Самообразование. Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет по теме самообразования



«Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждать познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и самооценке, вовлекать в работу над своими недочётами - словом, учить их учиться»



Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Основные функции самооценки:

- констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Математика - учебная дисциплина, наиболее способствующая выработке у обучаемых потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий.

Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной деятельности очень часто «выпадают» именно самооценка своих действий со стороны ребёнка.

Чтобы избежать этого, педагог должен создать на уроке для обучаемых условия для развития оценочных действий их учебной деятельности и организовать собственную самооценку.

- создание психологического комфорта.

-создание положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание учителя и учащихся.

-поддерживать положительный настрой на уроке

- не скупится на похвалу.

Выделяются следующие этапы формирования самооценки.

1-й этап - понимание и принятие учеником контроля и оценки своей деятельности со стороны учителя.

1)объяснить значимостость оценки

2) объяснять критерии оценки.

2-й этап - овладение навыками оценки деятельности товарища. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, освоить нормы выражения оценки деятельности другого человека.

3-й этап - овладение умениями самоконтроля и самооценки собственной учебной деятельности. Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

Рассмотрим некоторые из данных ситуаций.

1. Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие.

2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление "допущенных" ошибок. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

3. Учитель при объяснении "допускает" ошибку. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку.

4. Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения.

Кроме этого на любых уроках в том числе и на уроках математики можно использовать следующие листы самоконтроля.

СМ. Приложение

Подводя итог выше сказанному можно сформулировать следующий вывод. Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности.



© 2010-2022