Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



″Себряковский технологический техникум″











рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Введение в специальность


Для специальности среднего профессионального образования

38.02.07 Банковское дело























2015 г.


РАССМОТРЕНА

Протокол заседания ПЦК

№ ____

От «___» __________ 2015г.

________________ Г.И. Низамова

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по учебной работе

______________ Т.Ю. Фролова

«____» ___________ 2015г

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.07 Банковское дело


Организация - разработчик: ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"


Разработчик: Е.В. Дмитриенко преподаватель:ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"

Эксперты:

__________________ ________________________ ____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

__________________ ________________________ ____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)















СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 4


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 12

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14










1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в специальность

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 «Банковское дело»

Программа учебной дисциплины устанавливает базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основами теории и практики современного банковского дела; особенностями развития банковской системы в Российской Федерации, а также знакомство с богатым историческим опытом организации деятельности кредитных учреждений с древнейших времен.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Введение в специальность» относится к группе общий гуманитарный и социально- экономический учебный цикл.

Имеет межпредметные связи с дисциплинами входящими в ОПОП СПО по специальности такими как «Основы банковского дела», «Финансы, денежное обращение и кредит».

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- -эволюцию банковской деятельности;

- специфику организации и сфер деятельности ведущих банковских систем мира;

- структуру банковской системы Российской Федерации;

- правовые и экономические основы деятельности Центрального банка России;

Студенты должны уметь использовать:

- теоретические знания для анализа макроэкономической ситуации, ориентироваться на рынке банковских услуг;

- разбираться в банковском законодательстве и применять его на практике;

Специалист банковского дела должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПК 1.1

Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов

ПК 1.2

Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах

ПК 1.3

Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней

ПК 1.4

Осуществлять межбанковские расчеты

ПК 1.5

Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям

ПК 1.6

Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт

ПК 2.1

Оценивать кредитоспособность клиентов

ПК 2.2

Осуществлять и оформлять выдачу кредитов

ПК 2.3

Осуществлять сопровождение выданных кредитов

ПК 2.4

Проводить операции на рынке межбанковских кредитов

ПК 2.5

Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося44часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32часа;

самостоятельной работы обучающегося12 часов



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лекционные занятия

32

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета













2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины«Введение в специальность»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. Банки как центры управления финансово-кредитными процессами

Предмет и задачи его изучения, связь с другими дисциплинами. Построение и содержание отдельных тем. Организация учебного процесса. Литература, используемая и ходе изучения дисциплины.

Банки как центры управления финансово-кредитными процессами в условиях рынка

2

1

Банковский промысел в античный период

Банковский промысел Древнего Востока. Ростовщичество. Храмы - первые кредитные учреждения. Деловые дома. Царские дома.

Банковская деятельность Древней Греции. Кредитная деятельность древних храмов. Деятельность трапезитов. Государственное регулирование кредитного промысла.

Развитие банковского хозяйства в Древнем Риме. Деятельность римскихменсариев. Деятельность аргентариев и нуммулариев.

4

1

Самостоятельная работа.

  1. Работа с конспектом, выполнение заданий в тетради

  2. Выполнение докладов на тему «Храмы - первые кредитные учреждения», «Деловые дома», «Царские дома», «Ассоциации римских банкиров»

  3. Составление кроссвордов по данной теме

2

3

Банковское дело в средневековой Европе

Особенности зарождения банков в отдельных странах Европы. Становление банковских структур в средневековой Европе. Международные торгово-денежные союзы. Кредитная деятельность монашествующих орденов. Орден тамплиеров - одна из крупнейших кредитных структур средневековой Европы. Кредитная деятельность в средневековых итальянских городах. Деятельность итальянских менял. Появление векселей. Ограничения банковской деятельности. Организация публичных банков в итальянских городах. Развитие банковского дела в средневековых западно-европейских государствах. Отношение церкви и светской власти к ростовщичеству. Процентная ставка на ссуду в древние века.

4

1

Самостоятельная работа.

  1. Работа с конспектом, выполнение заданий в тетради

  2. Выполнение докладов на тему «Орден тамплиеров», «Деятельность итальянских менял».

  3. Составление кроссвордов по данной теме

2

3

Современная банковская система

Понятие и сущность банковской системы и ее структура. Этапы формирования банковской системы. Роль и место банковской системы в экономике, ее функции и элементы. Уровни банковской системы. Одноуровневая банковская система. Структура и механизм функционирования двухуровневой банковской системы. Современное состояние банковской системы России. Особенности построения банковских систем в странах с развитой рыночной экономикой.

Роль Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в экономике и банковской системе.

Понятие кредитной организации. Банки и небанковские кредитные организации. Назначение и сфера функционирования специализированных финансово-кредитных институтов.

Нормативно-правовая база функционирования банков и осуществления банковской деятельности. Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».

6

1

Самостоятельная работа.

1. Подготовить сообщения по темам «Банковская система России», «Банковская система Японии», «Банковская система Швейцарии» и т.д.

2

3

Основы организации и деятельности центральных банков

Организационно-правовые и национальные особенности центральных банков. Сущность, функции и операции центральных банков. Денежно-кредитная политика центральных банков. Сотрудничество центральных банков на международном уровне.

Правовые и экономические основы деятельности Банка России. Организационная структура Банка России. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России.

Основные функции Банка России: эмиссионная, денежно-кредитное регулирование, организация системы платежей и расчетов, банковское регулирование и надзор, валютное регулирование и валютный контроль, «банкир» Правительства.

8

1

Самостоятельная работа.

1. Подготовить доклады по темам «История развития Банка России», «Проблема статуса и функций Центрального банка РФ»

2. Охарактеризовать основных направлений денежно-кредитной политики на текущий год;

- при этом акцентировать внимание на следующих понятиях: функции БР, операции БР, денежно-кредитная политика, эмиссия денег, резервные требования, ставка рефинансирования, операции на открытом рынке, валютное регулирование.

Для выполнения задания по данной теме необходимо по предложенным в списке основной и дополнительной литературы источникам подготовить доклады, изучить ФЗ «О Центральном банке…».

2

3

Специфика организации ведущих банковских систем мира

Банки Англии. Кредитная деятельность английских ювелиров. Создание и деятельность Банка Англии. Банкирские дома и банкирские провинциальные конторы Англии. Современная банковская система Англии.

Банки Франции. Основание и деятельность акционерного эмиссионного «Банка Женераль». Преобразование Банка Женераль в Королевский Банк и его деятельность. Кредитная деятельность Учетной конторы. Кассы текущих счетов Учетной и коммерческой конторы. Основание Французского банка и его деятельность. Современная банковская система Франции.

Банки Германии. Деятельность городских банков в раздробленной Германии. Современная банковская система Германии.

Банки США. Возникновение банковской системы США и ее развитие. Возникновение Федеральной Резервной Системы США. Современная банковская система США.

6

1

Самостоятельная работа.

  1. Подготовить доклады по темам «Проблемы реализации функций коммерческих банков на современном этапе», «Многофункциональные банки и филиальная политика коммерческого банка»

  2. Составление кроссворда по данной теме

  3. Составление словаря терминов

  4. Подготовка к итоговому занятию

4

3

Дифференцированный зачет

2

2

Итого

44


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

«Введение в специальность»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя,

- электронные средства учебного назначения,

- доска, мел

Технические средства обучения:

1. Мультимедийная установка.

2. Компьютер.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основная литература

1. Банковская система России: Настольная книга банкира.- М.: ДеКА, 1999. Кн. 1,11, III.

2. Банковское дело: управление и технологии: Учеб.пособие для вузов. Под ред. A.M. Тавасиева. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Банковское дело: Учебник. Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005.

Дополнительная литература

4. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В. Платонова, М. Хиггинса. М., Кронсалтбанкир, 1999.

5. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. Под ред. М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 2002.

6.Лобанова Т.Н. Банки: организация и персонал. М, Городец, 2004.

7.Основы банковской деятельности (Банковское дело). Под ред. К.Р. Та-гирбекова. - М.: ИНФРА-М: Весь Мир, 2005.

8. Российская банковская энциклопедия. Под ред. О.И. Лаврушина и др. - Энциклопедическая творческая Ассоциация, 1999.

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-1 (ред. от 21.03.2002).

2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ,

3. Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. №48-ФЗ.

4. Федеральный закон «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (ред. от 29.01.2002).

5. Закон Российской Федерации «О залоге» от 29 мая 1992 г. № 2872-1 (с изм. от 16.07.1998).

6. Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. №3615-1 (ред. от 30.12.2001).

7. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации 5 января 1998 г. № 14-П (ред. от 22.01.1999).

8. Положение Банка России о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг, от 6 марта 1998 г. № 19-П (ред. от 24.06.2002).

9. Положение Банка России от 12 апреля 2001 г. № 2-П (с изм. от 06.11.2001) о безналичных расчетах в Российской Федерации.

10. Инструкция Банка России от 27 февраля 1995 г. № 27 (ред. от

28.09.1999) о порядке организации работы обменных пунктов на территории
Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций
уполномоченными банками.

11. Инструкция Банка России от 17 сентября 1996 г. № 8 (ред. от

03.04.2000) о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными
организациями на территории Российской Федерации.

12.Инструкция Банка России от 1 октября 1997 г. № 1 (ред. от 06.05.2002) порядке регулирования деятельности банков.

13. Инструкция Банка России от 23 июля 1998 г. № 75-И (ред. от 05.07.2002) о порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности.

14. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 1997 г. № 02-101 (ред. от 23.04.2001) «О введении в действие Положения «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

15. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1997 г. № 02-263 (ред. от 13.03.2002) «Об утверждении правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, и дополнений и изменений к"плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации» (вместе с правилами, утвержденными приказом Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1997 г. № 61).





4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

«Введение в специальность»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- -эволюцию банковской деятельности;

- специфику организации и сфер деятельности ведущих банковских систем мира;

- структуру банковской системы Российской Федерации;

- правовые и экономические основы деятельности Центрального банка России;

Студенты должны уметь использовать:

- теоретические знания для анализа макроэкономической ситуации, ориентироваться на рынке банковских услуг;

- разбираться в банковском законодательстве и применять его на практике

Формы контроля обучения:

1. Фронтальный опрос, рефераты, доклады

2. Фронтальный опрос, рефераты, доклады

3. Письменный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа

4. Тестирование, письменныйопрс, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты

1. письменный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты

2. письменный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты, тестирование















© 2010-2022