• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по использованию светоизотерапии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта

Методические рекомендации по использованию светоизотерапии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта

В данной работе даны методические рекомендации по использованию светоизотерапии - инновационной коррекционной технологии, которая прошла апробацию на базе коррекционной школы VII в.. Представлена суть светоизотерапии как одной из спектра изо-терапевтических технологий, актуальность ее использования при работе с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта,  коррекционные возможности технологии, практическая направленность и возможность ее использования в урочной и внеурочной ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по использованию светоизотерапии в работе с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.



Цвета действуют на душу,

они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции и мысль.

И.В.Гете.

Актуальность

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования поставило перед педагогами, обучающими детей с ограниченными возможностями здоровья, задачу не просто изучить основы математики, литературы, естествознания, а в первую очередь, расширить индивидуальные познавательные ресурсы в процессе овладения той или иной учебной дисциплиной.

В связи с тем, что у обучающихся с ЗПР и нарушением интеллекта, поступающих в последние годы в школу, наблюдается большой спектр сопровождающих отклонений в развитии (нарушение речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха, а также серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы), актуальным стал отбор инновационных коррекционных методик, позволяющих преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру используя «обходные пути» особым образом построенного образования.

Среди множества технологий, представляемых на рынке образовательных услуг, особое внимание заслуживает направление арт-терапия.

Красивое слово арт-терапия известно сейчас многим, но далеко не все знают, что именно скрывается за этим названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) использует самые разнообразные виды творческой деятельности человека, чтобы помочь ему в решении психологических проблем.

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания - психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Её основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арттерапевтических занятий дети вовлекаются в изобразительную деятельность.

В спектре технологий арт-терапии особое место занимает изотерапия (рисунок, лепка) - коррекция посредствам изобразительной деятельностью. В данных методических рекомендациях описывается слияние двух терапевтических методов - изотерапия и светотерапия (фототерапия).

Светотерапия - это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Цвет по своему воздействию на всё живое и организм человека имеет колоссальное значение. Используя его свойства в сочетании с музыкой определённой направленности можно добиться потрясающих результатов даже в очень тяжёлых случаях. Цвет, безусловно, необходим для живого организма.

Одним из первых ощущений человека после рождения является цветовосприятие. Первый цвет, который мы начинаем воспринимать - красный. В цветовой шкале он стоит вначале, и у него самое короткое из всех цветов волновое излучение.

Постепенно развиваясь, ребенок начинает воспринимать один за другим все цвета. Вместе с цветами в его жизнь входят звуки, запахи, которые являются, как мы знаем, проявлениями разного уровня вибраций.

Каждый цвет обладает определённым значением и оказывает специфическое воздействие, что может оказаться бесценным для понимания окружающего нас мира и нашего поведения. Эти качества также можно использовать для того, чтобы произвести впечатление на других. Использование цвета позволяет создать нужный образ и передать информацию более эффективно, чем это можно сделать посредством слов.

В сочетании цвета, и светового воздействия на ребенка можно добиться более высоких результатов в коррекции и развитии детей с ЗПР.

Коррекционная направленность

Очень эффективны упражнения с элементами cветоизотерапии при коррекционной работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психо- и физиопрофилактический фактор. Использование данной технологии позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию, укрепить соматическое здоровье..

В системе различных направлений терапии искусством светоизотерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности, используемой с целью коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. Большинство отечественных авторов, затрагивающих в своих публикациях тему арттерапии, она понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как одна из форм психотерапии, основанная на занятиях изобразительным творчеством. А в сочетании со световым воздействием здоровьесберегающая направленность значительно возрастает.

В каких случаях следует использовать светоизотерапию:


  • при расстройствах сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и др., (возникновение которых связано со стрессами)

  • при стрессах, неврозах - для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств

  • при психоэмоциональных нарушениях: при снижении работоспособности и настроения, нарушении сна, раздражительности, плаксивости

  • при бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях обусловленных им, в т.ч. психосоматических расстройствах;

  • головные боли, повышенное и пониженное артериальное давление (вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь), повышенная метеочувствительность

  • как профилактика глазных заболеваний: близорукость, дальнозоркость, при зрительном утомлении;

  • для профилактики негативных последствий длительной работы с экранами мониторов;

  • развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения, снижение уровня тревожности и страха

  • укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе и т.д.,

  • коррекция когнитивных процессов, активизация познавательной деятельности.

Практическая направленность

Практическое значение применения светоизотерапии в коррекционном образовании большое: обучающиеся приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в классе, расширяются коммуникативные связи, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становится терпимее, мудрее по отношению к другим.

Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.

Светоизотерапия используется как средство общения учителя с учащимися на символическом уровне.

Данную технологию можно использовать как для организации внеурочной деятельности детей с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в урочной деятельности.

Так, например:

  • на уроках письма и чтения в период обучения грамоте детям предлагается обвести (подложка - образец буквы) изучаемую букву, написать рядом свой вариант, выбрать и обвести заданную букву из ряда букв (подложка-таблица с буквами);

  • на уроках математики обучающимся предлагается написать цифру (подложка - образец цифры); при изучении задач - нарисовать схему к задаче, при изучении геометрического материала - выполнить чертежи и произвести вычисления площади, периметра и т.д.;

  • на уроках русского языка при изучении тем различной сложности предлагается составить и нарисовать схему изучаемого правила, цветовую схему слова, предложения, картинный план изложения, нарисовать логическую цепочку сочинения и т.д.;

  • на уроках чтения при изучении произведений, требующих эмоционального анализа, сопоставления, несущих эмоциональную цепочку (например, А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Зимнее утро» и т.д.) детям предлагается каждую эмоциональную картину соотнести с цветом и анализируются изменения настроения художественного произведения, что позволяет донести до сознания обучающихся с ЗПР и нарушением интеллекта замысел автора; при обучению пересказу предлагается нарисовать картинный план изучаемого произведения;

  • на уроках ОСОМ при изучении тем, требующих опоры на логическое мышление («Круговорот воды в природе», «Планеты солнечной системы» и т.д.), а также при организации проектной деятельности;

  • на уроках ИЗО и технологии при демонстрации поэтапного рисования, а также с целью формирования у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др.), художественного вкуса, творческих способностей.

Во внеурочной деятельности при использовании с целью:

Первый уровень - приобретения воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;

Второй уровень - формирования позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, природа, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. понимания социальной реальности и повседневной жизни; умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;

Третий уровень - формирования собственного социального действия посредством саморегуляции, развитие коммуникативной стороны речи, умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;

Требования к организации и проведению занятий с использованием светоизотерапии

Занятия проводятся на светодиодном стеклографе (12 режимов цвета) с использованием флуоресцентных меловых маркеров либо гуаши.

При проведении занятий следует четко соотносить психоэмоциональное состояние ребенка (группы детей) с выбором светового воздействия.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.

Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности.

Голубой цвет успокаивает и укрепляет внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система .Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях

Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная

Формы проведения занятий:


  • тематические групповые и индивидуальные занятия;

  • индивидуальные и групповые проекты;

  • креативные мастерские;

  • выставки-демонстрации «стеклянных картин»;

  • занятия по восполнению пробелов знаний;

  • каллиграфические минутки

Виды работы на светодиодном стеклографе:

  • рисование по подложке, рисование гуашевыми красками кистью, ладошками, пальчиками,

  • рисование флуоресцентными меловыми маркерами

.


.



Приложение 1

Воздействие цветового спектра на психоэмоциональное состояние

Цвета

Возбуждающие

Угнетающие

Успокаивающие

Красный

+

Оранжевый

+

Желтый

+

Зеленый

+

Голубой

+

Фиолетовый

+

Темно-серый

+

Черный

+

Воздействие цветового спектра на состояние организма человека


Цвет

Показание

Противопоказания

1

Красный

анемия (малокровие); апатичность; болезни, порожденные воздействием холода; бронхиальная астма; запор; идиотизм; кишечные заболевания; нарушения в копчиковой зоне; краснуха; болезни крови; меланхолия; ожирение; паралич (высокий лечебный эффект при вялых параличах); пневмония; рожистое воспаление; слабоумие; туберкулез; физическая дебильность; нарушения в работе эндокринной системы.

красный цвет противопоказан при безумии, возбужденном темпераменте, воспалениях (кроме рожистых), гипертензии, лихорадке, неврите.

2

Синий

аллергическиболезни желудочного тракта, желудка и двенадцатиперстной кишки, расстройства кишечника, колики, дизентерия, рвота,й кашель, глаза (регулирует функции, лечит воспаление, глаукому, катаракту); головная боль, болезни горла, заболевания щитовидной железы, заболевания шишковидной железы, эпилепсия, язвы.

синий цвет противопоказан при холоде, сокращении мышц, гипертензии, параличе, хроническом ревматизме и тахикардии. Синяя одежда и мебель без других цветов вызывают усталость и депрессию.

3

Белый

оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему; восстанавливает структуру мозговых костей, которые непосредственно связаны с нашим сознанием; очищает организм от шлаков; снимает напряжение бурным потоком чистых, прозрачных, хрустальных слез; исцеляет чесотку;

4

Голубой

болезни горла (охриплость, воспаление голосовых связок); витилиго; воспалительные процессы; желтуха; кожные процессы, связанные с нарушением пигментного обмена; ожоги; печень; щитовидная и паращитовидная железы; воздействует на тело, умственную деятельность и вкусовые ощущения; охлаждает; рекомендован при ревматических заболеваниях; снижает аппетит; успокаивает.

несдержанность, всплески эмоциональных реакций, своеобразное рассеивание голубых тонов и энергий, является причиной остеохондроза шейного отдела позвоночника,

5

Фиолетовый

болезни костей; болезни мочевого пузыря; болезни черепа; воспалительные заболевания; ишиас; заболевания кожи; лейкодермия; ментальные нарушения; нервные расстройства; опухоли; болезни почек; ревматизм; сотрясение мозга; судороги; цереброспинальный менингит; нарушение сна; успокаивает нервную систему (можно использовать при всех психических и нервных нарушениях); питает кровь в верхнем мозге; очищает кровь, создает лейкоциты; обеспечивает баланс калия и натрия в теле (опухоли не могут расти в калиевом медиуме).

при передозировке фиолетовый вызывает состояние тоски и депрессию.

6

Зеленый

астма, бессонница, , высокое кровяное давление, глаза (при утомлении), головные боли, злокачественные опухоли, изнурение, истощение, колики, ларингит, малярия, нарушения в спине, невралгия, восстанавливает нервную систему, нервные болезни, печень, простуда (острые простудные заболевания), рожа, сверхвозбуждение, сенная лихорадка, тифоид, холод в голове, шок, язвы.

передозировка зеленого может вызвать усиленную концентрацию желчи, вплоть до образования камней в желчном пузыре.

Желтый

аллергический дерматит, гемиплегия, параплегия, диабет, запор (30 мин на пупок), зрение (стимулирует), кожные заболевания, ментальная депрессия и истощение; нарушение пищеварения, несварение, метеоризм; паралич, заболевания печени; заболевания почек; ревматизм; заболевания селезенки; нарушение энергии в солнечном сплетении; экзема (аллергический дерматит).

диарея, лихорадка, невралгия, при остром воспалении, перевозбуждении и сердцебиении. Избыточное влияние желтого цвета ведет к усиленной выработке желчи и ее скоплению в тонком кишечнике.




Приложение 2

Методические рекомендации по использованию светоизотерапии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта

Индивидуальная работа «Мое настроение»


Методические рекомендации по использованию светоизотерапии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта


Обучение грамоте «Письмо буквы Ё»

Методические рекомендации по использованию светоизотерапии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта

ПМетодические рекомендации по использованию светоизотерапии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллектароект «Планеты солнечной системы»


Проект «Новогодняя сказка»
Приложение 3

Программа внеурочной деятельности

изостудии «Волшебный мир цвета и света»


Пояснительная записка

Актуальность и коррекционно-педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в общекультурном направлении «Волшебный мир цвета и света» обусловлена сенсорным, психическим, эмоциональным, интеллектуальным недоразвитием детей с ЗПР.

Цвет по своему воздействию на всё живое и организм человека имеет колоссальное значение. Используя его свойства в сочетании с музыкой определённой направленности можно добиться потрясающих результатов даже в очень тяжёлых случаях. Цвет, безусловно, необходим для живого организма.

Одним из первых ощущений человека после рождения является цветовосприятие. Первый цвет, который мы начинаем воспринимать - красный. В цветовой шкале он стоит вначале, и у него самое короткое из всех цветов волновое излучение.

Постепенно развиваясь, ребенок начинает воспринимать один за другим все цвета. Вместе с цветами в его жизнь входят звуки, запахи, которые являются, как мы знаем, проявлениями разного уровня вибраций.

Каждый цвет обладает определённым значением и оказывает специфическое воздействие, что может оказаться бесценным для понимания окружающего нас мира и нашего поведения. Эти качества также можно использовать для того, чтобы произвести впечатление на других. Использование цвета позволяет создать нужный образ и передать информацию более эффективно, чем это можно сделать посредством слов.

В сочетании цвета, и светового воздействия на ребенка можно добиться более высоких результатов в коррекции и развитии детей с ЗПР.

В основу программы легли методы арт-терапии

Цель программы;

коррекция эмоционального состояния; сенсорное развитие ребенка; предоставление возможности «выхода» творческой энергии; развитие внимания, памяти, мышления,

Задачи;

  • обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, обучение социально приемлемым, допустимым формам поведения.

  • формировать процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит

  • создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции, создать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

  • существенно повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе .

Предполагаемые результаты:

Первый уровень - приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;

Второй уровень - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, природа, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. понимания социальной реальности и повседневной жизни; умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;

Третий уровень - формирование собственного социального действия посредством саморегуляции, развитие коммуникативной стороны речи, умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;

Формы организации деятельности:

групповая, подгрупповая, индивидуальная

Формы занятий: тренинги, проекты, тематические занятия

Оборудование: занятия проводятся на светодиодном стеклографе (12 режимов цвета) с использованием плакатной гуаши, маркеров

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во ч.

Дата

1

Знакомство со светодиодным стеклографом

1

03.09

2

Цвета и оттенки и свет

1

10.09

3

Цвет и эмоции

1

17.09

4

Исследование цветов спектра, получение новых оттенков

1

24.09

5

Рисуем пальчиками, ладошками «Море в штиль, легкий шторм, сильный шторм» Смена эмоций

1

01.10

6

Рисуем правой и левой рукой «Солнце, трава, цветы». Эмоции радости и удивления

1

08.10

7

Рисуем по подложке «Осень в природе». Эмоции восторга и уныния

1

15.10

8

Рисуем звездное небо. Эмоции спокойствия и умиротворения

1

22.10

9

Рисуем ладошками и кистью Проект «Космические просторы».

1

12.11

10-11

Рисуем по подложке. «Животные зоопарка»

2

19.11-26.11

12-13

Рисуем ладошками и пальчиками «Здравствуй, матушка-зима»

2

03.12-10.12

14-15

Рисуем кистями разных размеров правой и левой рукой «На что похож сугроб». Эмоции удивления и радости

2

17.12-24.12

16-18

Рисуем кистью «Сказочные животные»

3

14.01, 21.01, 28.01

19-20

Рисуем маркером по подложке «Освобождение Азова».Эмоции страха, ликования

2

04.02-11.02

21-22

Рисуем красками по подложке «Богатыри русские в старину и сейчас»

2

18.02-25.02

23-24

Рисуем красками правой и левой рукой «Весна пришла». Эмоции радости

2

04.03-11.03

25

Рисуем маркерами. Экспериментируем с удовольствием.

1

18.03

26-28

Мини-проект «Символ моей семьи»

3

01.04, 08.04, 15.04

29

Экспериментируем с удовольствием. «Нарисуй свои эмоции»

1

22.04

30-33

Экспериментируем с удовольствием. «Вырази эмоции через образ растения» Эмоции страха, гнева, радости, сопереживания

3

29.04,06.05, 13.05

34-35

Экспериментируем с удовольствием. «Вырази эмоции через образ растения» Эмоции восторга, обиды, грусти, удивления

2

20.05-27.05






Методические рекомендации по использованию светоизотерапии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта

© 2010-2022