• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект открытого урока по педагогике на тему: Ключевые компетенции классного руководителя

Конспект открытого урока по педагогике на тему: Ключевые компетенции классного руководителя

Представлена визитная карточка урока педагогики на тему: Ключевые компетенции классного руководителя. В конспекте урока выделены цель, задачи, форма проведения, междисциплинарные связи.Дается кратное содержание урока, выделен практический блок заданий для студентов, отдельно методический блок с выделением используемых технологий на уроке.При подготовке к уроку были использованы следующие источники литературы:1.Общая и профессиональная педагогика./Под ред. В.Д. Симоненко. М., издательский центр ...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по педагогике

Тема: «Ключевые компетенции классного руководителя»

Преподавателя Юдиной Г.П., 26.02.15

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово- Полянский педагогический колледж»


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА

Преподаватель: Юдина Галина Петровна

Дисциплина: «Педагогика»

Дата проведения: 26 февраля 2015г., 501 группа

Тема: Ключевые компетенции классного руководителя

Цель: Формирование представлений о ключевых компетенциях через выполнение практических заданий.

Развивающие задачи:

  • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

  • развивать профессиональные умения, коммуникативные способности.

Образовательные задачи:

- систематизировать знания учащихся по теме «Функции, основные направления и формы деятельности учителя и классного руководителя», используя дополнительную литературу, интернет ресурсы;

  • показать вариативные подходы в поучении знаний.

Воспитательные задачи:

- воспитывать стремление строить гармоничные взаимоотношения с окружающими; способствовать воспитанию культуры общения;

- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через создание ситуации успеха;

- продолжить работу над повышением стремления к самоактуализации.

Форма проведения занятия: практическое занятие

Междисциплинарные связи: материал темы данного урока актуализирует и закрепляет знания полученные студентами в ходе изучения таких дисциплин как «психология», «педагогическое мастерство», «русский язык».









Содержание плана конспекта

Информационный блок:

Термины «компетентность», «компетенции» широко используются в современной литературе, касающейся вопросов образования, поиска и отбора персонала, оценки результативности труда и успешности обучения, профессиональной ориентации и т.д. На сегодняшний день с точки зрения содержания они однозначно не определены.
Компетентность указывает на новое направление в профессиональной подготовке, которое появилось в 1970-х годах во многих западноевропейских странах. Термин «компетентность» подчеркивает, что обучение является не столько вопросом передачи и усвоения индивидуальных, технических или практических знаний, навыков и способностей (умений), сколько приобретением широко используемых, целостных переносимых умений, которые могут служить основой для дальнейшего развития личности индивида.

Информационная компетентность предусматривает умение классного руководителя продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий. Разве можно сегодня представить работу классного руководителя без использования проектора, цифрового фотоаппарата и видеокамеры?

Проанализировав материалы, опубликованные в рубрике, можно сделать вывод о том, что классные руководители используют разнообразные формы применения ИКТ в воспитательной работе:

- работа в Word: статьи, тесты и т.д.;

- работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников;

- работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

- использование Internet и медиаресурсов.

Коммуникативные компетенции классного руководителя должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Самое главное - подходить к воспитаннику с "оптимистической гипотезой", верить в его потенциальные возможности, развивать их, поддерживать и защищать школьника. В коммуникативные функции включаются также умения корректировать межличностные отношения между детьми; выступать объективным арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей-предметников и учащихся класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса с другими - параллельными, младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями.

Рефлексивно-аналитические компетенции включают умение анализировать собственную деятельность, находить противоречия и недостатки, видеть способы их преодоления. Сюда же включается и способность предвидеть последствия и возможные результаты деятельности. Воспитатель стремится овладеть методами диагностики состояния личности и коллектива; путем наблюдения и анализа оценить уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу. Умение решать педагогические задачи.

Организаторские компетенции воспитателя предполагают умение ставить перед собой и детьми цели, которые дадут ожидаемый результат: планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; делить цель на более мелкие задачи, превращать их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса. Есть и другие характеристики организаторской функции, например, готовность к использованию различных методов и способов стимулирования деятельности: поощрение, оказание доверия, предъявление разумных требований, выдвижение близких и дальних перспектив, обращение к игре, состязательность и конкуренция и пр.


Деятельностный блок:

Практическое задание №1 «Упражнение «Продолжи предложение»

Участникам раздаются карточки с началом фразы «Классный руководитель» - это…». Задание: быстро, не раздумывая в течение 1 минуты продолжить фразу и передать ведущему. Листочки не подписываются. Ведущий обобщает представления участников. Далее проводиться обсуждение результатов выполнения данного задания.

«Классный руководитель - это?»:

- «друг, наставник, консультант, помощник, партнер; понимающий, необходимый, главный человек в классе …»;

- «...у которого нет разрыва в словах и действиях»;

- «...интересен как личность, умен, с широким кругозором»;

- «...с организаторским талантом, но не пренебрегающий инициативой ребят»;

- «...который относится к ученикам как к личностям, который умеет их защитить».

Задание №2 «Составление синквейна

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Задание №3 «Работа с дополнительной литературой»

Глоссарий Европейского Фонда образования содержит очень общее определение этого термина:

Компетентность - это способность делать что-либо хорошо или эффективно; способность удовлетворять требованиям к выполнению работы; способность удовлетворять требованиям к выполнению определенных рабочих функций.

Глоссарий Prime дает схожее объяснение:

Компетентность - это способность делать что-то хорошо или эффективно, способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.

Глоссарий ЮНЕСКО содержит термин «образование, основанное на компетентности», которым является образование, основанное на описании, изучении и демонстрировании знаний, навыков, поведения и отношений, требуемых для какой-либо определенной роли, профессии или карьеры.

В России понятие компетентности на сегодняшний день также однозначно не определено. Долгое время оно имело значение «полномочия, власть, ответственность», то есть, обладало ярко выраженной правовой окраской, что было связано с преобладающим развитием вертикальной иерархической структуры организации. Лишь недавно в отечественной литературе появилось определение компетенции как «единства знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью»

В литературе приводятся следующие определения понятий «компетенция», «компетентный», «компетентность»:

Компетенция - 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Компетенция - круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации; управление персоналом заключается в управлении процессом приобретения, стимулирования и развития компетенции персонала организации.

3.1 Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна»

3.2 Решение педагогических задач

Рефлексивный блок:

Содержательная рефлексия является ведущим приёмом формирования мотивации учения. На каждом этапе учебной деятельности она выполняет разные функции. Так, на этапе организационного момента и мотивации учебной деятельности степень её выраженности средняя, она обеспечивает побуждение учащихся к работе. Это выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

На этапе актуализации ЗУН учащихся степень выраженности рефлексии очень существенная, так как каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания. Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности.

Предлагая учащимся самостоятельно выбрать источник информации, подчёркиваю высокую эффективность индивидуального включения каждого в процесс обучения, частично- поискового метода обучения в сравнении с позицией пассивного слушателя. Кроме того, при самостоятельном выполнении степень выраженности рефлексии оказывается значительной, т.к. помогает осознать способы нахождения и решения поставленного вопроса.

На завершающем этапе урока можно увидеть, что степень выраженности рефлексии наивысшая. Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

Методический блок:

На уроке были использованы элементы специальных педагогических технологий:

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов. Личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель - оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Следовательно, применение данной технологии позволяет осуществлять, прежде всего, учет особенностей аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.

Технология ненасильственного обучения содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека. Применение технологии ненасильственного обучения способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, использованию приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу.

Технология эффективной речевой деятельности позволяет управлять речью. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи.

Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмоциативная (эмоциональный контакт), креативная (обмен идеями). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Литература

Основная литература

  1. Общая и профессиональная педагогика./Под ред. В.Д. Симоненко. М., издательский центр «Фентана-Граф», 2006г.

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., Владос, 2000г.

Дополнительная литература

1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.-М.,1993.,т.1. -С

Интернет-ресурсы

ttp://slovari.yandex.ru/search.xm

nova.rambler.ru/search


Технологическая карта занятия


Этап занятия

Время

Содержание деятельности преподавателя и студентов

Методы и приемы обучения

Формы обучения

1. организационный момент

2 мин

Проверка готовности студентов к уроку

2. Проверка домашнего задания

9мин

Проверка знаний

Практическое задание №1 «Упражнение «Продолжи предложение»

Задание №2 «Составление синквейна»

фронтальный опрос

индивидуальная работа

3. Формирование новых знаний

9 мин

Работа над определениями, составление по ходу занятия опорных схем

Самостоятельная работа студентов, частично-поисковый

индивидуальная работа

4 Систематизация, применение знаний на практике

20мин

Выполнение практических упражнений, решение педагогических задач

Практическая работа

Индивидуальная, работа в парах

5 этап

5 мин

Подведение итогов, оценка работы

Обобщающая беседа




© 2010-2022