План-конспект урока самопознания на тему Самопознание

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный

Демонстрационная презентация

Создание рабочего настроя на урок и повышение мотивации учащихся

Актуализация знаний

Демонстрационная презентация

Повторение и вхождение в новую тему

Объяснение нового материала

Демонстрационная презентация

Организовать деятельность учащихся на приобретение знаний о самом себе;

Развивать умения закладывать обобщения в схемы, кластеры;

Раскрыть необходимость самопознания, как средства социальной адаптации

Подведение итогов урока

Демонстрационная презентация


Формирование «Я - концепция» в результате самопознания

Тема урока: Самопознание.

Цель урока:

- ученик, деятельность которого направлена на приобретение знаний о самом себе.

Задачи учащихся:

1. Знать, что есть самопознание.

2. Уметь наполнять содержанием определение самопознания.

(сущность, методы, способы самопознания)

3. Уметь соотносить теоретические знания с реальной действительностью.

Понятия: познание, самопознание, самооценка, Я- концепция (образ «Я»), деятельность.

Оборудование:

1.Компьютер, медиапроектор, экран.

2. Презентация к уроку

3. Тексты документов древних философов И.Канта «О сознании самого себя»; Д.Локка «О способности человека к познанию и самопознанию»; высказывания из сочинений восьмиклассниц.

4. Тесты «Кто Вы», «Вы умеете слушать?»

Домашнее задание: 1) п. 12, вопросы и задания 1-3, 6

2)Составление кластера «Какой Я?»

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3. Объявление темы урока.

4.Изучение нового материала.

5. Работа учащихся с текстами документов.

6. Выступление школьного психолога

7.Практическая работа учащихся по самопознанию (тестирование)

8. Систематизация полученных знаний.

9. Знакомство учащихся с «Я - концепция».

10. Подведение итога урока.

Ход урока:



I. Актуализация знаний.

- Используя схему, заполните пропуски. Слайд 2.
- Сравним с идеальным вариантом (сравниваем, обсуждаем)

- Сформулируйте определение «познание».

(Активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.

- Деятельность людей, результатом которой является знание о предметах и явлениях окружающего мира есть познание)

-Если познание - деятельность, какова структура деятельности?

( мотив - цель - средства - действия - результат)

- Наличие каких аспектов необходимо в познавательной деятельности?

(Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон:

Субъекта и объекта)

- Что такое объект? Субъект?

( познающий человек - это субъект;

познаваемый предмет или явление- это объект)

- Определите, что из перечисленного - Человек, природа, общество

отнесём к субъекту, что к объекту:

II. Объявление темы урока

Тема нашего урока посвящена познанию особого объекта - самого себя - САМОПОЗНАНИЕ. План-конспект урока самопознания на тему Самопознание Слайд 3


Слайд 4

План-конспект урока самопознания на тему Самопознание

(Заполнение детьми таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»)

Знаю

Хочу узнать

Узнал




- Что вы знаете о самопознании?

- Что бы вы хотели узнать?

- Можем ли заполнить последний столбец таблицы сейчас?

(В конце урока заполним)

III. Изучение нового материала.

1). Практическая работа учащихся.

Составление кластера «Кто Я?» Слайд 5
План-конспект урока самопознания на тему Самопознание

2) Анализ сферы ролевых представлений учащихся о себе.

- упоминают свою позицию ученика, предметы, отношение к школе - это свидетельствует об отношении к школе и о месте позиции ученика в иерархии личностных позиций;

- упоминают семью, членов своей семьи, дом - это свидетельствует о привязанности к близким людям, о ценностях семьи;

- упоминают свои общественные роли, в том числе свою национальность, принадлежность к жителям того или иного города, села, края - это свидетельство общественных ориентаций, гражданской позиции учащихся;

-упоминают свои половые роли (мальчик, девочка) - это показатель отношения к чертам мужественности и женственности.

3) Знакомство с образом Я на примере учителя Слайды 6-12


Это Я} и {Это Я (фото учителя)

-Да, да, это все одно мое Я!

Каждый человек стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или поправить свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа Я, к самосовершенствованию.

Слова ГЁТЕ: «Как можно познать себя?

Только путем действия, но никогда путем созерцания»

Слайд 13
План-конспект урока самопознания на тему Самопознание

4) Определение средств самопознания.

- С чего начинается самопознание?

- Какие виды самовосприятия вы знаете?

( фото, зеркало - рассматривание себя)

«Свет мой зеркальце скажи,

да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее...?

- Какую деятельность Вы осуществляете, разглядывая себя в зеркало?

( Оцениваем)

- Самооценка- оценка личностью самого себя - это второй вид самопознания.

-Самопознание, как утверждают учёные, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом.

Ещё одним средством самопознания является самоисповедь.

Триада - самовосприятие - самооценка и самоисповедь

формируют образ Я Слайд 14


План-конспект урока самопознания на тему Самопознание

- Древние философы, мыслители еще в период средневековья написали множество трудов о познании самого себя.

Познакомимся с содержанием работ И. Канта, Д.Локка и высказываниями современных школьников.

IV. Работа учащихся с документами (Приложение1-2)
( задания по группам)

1). Ответы на вопросы по тексту И. Кант «О сознании самого себя» с.40

- Какие основания для выделения человека из «других существ, живущих на Земле», И. Кант считал правомерными?

- Согласны ли вы с положением И.Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания?

2). Ответы на вопросы по тексту Д. Локк «О способности человека к познанию и самопознанию» с. 41.

- Какова главная мысль приведённого фрагмента?

- Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.

- Что общего в трудах этих философов? Слайд 15


План-конспект урока самопознания на тему Самопознание

(

3). Комментарий высказываний (Приложение)

-Познавать себя трудно, но приятно и полезно

-Что по этому поводу думает современная наука?

V. Слово школьного психолога

« Человек всегда был загадкой для окружающих и для самого себя.

Все труды зарубежных и отечественных психологов направлены на изучение и познание личности, с тем, чтобы сам человек понял, что именно в нем самом находятся все резервы для создания успеха в любой жизненной ситуации.

Самопознание с психологической точки зрения это знание:

- своих физиологических особенностей (изменение функций организма);

- физических особенностей (изменение роста, веса, силы и т.д.)

- психических особенностей (развитие мышления, понятия, восприятия и т.д.)

Зная все особенности своей личности, т.е. самого себя, человек будет успешен по жизни всегда!

Сегодня я предлагаю Вам принять участие в психологических тестах.

VI. Практическая работа психолога с учащимися по самопознанию.

1)Тест «Кто Вы?» Приложение Слайды 16-20


2)Тест «Вы умеете слушать?» Приложение


- Какой метод познания себя вы использовали сейчас?

- Что нового для себя открыли?

VII. Систематизация полученных знаний.

- Что означает «самооценка»?

-Каковы критерии самооценки? Слайд 21
План-конспект урока самопознания на тему Самопознание

- Согласны ли вы с утверждением Цицерона -

«Чаще заглядывай в самого себя»?

- Какое средство самопознания мы ещё не раскрыли?

- Как вы понимаете это слово?

- Самоисповедь - полный внутренний отчёт перед самим собой

Том что происходит с нами и в нас Слайд 22
План-конспект урока самопознания на тему Самопознание

- Каковы формы самоисповеди?

  • высказывание перед кем-либо

  • личные дневники

  • тесты

  • анкеты

  • внутренний диалог с самим собой

VIII. Знакомство учащихся с Я - концепцией Слайд 23


План-конспект урока самопознания на тему Самопознание

В результате самопознания и неразделимой триады: самовосприятие -самооценка и самоисповедь - формируется существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя!

В психологии она называется - Я концепция - Я образ

- Для постижения Я не обязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния: какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

М. Твен «Каждый человек, подобно луне,

Имеет свою неосвещённую сторону,

Которую, он никому не показывает»

- Самопознание - это путь от скрытого «Я» к открытому.

IX. Домашнее задание.

1) п. 12, вопросы и задания 1-3, 6

2)Составление кластера «Какой Я?» Слайд 24
План-конспект урока самопознания на тему Самопознание

- Анализ психологических характеристик при проверке домашнего задания.

-если преобладают положительные самохарактеристики - это свидетельствует о положительной самооценке;

- если преобладают отрицательные самохарактеристики - это говорит о высокой критичности к себе, повышенной требовательности

Х.Подведение итогов урока Слайд 25
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

( заполнение последнего столбца таблицы «Узнал»)

1.Надо ли себя познавать? Что в себе познавать?

2. Каковы средства и методы самопознания?

3. Что является итогом самопознания?





© 2010-2022