Рабочая программа кружка «Юный исследователь-филолог»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка «Юный исследователь-филолог»МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 6

г. Вольска Саратовской области»


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/__________/

ФИО

Протокол № ___________

от «__»_________20___г.

«Согласовано»

Заседание педагогического совета школы

Протокол №___________ от «__»________20___г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ

№ 6»

_____________/_________/

Приказ № ________

от «__»____20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный исследователь-филолог»


ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Долговой Елены Владимировны, высшей категории

Ф.И.О., категория

по русскому языку и литературе в 6-7 классах

предмет, класс





















2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Направленность программы «Юный исследователь-филолог» по содержанию является научно-предметной, в данном случае - гуманитарная область дополнительного образования; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся средних классов, включает школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность школьника среднего звена в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в среднем звене школы сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В среднем звене закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Программа направлена на:

• создание условий для развития ребенка;

• развитие мотивации к познанию и творчеству;

• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

• профилактику ассоциативного поведения;

• интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности ребенка;

• укрепление психического здоровья.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка.

Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)

  • дифференцированное обучение;

  • владение методами контроля;

  • принцип совместной деятельности детей и взрослых;

  • принцип обратной связи: каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, а что - нет, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

  • Принцип успешности: оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение;

  • Принцип стимулирования: включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения

.Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Целью образовательной программы является формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях.

Цели программы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

• обучение проведению учебных исследований школьников;

• развитие творческой исследовательской активности детей;

• стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Отличительные особенности программы «Юный исследователь-филолог» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-12 лет. Дети 11 лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.

Сроки реализации образовательной программы 1 год.

Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

Формы организации обучения по коллективу детей - коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы, презентации.

Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Ожидаемые результаты освоения программ:.

◊ включение всех учащихся класса в исследовательскую работу,

◊ выполнение мини-исследований,

◊ участие школьников в мини-конференциях (в конце каждого года проводится презентация проектов с приглашением родителей),

◊ умение использовать при подготовке к другим предметам вновь приобретённые знания и навыки;

◊ умение работать с различными источниками информации, что положительно сказывается на результатах техники чтении

Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» (защита исследовательских работ с ИКТ). Работы победителей и призеров публикуются в электронном СМИ в проекте одаренных детей «Алые паруса» социальной сети работников образования nsportal.ru или на сайте infourok.ru




Планирование и содержание изучаемого курса

Дата

Содержание разделов темы

Количество часов

Краткое описание темы

Теоретическое занятие

Практическое занятие


Лингвистика - наука о языке. Спектр для наблюдений.

Формирование микрогрупп. Выявление лидеров «Что я думаю о своих способностях?»




Знакомство со словариком исследователя.

Составление индивидуального словарика исследователя.




Что такое «карта успеха»?

Оформление «карты успеха» каждой микрогруппой.




Постановка проблемы. Определение целей и задач исследования.




Составление плана работы микрогрупп.




Выбор методов.




Изучение литературы.




Работа в интернете.




Практикум «Моя электронная почта». Как принять приглашение на проект одаренных детей «Алые паруса»?




Оформление списка литературы и использованных электронных источников.




Анализ результатов исследования. Формулировка выводов.




Оформление работы. Подготовка доклада.




Как правильно сделать презентацию для защиты исследования.




Знакомство с Microsoft Power Point.




Мастерская «Подводим итоги»




Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Защита исследовательских работ с ИКТ.







Учебно-методическое обеспечение

а) литература и пособия:

  1. Ильиных Л.М. «Развитие исследовательских способностей школьников», Начальная школа, 2007, №7

  2. Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы»

  3. Савенков А.И. «Методика организации игр-исследований с младшими школьниками»

  4. Савенков А.И. «Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности»

  5. Савенков А.И. «Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы» Одаренный ребенок. 2003, №2

  6. Шереметьева М.А. «Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников»

  7. Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

  8. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др . Волгоград: Учитель, 2008.

  9. Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников», Издательство «Аркти», Москва, 2002.

  10. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров», Самара, 2007.

  11. Распечатка с обучающих семинаров.

б) Оборудование и приборы:

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета, компьютера и экрана. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: выход в Интернет, ручка шариковая, простой карандаш, линейка, угольник, блокнот, энциклопедии.


© 2010-2022