Назначение дежурных.

2.Вводный инструктаж (35 мин)

2.1 Сообщение темы и целей урока.

2.2 Актуализация опорных знаний: состязание команд

Задания для состязания:

1. Придумать название команды, связанное со слесарной практикой- 1б;

2. Назвать изученные слесарные операции (письменно) - за каждую операцию 0,5 б; (разметка, правка, гибка, рубка, резка, опиливание).

3. Расшифровать маркировку напильника Ж160№2, В125№4 (напильник ромбический, личной с длиной рабочей части 160мм; бархатный напильник с квадратным сечением и длиной рабочей части 125мм) -1б.

4. Ответить на вопрос в заклеенной бумажной ленте, учитывая скорость выполнения задания 1б+1б;

Вопросы:

- Чему равен угол заточки чертилки? (15-20°).

- Чему равен угол заточки кернера для стали? (60°).

5. Выбрать инструмент, применяемый при разметке и опиливании -за каждый правильно выбранный инструмент 1б;

(для разметки: чертилка, кернер, молоток разметочный, циркуль разметочный, угольник, линейка, штангенциркуль;

Для опиливания: напильники разной формы и точности, надфили, поверочные линейки, штангенциркуль, шаблоны).

6. Из выбранного инструмента собрать «робота» -3б;

7. Интеллектуальная игра «Дальше» (приложение А) за правильный ответ-1б;

8.подведение итогов конкурсного состязания.

2.3 Изучение нового материала:

2.3.1 Назначение угольника:

Рассказать о назначении угольника. Показать готовые образцы. Обратить внимание на требования к качеству изделия.

Обратить внимание на приёмы и способы самоконтроля. На способы предупреждения брака и способы его устранения.

Рассказать о передовых способах работы при выполнении задания.

Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

Провести инструктаж по правилам техники безопасности, обратить внимание на возникновение опасных ситуаций и способы предупреждения их возникновения.

Предложить учащимся повторить рабочие приёмы перед группой. Убедиться в понимании.

2.3.2 Технологическая последовательность изготовления угольника. Опираясь на изученный материал, обучающиеся рассказывают ход выполнения задания.

Сообщения обучающихся:

- разметка;

- резка;

- опиливание;

- контроль качества;

- соблюдение правил охраны труда.

(приложение Б)

Рассказать обучающимся о передовых способах работы при выполнении задания.

Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.


  1. Брак при изготовлении угольника и меры его предупреждения.

Обратить внимание на приёмы и способы самоконтроля, способы предупреждения брака и способы его устранения.

2.4 Личный показ трудового приема: выполнение пропила шириной 2мм.

  1. Дублирование обучающимися трудового приема мастера

Предложить учащимся повторить рабочие приёмы по выполнению пропила. Убедиться в понимании. Обратить внимание на выполнение требований по безопасному ведению работы.


  1. Выдача дневного задания: выполнение заданий.

  2. Анализ вводного инструктажа.

3.Текущий инструктаж (5час)

Самостоятельная работа обучающихся:

- изготовление угольника согласно чертежу.

Целевые обходы рабочих мест обучающихся

Первый обход - проверить содержание рабочих мест, их организацию.

Второй обход - обратить внимание на правильность выполнения рабочих приёмов, оказать помощь при затруднении или нарушении правильности выполнения. Индивидуальная работа с обучающимися.

Третий обход - проверить правильность соблюдения технологии выполнения изготовления изделия.

Четвёртый обход - проверить правильность ведения самоконтроля, соблюдение технических условий работы.

4. Заключительный инструктаж - (12 мин).

- подведение итогов урока;

- анализ выполненных работ, достоинство каждой работы;

- анализ типичных ошибок и причин, вызвавших их;

- выставление оценок за работы;

- выдача домашнего задания;

- заключительная форма вежливости.

Мастер производственного обучения З.Л.Исакова

Приложение А


Вопросы на закрепление-1команда

1.Как называется операция по нанесению разметочных линий на плоскости? (плоскостная разметка)

2.Для чего кернят разметочные линии? (чтобы не стерлись в процессе работы)

3.Что используют для окраски поверхности перед разметкой?

(мел, разведенный в воде, раствор медного купороса , быстросохнущие краски и лаки)

4.От чего зависит угол заточки кернера? (от свойств материала)

5.Назовите режущий инструмент для рубки металла? (зубило, крецмейсель, спец.канавочник)

6.Перечислите составные части зубила? (ударная, средняя, рабочая части)

7.Для чего применяется крейцмейсель? (для прорубания узких канавок и шпоночных пазов)

8.Перечислите типы ударов при рубке? (кистевой, локтевой, плечевой)

9.Почему нужно уменьшать силу удара в конце рубки? (чтобы не было отколов)

10. Инструмент для опиливания? (напильник)

11.Как делятся напильники по числу насечек? (драчевые, личные, бархатные)

12.Под каким углом выполняется основная насечка? (25°)

13.В чем преимущество перекрестной насечки? (размельчает стружку)

14.Что такое резка металла? (разделение металла на части)

15. Как полностью называется предмет ОИГ? (основы инженерной графики)

16.Как делятся ножницы в зависимости от устройства режущих ножей? (прямые, кривые)

17.Режущий инструмент ножовочного станка? (ножовочное полотно)

Вопросы на закрепление - 2 команда


  1. В каком порядке наносятся разметочные линии? (горизонтальные, вертикальные, наклонные, окружности и дуги)

  2. Перечислите разметочный инструмент? (чертилка, кернер, разметочный молоток, циркуль, линейка, штангенциркуль, угломер)

  3. Под каким углом затачивается чертилка? (15-20°)

  4. Что используется для нанесения линий на алюминий? (карандаш)

  5. Сколько раз можно проводить разметочные линии? (1)

  6. Из скольких частей состоит слесарное зубило? (3)

  7. Чем отличается крейцмейсель от зубила? (шириной режущей части)

  8. В каких случаях применяют кистевой удар? (для рубки тонкого металла)

  9. Назовите слесарно-пригоночную операцию? (опиливание)

  10. Перечислите напильники по форме сечения? (плоские, полукруглые, квадратные, трехгранные, круглые, ромбические, ножовочные)

  11. Как полностью называется ваша профессия? (сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

  12. На сколько групп делятся напильники по числу насечек на 1пг см? -6 - (0,1,2,3,4,5).

  13. Под каким углом выполняется вспомогательная насечка? (45°)

  14. Во сколько раз ручка напильника должна быть длиннее хвостовика? (1,5)

  15. Назовите виды резки металла? (ножницами, ножовкой, механизированная, труборезом)

  16. Какие ножницы вы знаете? (ручные, рычажные, стуловые, маховые, электрические)

  17. Основной вид брака при резании ножовкой? (косой рез).

Приложение Б

Сообщения обучающихся:

1. Разметка-это слесарная операция по нанесению разметочных линий согласно контуру детали. Для разметки используется следующий инструмент:

чертилка, угол заточки которой составляет 15-20 градусов;

линейка;

штангенциркуль;

угольник для разметки прямых углов;

циркуль;

разметочный молоток.

Чтобы линии в процессе разметки не стирались, их нужно накернить. Для этого используется кернер. Угол заточки кернера зависит от твердости металла. Для стали он составляет 60 градусов.

При разметке сначала наносятся горизонтальные линии, затем вертикальные, потом наклонные, окружности и дуги. Порядок разметки угольника следующий:1,2,3,4,5,6

2. После разметки применяется слесарная операция: резка металла. Для этого используется ручная ножовка. Она состоит из рамки, натяжного винта с барашковой гайкой, рукоятки, ножовочного полотна, которое вставляется в прорези головок и крепится штифтами. Полотно вставляется зубьями вперед. Очень важно правильно выполнить натяжку полотна. При слабой натяжке полотно будет уводить в сторону и оно сломается. При сильном натяжении полотно лопнет. Вырезать угольник надо не по разметочным рискам, а с припуском примерно в 1мм

3.После вырезки угольника применяется операция, которая называется опиливанием. Это операция по приданию детали требуемых размеров. Для опиливания поверхностей угольника необходимо применять напильники с двойной насечкой, так как перекрестная насечка размельчает стружку, чем облегчает работу.

4.Качество опиленных поверхностей проверяется поверочной линейкой на «просвет». Расстояние между параллельными поверхностями в любом месте должно быть одинаковым. Для проверки параллельности используется штангенциркуль. Прямой угол контролируется проверочным угольником.

5.. При изготовлении угольника необходимо соблюдать правила охраны труда. Молоток дожжен быть расклинен, а рукоятка не должна иметь сучков и трещин. Хвостовик кернера не должен быть расклепан, поверхность кернера не должна иметь трещин. Напильники должны быть прочно закреплены в рукоятках, которые не должны иметь трещин и сколотых мест. Углы заточки чертилки и кернера должны соответствовать требованиям

Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника

Приложение В

Приложение Г

Фотоотчет урока





Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника





















Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника









Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника



Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника







Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника











Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника



Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника

Методическая разработка урока тема: Изготовление изделий по чертежу. Изготовление угольника

11



© 2010-2022