Рефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Белошапкина Татьяна Юрьевна Портфолио учителя Отчёт В1.1

21 группа 2 уровень

г. Алматы РИПК СО 24.05.2014г.

Отчет В1.1 Рефлективный отчет по коучингу

Тема: «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других»

Независимо от профессионального статуса, редко кому удается эффективно поддерживать достигнутые наилучшие результаты самостоятельно. В этой связи Программа второго уровня содействует овладению учителями навыками, позволяющими им познакомить коллег с новыми подходами в преподавании, посредством процесса коучинга (Руководство с.230).

На предварительной встрече с коллегами нами были обсуждены модули, на которых основана Программа второго уровня. Проведенное по окончанию встречи анкетирование дало мне понять, что интерес коллег разделился между тремя модулями: «Новые педагогические подходы в образовании»- 4, «Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования системы обучения» - 5, «Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах учащихся -5», причем новыми подходами заинтересовались в основном учителя среднего звена, а возрастные особенности предпочли учителя начальных классов. Проконсультировавшись с администрацией, мы решили, что на коуинг-занятиях эффективнее будет рассмотреть два модуля «Новые педагогические подходы в образовании» и «Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах учащихся».

Опираясь на полученные на первом этапе знания, я рассказала коллегам, какие вопросы возможно рассмотреть в рамках модуля «Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах учащихся». Проанализировав свой опыт преподавания и полученную информацию, учителя пришли к выводу, что им интереснее было бы рассмотреть вопрос о взаимообучении детей младшего школьного возраста. Почему у моих коллег возник такой вопрос? Я думаю, что каждый из них прекрасно понимает, что в силу своих возрастных особенностей ученики младшего школьного возраста, лучше воспринимают информацию, получая ее от своих ровесников. Поэтому сам по себе возникает следующий вопрос: «А можно ли применить это в учебном процессе?».

Взяв во внимание интерес и пожелания коллег, я предложила им тему коучинг-занятия «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других». В каждом классе есть ребенок, а порою даже не один, которого мы называем одаренным или талантливым, он всегда на шаг впереди остальных детей, а почему бы не привлечь данного ученика к взаимообучению своих одноклассников? Не надо сваливать на него весь процесс обучения, но ведь есть такие вопросы, которые дети лучше могут объяснить друг другу. От такого сотрудничества двойная польза и ребенок будет стимулирован в своем самообразование и у учителя появится возможность для индивидуальной работы, и, что не маловажно, мы не потеряем интерес одаренного ребенка к процессу обучения.

Для коучинг-занятия были определены ключевой идеи: какие основные преграды для самообучения существуют у детей и какие условия необходимы для развития навыков самообучения. Для себя я наметила, что в результате, по окончанию коучинга, учителя смогут выявлять способных к самообучению учащихся в своем классе, используя при этом наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения; смогут организовывать эффективную работу с детьми направленную на самообучение; создавать коллаборативную среду в классе; находить пути привлечения учащихся к процессу самообучения и обучения друг друга.

На мое первое коучинг-занятие были приглашены все желающие, но основной упор я делала на учителей начальных классов, так как сама тема коучинга была ориентирована на внесение изменений в обучение младших школьников. В результате на занятии участниками процесса стали учителя начальных классов и учителя-предметники работающие в начальных классах.

ВРефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других»Рефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других» начале коучинг-занятия, для создания психологической атмосферы, я использовала прием «Друзья по часам», с помощью которого и разделила всех участников на группы по цвету стрелок. Образовавшимся группам, необходимо было дать понятие процессу «саморегуляция» и ответить на вопрос «Может ли саморегуляция проявляться у учащихся младших классов».

Обсуждая задания в группах, учителя создали постеры, в которых отразили свое понимание процесса «Саморегуляция». Защищая постеры они отметили контроль, трудолюбие, качественное воспитание и я пришла к выводу, что у моих коллег имеются слабые представления о процессе саморегуляции, а значит тема моего коучинга выбрана правильно.

Поэтому на следующем этапе я предложила коллегам рассмотреть ресурсы, в которых отражены четыре области саморегулирования: познавательное саморегулирование, метапознание, эмоциональная: эмоциональное осмысление, социальная: теория разума, мотивационная: ориентация мастерства.

После этого я предложила коллегам просмотреть видеоролики о саморегуляции детей младшего возраста. Используя приобретенный на первом этапе опыт, после просмотра видеороликов, я старалась задавать учителям вопросы высокого порядка, чтобы подтолкнуть коллег к рефлексивному размышлению. Так, например, я предложила коллегам проанализировать действия детей и ответить на вопрос «Как вел себя воспитатель по отношению к ребенку? Участники коучинга отметили, что действия детей были целенаправленными, а воспитатель находится в зоне ближайшего развития ребенка, он поддерживает все его действия взглядом, словом, улыбкой, не предпринимая попытки выполнить действия за ребенка.

После просмотра видеороликов, участникам коучинга было предложено определить к какой модели саморегуляции можно отнести каждый из роликов. Учителя сделали вывод, что отнести ролики к какой-то одной модели саморегуляции невозможно, так как видно переплетение эмоциональной, когнитивной, мотивационной и социальной областей саморегулирования.

АРефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других» после просмотра презентации «Саморегуляция у детей младшего возраста», учителя смогли ответить на заданный вопрос «Как взаимосвязаны саморегуляция и самообучение?». По их мнению, саморегуляция и самообучение взаимосвязаны, ведь только тот, кто может регулировать своими эмоциями, своим поведением способен самообучаться.

Из выводов, сделанных участниками коучинга, вытекает мой вопрос «А может ли ребенок начальных классов самообучаться? Если ребенок способен к самообучению, может ли он дать определенные знания своим одноклассникам?». Я предложила участникам ресурсы о самообучении и взаимообучении, изучив которые, необходимо было обосновать, что же такое самообучение и взаимообучение.

Результатом данного задания стал ответ на вопрос «Могут ли ученики начальных классов самообучаться?». ДРефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других»а, могут, ответили участники коучинга, но для этого необходимо создать определенные условия и не только в школе, но и дома. Ведь если в младших классах у учащихся не сформированы способности к самообучению, то и дальше он не сможет самостоятельно добывать знания, будет ждать от педагога готовые ответы на все вопросы.

Какие же условия необходимы для формирования у детей навыков самообучения? Я предложила коллегам составить рекомендации, в которых они указали, что для формирования навыков самообучения необходим индивидуальный подход к ребенку, для определения его возможностей; создание колоборативной среды; адекватное отношение родителей к процессу обучения; адекватная самооценка детей и родителей; уважительное, доверительное отношение к ученикам со стороны учителя; поддержка ребенка со стороны учителей и родителей. Что же мешает ребенку в приобретении навыков самообучения, со слов учителей это: лень, нетерпение, отсутствие желания и стимула, равнодушие к учебному процессу, неуверенность в своих сила, безразличие со стороны родителей.

Рефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других»





Для того, чтобы определить уровень самообучения учеников, я предложила коллегам поработать с таблицей «Развитие самостоятельного обучения». Для этого учителя определили учеников АВС в своих классах и проследили, насколько развиты навыки у данных учеников. В результате стало четко видно, что у учеников С, навыки самообучения развиты слабо, а ученики А имеют самые высокие навыки самообучения.

Вопросы, задаваемые мною, заставляли задуматься учителей над собственной практикой. А действительно, почему бы не привлечь одаренных и талантливых детей к процессу взаимообучения в классе, при групповой работе? Выполняя задания, коллеги пришли к выводу, что только тот ребенок способен обучать других, который может обучать самого себя.

В конце коучинга, участники заполнили рефлексивные листы «ДА или НЕТ» самообучению и взаимообучению в начальной школе. Все участники коучинга высказали свои мнения и прокомментировали свои ответы: ДА - эРефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других»то необходимо для развития ребенка, для формирования самостоятельности детей, для улучшения качества образования, этого требует новая система обучения.

Проведенное по окончанию коучинг-занятия анкетирование, показало, как повлияло и коучинг-занятие на практику преподавания учителей.

Рефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других»




Рефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других»




Какие плюсы и минусы можно отметить по результатам проведенного коучинга? К плюсам я бы отнесла эмоциональный настрой в начале коучинга, и работу в группах по обсуждению видео ресурсов, созданию постеров, рекомендаций, учителя прекрасно, слаженно работали в группах, высказывали свои мнения, обсуждали и принимали решения. Значит, положительный эмоциональный настрой в начале занятия способствует плодотворной работе и это прием я буду применять на следующих коучингах.

Не все прошло так, как я задумала, мне было трудно работать со взрослой аудиторией, некоторые аспекты я не смогла раскрыть полностью, потому что на некоторых этапах занятия я забывала о временных границах, и либо слишком мало отводила времени на выполнение задания, либо моим коллегам времени не хватало.

Но, не смотря на все недочеты, коллеги все таки пришли к решению о необходимости самообучения и возможности взаимообучения в начальной школе. Навыки самообразования необходимо развивать как можно раньше. Вайтбред (2000) установил, что дети в возрасте 3-х лет… способны принимать гораздо больше ответственности за свое собственное обучение, …(с217)

При повторном проведении подобного занятия я постараюсь тщательнее определять временные промежутки для выполнения заданий, чередовать виды работы. При составлении плана коучинга(приложение1) буду больше обращать внимание на практическую сторону коучинга, постараюсь сделать его более интересным и познавательным для педагогов. В своей дальнейшей практике я планирую проведение коучингов по рассматриваемому модулю, ведь все наше преподавание должно основываться на учете возрастных особенностей детей.




Используемая литература:

  1. Руководство для учителя: второй (основной) уровень/Бакиров К.А., Насымова Г.А., Аушева И.У., Шаримова А.Г.,Габдолакызы Б., Байкенва Б.А.-3-е издание Астана: издательство Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2014










ПРефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других»риложение 1













































Приложение 2

Рефлективный отчет В1-1 «Может ли ученик начальной школы обучать себя и других»



9


© 2010-2022