Рабочая программа по марийскому языку

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан






СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО учителей марийского языка и литературы

_______________

Н. А. Николаева

СОГЛАСОВАНО

Руководитель методического совета школы

_____________

Т. А. Филякова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 8

____________ С. В. Смирнов

Приказ № 210- К

от 31 августа 2015 г









Рабочая программа

по родному (марийскому) языку и литературе для 8 классов

на 2015-2016 учебный год

Составила учитель родного (марийского) языка

Шамуратова Варвара Андреевна













Рассмотрено на заседании кафедры

учителей предметов

гуманитарного цикла

МБОУ СОШ № 8

Протокол № 1 от

28 августа 2015 года

Руководитель кафедры

_____________________

Четвериков ан Н.А.



Пояснительная записка

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа



- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

- Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации"

- Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"

- Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"

- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан"

- Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года

- Государственная программа «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» от 26 июня 2013 года №279

- Закон Республики Башкортостан «О государственной символике Республики Башкортостан» от 29 мая 2014г. №98-з

- Целевая республиканская программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2015 - 2016 учебный год (6 - 9 классы)

-Календарный учебный график учебного процесса на 2015-2016 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

-Положение МБОУ СОШ № 8 «О рабочих программах по предмету (курсу) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан»

Сведения о программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК« Марий йылме » авторов Л.А.Петухова, А.Н.Чемекова для 8 класса общеобразовательных учреждений

Цель и задачи

учебного предмета

Цели обучения:

Курс марийского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к марийскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение марийским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о марийском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах марийского языка; об основных нормах марийского литературного языка; о марийском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

. Задачами обучения в 8 классе являются:

-продолжить развитие интереса к изучению марийского языка;

- закрепить умения говорить по - марийски теоретическим материалом;

- научить высказывать свое мнение полным предложением, составлять небольшие тексты. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного

отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры марийского народа, средством приобщения к богатствам марийской культуры и литературы.

Марийский язык как предмет является одним из компонентов целостной системы языкового образования в школах Республики Башкортостан. Учащиеся 8 класса имеют представление о том, что значит поиск и фиксация информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации.

Изучение данного предмета способствует дальнейшему формированию умения искать информацию в учебной книге, формированию осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Всё это в целом способствует развитию коммуникативных способностей пятиклассников. А это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.

Основное назначение марийского языка в 8 классе состоит в формировании элементарных представлений о системе марийского языка, в формировании речевых умений и навыков, необходимых для повседневного общения.

Являясь существенным элементом культуры марийского народа, курс обучения в 8 классе призван выполнять функцию обеспечения развития ученика как личности, полноценно (с учетом своего возраста) владеющей устной и письменной речью, а также формирования своей собственной траектории

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения. Кроме того данная программа содержит и региональный компонент. Этнокультурные особенности Республики Башкортостан обсуждаются в ходе изучения таких тем, как «Марийский язык родной язык марийского народа», «Родной Марийский край», «Современная Йошкар - Ола» « Встречают по одежке»

Свободное время» когда учащиеся рассказывают о свое малой Родине городе Бирск; «Путешествия», учащиеся совершают поездки в столицу республики, город Уфа; «Праздники и обычаи», где учащиеся рассказывают про сабантуй,; при обсуждении темы "Национальные блюда" учащиеся говорят про башкирский мёд, чэк-чэк и т.д.

Место учебного предмета в учебном плане

Региональный базисный учебный план для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основное общеобразовательные программы - образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Приказ. №824 « 06» мая 2014 предусматривает изучение родного (марийского) языка и литературы в 8 классе общеобразовательных учреждений в объеме 68часов (2 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета

В результате изучения марийского языка ученик должен

знать/понимать

• роль языка как национального языка марийского народа,

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического,

официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Предпочтительные формы контроля

Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, так и современные - творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Программа разработана с учётом современных образовательных требований, которые отражены:

В формах и методах: дифференцированные, конкурсы, выставки, игры;

В принципах: индивидуальность, доступность, преемственность;

В методах мониторинга, контроля, управления: тестирование, наблюдение, анкетирование. Анализ результатов деятельности каждого ученика.

Используемые технологии:

Личностно - ориентированное обучение;

Технология традиционного обучения;

Технологии, построенные на основе объяснительно - иллюстративного способа обучения;

Технология сотрудничества;

Игровая технология

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Знание- сила (5 часов) Знание-сила.Ученый, академик Пауль Аристэ.

И. С. Галкин - языковед.

Марийская письменность (5 часов) Развитие марийской письменности.Первый марийский букварь.Рождение марийской литературы.А. Альбинский - автор Черемисской грамматик.

Осень - пора урожая (5 часов) Время жатвы.Легенда « Как бог уничтожил ветвистую рожь».Мы помогаем колхозу.Где готовят специалистов сельского хозяйства

Берегите природу (6 часов) Берегите природу.Природа и человек

Экология-здоровье человека.Богатства марийской земли.Красная книга

Современная Йошкар - Ола (6 часов) Современный город Йошкар- Ола

Экскурсия по Йошкар - Оле .Промышленные предприятия.Царевококшайск

Учебные заведения.В.Рожкин « Йошкар-Ола» В.Панов Илышын эн чеверже»

Встречают по одежке (5 часов) Марий Эл-многонациональная республика

Психология народа

Моркинский район (5 часов) В Изилянов «Морко велне». Таланты Моркинской земли.Экскурсия по Моркинскому району.В. Колумб- биография. Марийский фольклор.

Москва (5 часов) Зимние каникулы.Москва-столица России.М.Казаков « Эн мотор столица».Красная площадь

Спорт (6 часов) Дружу со спортом .МГПИ им НК Крупской. Биография Валерия Исаева.Материалы из газет и журналов про спорт.На стадионе

Спортивный факультет Мар. Гос университета.Учимся беречь свое здоровье Спорт

кинотеатре города Йошкар - Олы; Художник Зосим Лаврентьев; Любимый артист.

Просыпается природа (8 часов Весенние изменения в природе.Ах, весна - красна! Шабдар Осып « Шошо сем». 26 апреля-день национального героя

В Акцорин « Чумбылат».Мы за мир на земле.9 мая - День победы Подвиг А Громова.Весной в школьном саду)

Летний отдых (6 часа) Весенние изменения в природ.Ах, весна - красна! Шабдар Осып « Шошо сем».26 апреля-день национального героя

В Акцорин « Чумбылат».Мы за мир на земле.9 мая - День победы Подвиг А Громова.Весной в школьном саду

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

I четверть

2

17

1

II четверть

2

15

1

III четверть

2

20

1

IV четверть

2

16

1

Итого в год

68

4

Особенности класса

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать определения изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

• производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных

предложений, предложений с прямой речью.

• Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и

обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.

• Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.

• Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить

знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных

второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью,

при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в

нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно

писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные

тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.

- понимать речь учителя, отвечать на вопросы;

- пересказать текст, звучащий в течение 2 минут, определить тему и идею; -

-при общении знать 750 слов и словосочетаний и применять их в повседневной жизни, уметь составлять диалог из 9-10 реплик, монолог из 10-12 предложений;

- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;

-уметь написать текст по рисунку;

-читать про себя и вслух выразительно;

-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;

-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной речи;

-правильно писать слова;

-уметь написать поздравительную открытку;

-уметь писать текст по плану

Учащиеся 8 класса должны к концу учебного года знать материал по грамматике: падежи имен существительных; число имен существительных; времена глагола; некоторые разряды местоимений; наречия времени, места, образа действия; по словообразованию и морфемике: определять части речи, образовывать новые слова; по синтаксису: простые и сложные предложения.



Календарно- тематическое планирование




Дата


Тема урока

Количество часов по разделу

1. Знание- сила (5 часов)

1

02.09

Урок мира

1

2

07.09

Знание-сила

1

3

09.09

Ученый, академик Пауль Аристэ

1

4

14.09

И. С. Галкин - языковед

1

5

16.09

Повторение по теме « Знание-сила»

1

2. Марийская письменность(5 часов)

6

21.09

Развитие марийской письменности

1

7

23.09

Первый марийский букварь

1

8

28.09

Рождение марийской литературы

1

9

30.09

А. Альбинский - автор Черемисской грамматики

1

10

05.10

Повторение по теме «Марийская письменность»

1

3. Осень - пора урожая (5 часов)

11

07.10

Время жатвы

1

12

02.10

Легенда « Как бог уничтожил ветвистую рожь»

1

13

14.10

Мы помогаем колхозу

1

14

19.10

Где готовят специалистов сельского хозяйства?

1

15

21.10

Контрольный диктант «Передовики колхоза

1

4. Берегите природу (6 часов)

16

26.10

Берегите природу

1

17

28.10

Природа и человек

1

18

09.11

Экология-здоровье человека

1

19

11.11

Богатства марийской земли

1

20

16.11

Красная книга

1

21

18.11

Повторение по теме «Берегите природу»

1

5. Современная Йошкар - Ола ( 6часов)

22

23.11

Современный город Йошкар- Ола

1

23

25.11

Экскурсия по Йошкар - Оле

1

24

30.11

Промышленные предприятия

1

25

02.12

Царевококшайск

1

26

07.12

Учебные заведения

1

27

09.12

В.Рожкин « Йошкар-Ола» В.Панов Илышын эн чеверже»

1

6. Встречают по одежке (5 часов)

28

14.12

Марий Эл-многонациональная республика

1

29

16.12

Психология народа

1

30

21.12

Встречают по одежке

1

31

23.12

Контрольный диктант «Телым»

1

32

28.12

Работа над ошибками. Повторение темы «

1

7. Моркинский район (5 часов)

33

18.01

В Изилянов «Морко велне»

1

34

20.12

Таланты Моркинской земли

1

35

25.01

Экскурсия по Моркинскому району

1

36

27.01.

В. Колумб- биография

1

37

01.02

Марийский фольклор

1

8. Москва (5 часов)

38

03.02

Зимние каникулы

1

39

08.02

Москва-столица России

1

40

10.02

М.Казаков « Эн мотор столица»

1

41

15.02

Красная площадь

1

42

17.02

Повторение по теме «Москва»

1


9. Спорт (6 часов)


43

22.02

Дружу со спортом

1

44

24.02

МГПИ им НК Крупской. Биография Валерия Исаев

1

45

29.02

Материалы из газет и журналов про спорт

1

46

02.03

На стадионе

1

47

07.03

Спортивный факультет Мар. Гос университета

1

48

09.03

Учимся беречь свое здоровье

1

10. Искусство (6 часов)

49

14.03

Искусство в жизни человека

1

50

16.03

В кинотеатре города Йошкар- Олы

1

51

21.03

Художник Зосим Лаврентьев

1

52

23.03

Контрольный диктант « Шошымсо садыште»

1

53

04.04

Работа над ошибками. Из истории театра.

1

54

06.04

Повторение по теме «Искусство»

1


11. Просыпается природа (8 часов)


55

11.04

Весенние изменения в природе

1

56

13.04

Ах, весна - красна! Шабдар Осып « Шошо сем»

1

57

18.04

26 апреля-день национального героя

1

58

20.04

В Акцорин « Чумбылат»

1

59

25.04

Мы за мир на земле

1

60

27.04

9 мая - День победы Подвиг А Громова

1

61

02.05

Весной в школьном саду

1

62

04.05

Повторение темы «Природа просыпается»

1

12. Летний отдых (6 часов)



Повторение темы «Природа просыпается»

63

11.05

ВФ Сапаев-заслуженный учитель РСФСР

1

64

16.05

Немецкая сказка «Почему на земле так хорошо»

1

65

18.04

Пословицы и поговорки про лето

1

66

23.05

Контрольный диктант « Робинзон Крузо»

1

67

25.05

Работа над ошибками. НМухин «Кенежым»

1

68

30.05

Что читать летом?

1






Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.

2. «Марий йылме » авторов Л.А.Петухова, А.Н.Чемекова для 8 класса общеобразовательных учреждений

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

В.В. Константинова Разговорные тексты и упражнения для развития устной речи Йошкар-Ола 2009.-40с.

Ю. Чавайн. Парт коклашке шинчына.

С. Чавайн. Ото.

М. Казаков «Йоратем мый теле кечым.

Н. Мухин. Кенгежым.

Учебно-наглядные издания и пособия

Портреты поэтов и писателей.

Учебно-методические пособия

Методика преподавания марийской литературы

Для учителей 4-8 классов

Йошкар-Ола.1981

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

I.Словари.

1.В.М.Васильев, З.В.Учаев Марийско-русский словарь. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,2012.-296с.

2.Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории имени В. М. Васильева Марийский орфографический словарь Йошкар-Ола,2011.-368с.

Журналы.

1."Учитель Башкортостана.Уфа.

2." Кече" Йошкар-Ола.

Газеты.

1. « Чолман" Нефтекамск.

2. « Кугарня», Йошкар-Ола.

Аудио- и видеоприложения

Аудио кассеты: «Времена года», «Марийские песни».

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

Презентациии: «Орнаменты», «Н. Лекайн», «Кайык шулдыран танна».

oprb.ru

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному языку.

1. Географические карты РМЭ;

2. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Технические средства обучения

ноутбук

Список литературы

Литература, рекомендованная для учителя

Марийские писатели в школе ( В.Иванов, В. Сапаев, З. Каткова, В. Косоротов) Йошкар-Ола Марий книга савыктыш ГОУ ДПО (ПК) С « Марий образований институт» 2008

Литература, рекомендованная для учащихся

Т.Н.Воронцова Дубок Книга для внеклассного чтения.Йошкар-Ола-2008



© 2010-2022