- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по марийскому языку
Рабочая программа по марийскому языку
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шамуратова В.А. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Руководитель РМО учителей марийского языка и литературы
_______________
Н. А. Николаева
СОГЛАСОВАНО
Руководитель методического совета школы
_____________
Т. А. Филякова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 8
____________ С. В. Смирнов
Приказ № 210- К
от 31 августа 2015 г
Рабочая программа
по родному (марийскому) языку и литературе для 8 классов
на 2015-2016 учебный год
Составила учитель родного (марийского) языка
Шамуратова Варвара Андреевна
Рассмотрено на заседании кафедры
учителей предметов
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ № 8
Протокол № 1 от
28 августа 2015 года
Руководитель кафедры
_____________________
Четвериков ан Н.А.
Пояснительная записка
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
- Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации"
- Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
- Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"
- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан"
- Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года
- Государственная программа «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» от 26 июня 2013 года №279
- Закон Республики Башкортостан «О государственной символике Республики Башкортостан» от 29 мая 2014г. №98-з
- Целевая республиканская программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;
- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2015 - 2016 учебный год (6 - 9 классы)
-Календарный учебный график учебного процесса на 2015-2016 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
-Положение МБОУ СОШ № 8 «О рабочих программах по предмету (курсу) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан»
Сведения о программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.
Сведения об УМК
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК« Марий йылме » авторов Л.А.Петухова, А.Н.Чемекова для 8 класса общеобразовательных учреждений
Цель и задачи
учебного предмета
Цели обучения:
Курс марийского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к марийскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение марийским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о марийском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах марийского языка; об основных нормах марийского литературного языка; о марийском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
. Задачами обучения в 8 классе являются:
-продолжить развитие интереса к изучению марийского языка;
- закрепить умения говорить по - марийски теоретическим материалом;
- научить высказывать свое мнение полным предложением, составлять небольшие тексты. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного
отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры марийского народа, средством приобщения к богатствам марийской культуры и литературы.
Марийский язык как предмет является одним из компонентов целостной системы языкового образования в школах Республики Башкортостан. Учащиеся 8 класса имеют представление о том, что значит поиск и фиксация информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации.
Изучение данного предмета способствует дальнейшему формированию умения искать информацию в учебной книге, формированию осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Всё это в целом способствует развитию коммуникативных способностей пятиклассников. А это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.
Основное назначение марийского языка в 8 классе состоит в формировании элементарных представлений о системе марийского языка, в формировании речевых умений и навыков, необходимых для повседневного общения.
Являясь существенным элементом культуры марийского народа, курс обучения в 8 классе призван выполнять функцию обеспечения развития ученика как личности, полноценно (с учетом своего возраста) владеющей устной и письменной речью, а также формирования своей собственной траектории
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения. Кроме того данная программа содержит и региональный компонент. Этнокультурные особенности Республики Башкортостан обсуждаются в ходе изучения таких тем, как «Марийский язык родной язык марийского народа», «Родной Марийский край», «Современная Йошкар - Ола» « Встречают по одежке»
Свободное время» когда учащиеся рассказывают о свое малой Родине городе Бирск; «Путешествия», учащиеся совершают поездки в столицу республики, город Уфа; «Праздники и обычаи», где учащиеся рассказывают про сабантуй,; при обсуждении темы "Национальные блюда" учащиеся говорят про башкирский мёд, чэк-чэк и т.д.
Место учебного предмета в учебном плане
Региональный базисный учебный план для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основное общеобразовательные программы - образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Приказ. №824 « 06» мая 2014 предусматривает изучение родного (марийского) языка и литературы в 8 классе общеобразовательных учреждений в объеме 68часов (2 часа в неделю).
Результаты изучения учебного предмета
В результате изучения марийского языка ученик должен
знать/понимать
• роль языка как национального языка марийского народа,
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Предпочтительные формы контроля
Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, так и современные - творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем
Программа разработана с учётом современных образовательных требований, которые отражены:
В формах и методах: дифференцированные, конкурсы, выставки, игры;
В принципах: индивидуальность, доступность, преемственность;
В методах мониторинга, контроля, управления: тестирование, наблюдение, анкетирование. Анализ результатов деятельности каждого ученика.
Используемые технологии:
Личностно - ориентированное обучение;
Технология традиционного обучения;
Технологии, построенные на основе объяснительно - иллюстративного способа обучения;
Технология сотрудничества;
Игровая технология
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета
Знание- сила (5 часов) Знание-сила.Ученый, академик Пауль Аристэ.
И. С. Галкин - языковед.
Марийская письменность (5 часов) Развитие марийской письменности.Первый марийский букварь.Рождение марийской литературы.А. Альбинский - автор Черемисской грамматик.
Осень - пора урожая (5 часов) Время жатвы.Легенда « Как бог уничтожил ветвистую рожь».Мы помогаем колхозу.Где готовят специалистов сельского хозяйства
Берегите природу (6 часов) Берегите природу.Природа и человек
Экология-здоровье человека.Богатства марийской земли.Красная книга
Современная Йошкар - Ола (6 часов) Современный город Йошкар- Ола
Экскурсия по Йошкар - Оле .Промышленные предприятия.Царевококшайск
Учебные заведения.В.Рожкин « Йошкар-Ола» В.Панов Илышын эн чеверже»
Встречают по одежке (5 часов) Марий Эл-многонациональная республика
Психология народа
Моркинский район (5 часов) В Изилянов «Морко велне». Таланты Моркинской земли.Экскурсия по Моркинскому району.В. Колумб- биография. Марийский фольклор.
Москва (5 часов) Зимние каникулы.Москва-столица России.М.Казаков « Эн мотор столица».Красная площадь
Спорт (6 часов) Дружу со спортом .МГПИ им НК Крупской. Биография Валерия Исаева.Материалы из газет и журналов про спорт.На стадионе
Спортивный факультет Мар. Гос университета.Учимся беречь свое здоровье Спорт
кинотеатре города Йошкар - Олы; Художник Зосим Лаврентьев; Любимый артист.
Просыпается природа (8 часов Весенние изменения в природе.Ах, весна - красна! Шабдар Осып « Шошо сем». 26 апреля-день национального героя
В Акцорин « Чумбылат».Мы за мир на земле.9 мая - День победы Подвиг А Громова.Весной в школьном саду)
Летний отдых (6 часа) Весенние изменения в природ.Ах, весна - красна! Шабдар Осып « Шошо сем».26 апреля-день национального героя
В Акцорин « Чумбылат».Мы за мир на земле.9 мая - День победы Подвиг А Громова.Весной в школьном саду
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ
Четверть
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
Количество контрольных работ
I четверть
2
17
1
II четверть
2
15
1
III четверть
2
20
1
IV четверть
2
16
1
Итого в год
68
4
Особенности класса
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать определения изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
• производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных
предложений, предложений с прямой речью.
• Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и
обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
• Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
• Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить
знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных
второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью,
при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в
нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно
писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные
тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.
- понимать речь учителя, отвечать на вопросы;
- пересказать текст, звучащий в течение 2 минут, определить тему и идею; -
-при общении знать 750 слов и словосочетаний и применять их в повседневной жизни, уметь составлять диалог из 9-10 реплик, монолог из 10-12 предложений;
- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;
-уметь написать текст по рисунку;
-читать про себя и вслух выразительно;
-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;
-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной речи;
-правильно писать слова;
-уметь написать поздравительную открытку;
-уметь писать текст по плану
Учащиеся 8 класса должны к концу учебного года знать материал по грамматике: падежи имен существительных; число имен существительных; времена глагола; некоторые разряды местоимений; наречия времени, места, образа действия; по словообразованию и морфемике: определять части речи, образовывать новые слова; по синтаксису: простые и сложные предложения.
Календарно- тематическое планирование
Дата
Тема урока
Количество часов по разделу
1. Знание- сила (5 часов)
1
02.09
Урок мира
1
2
07.09
Знание-сила
1
3
09.09
Ученый, академик Пауль Аристэ
1
4
14.09
И. С. Галкин - языковед
1
5
16.09
Повторение по теме « Знание-сила»
1
2. Марийская письменность(5 часов)
6
21.09
Развитие марийской письменности
1
7
23.09
Первый марийский букварь
1
8
28.09
Рождение марийской литературы
1
9
30.09
А. Альбинский - автор Черемисской грамматики
1
10
05.10
Повторение по теме «Марийская письменность»
1
3. Осень - пора урожая (5 часов)
11
07.10
Время жатвы
1
12
02.10
Легенда « Как бог уничтожил ветвистую рожь»
1
13
14.10
Мы помогаем колхозу
1
14
19.10
Где готовят специалистов сельского хозяйства?
1
15
21.10
Контрольный диктант «Передовики колхоза
1
4. Берегите природу (6 часов)
16
26.10
Берегите природу
1
17
28.10
Природа и человек
1
18
09.11
Экология-здоровье человека
1
19
11.11
Богатства марийской земли
1
20
16.11
Красная книга
1
21
18.11
Повторение по теме «Берегите природу»
1
5. Современная Йошкар - Ола ( 6часов)
22
23.11
Современный город Йошкар- Ола
1
23
25.11
Экскурсия по Йошкар - Оле
1
24
30.11
Промышленные предприятия
1
25
02.12
Царевококшайск
1
26
07.12
Учебные заведения
1
27
09.12
В.Рожкин « Йошкар-Ола» В.Панов Илышын эн чеверже»
1
6. Встречают по одежке (5 часов)
28
14.12
Марий Эл-многонациональная республика
1
29
16.12
Психология народа
1
30
21.12
Встречают по одежке
1
31
23.12
Контрольный диктант «Телым»
1
32
28.12
Работа над ошибками. Повторение темы «
1
7. Моркинский район (5 часов)
33
18.01
В Изилянов «Морко велне»
1
34
20.12
Таланты Моркинской земли
1
35
25.01
Экскурсия по Моркинскому району
1
36
27.01.
В. Колумб- биография
1
37
01.02
Марийский фольклор
1
8. Москва (5 часов)
38
03.02
Зимние каникулы
1
39
08.02
Москва-столица России
1
40
10.02
М.Казаков « Эн мотор столица»
1
41
15.02
Красная площадь
1
42
17.02
Повторение по теме «Москва»
1
9. Спорт (6 часов)
43
22.02
Дружу со спортом
1
44
24.02
МГПИ им НК Крупской. Биография Валерия Исаев
1
45
29.02
Материалы из газет и журналов про спорт
1
46
02.03
На стадионе
1
47
07.03
Спортивный факультет Мар. Гос университета
1
48
09.03
Учимся беречь свое здоровье
1
10. Искусство (6 часов)
49
14.03
Искусство в жизни человека
1
50
16.03
В кинотеатре города Йошкар- Олы
1
51
21.03
Художник Зосим Лаврентьев
1
52
23.03
Контрольный диктант « Шошымсо садыште»
1
53
04.04
Работа над ошибками. Из истории театра.
1
54
06.04
Повторение по теме «Искусство»
1
11. Просыпается природа (8 часов)
55
11.04
Весенние изменения в природе
1
56
13.04
Ах, весна - красна! Шабдар Осып « Шошо сем»
1
57
18.04
26 апреля-день национального героя
1
58
20.04
В Акцорин « Чумбылат»
1
59
25.04
Мы за мир на земле
1
60
27.04
9 мая - День победы Подвиг А Громова
1
61
02.05
Весной в школьном саду
1
62
04.05
Повторение темы «Природа просыпается»
1
12. Летний отдых (6 часов)
Повторение темы «Природа просыпается»
63
11.05
ВФ Сапаев-заслуженный учитель РСФСР
1
64
16.05
Немецкая сказка «Почему на земле так хорошо»
1
65
18.04
Пословицы и поговорки про лето
1
66
23.05
Контрольный диктант « Робинзон Крузо»
1
67
25.05
Работа над ошибками. НМухин «Кенежым»
1
68
30.05
Что читать летом?
1
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.
Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.
2. «Марий йылме » авторов Л.А.Петухова, А.Н.Чемекова для 8 класса общеобразовательных учреждений
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д
В.В. Константинова Разговорные тексты и упражнения для развития устной речи Йошкар-Ола 2009.-40с.
Ю. Чавайн. Парт коклашке шинчына.
С. Чавайн. Ото.
М. Казаков «Йоратем мый теле кечым.
Н. Мухин. Кенгежым.
Учебно-наглядные издания и пособия
Портреты поэтов и писателей.
Учебно-методические пособия
Методика преподавания марийской литературы
Для учителей 4-8 классов
Йошкар-Ола.1981
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.
I.Словари.
1.В.М.Васильев, З.В.Учаев Марийско-русский словарь. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,2012.-296с.
2.Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории имени В. М. Васильева Марийский орфографический словарь Йошкар-Ола,2011.-368с.
Журналы.
1."Учитель Башкортостана.Уфа.
2." Кече" Йошкар-Ола.
Газеты.
1. « Чолман" Нефтекамск.
2. « Кугарня», Йошкар-Ола.
Аудио- и видеоприложения
Аудио кассеты: «Времена года», «Марийские песни».
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)
Презентациии: «Орнаменты», «Н. Лекайн», «Кайык шулдыран танна».
oprb.ru
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному языку.
1. Географические карты РМЭ;
2. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Технические средства обучения
ноутбук
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя
Марийские писатели в школе ( В.Иванов, В. Сапаев, З. Каткова, В. Косоротов) Йошкар-Ола Марий книга савыктыш ГОУ ДПО (ПК) С « Марий образований институт» 2008
Литература, рекомендованная для учащихся
Т.Н.Воронцова Дубок Книга для внеклассного чтения.Йошкар-Ола-2008