• Преподавателю
  • Другое
  • Сценарий открытого урока по дисциплине: «Экономика организации» на тему: «Составление бизнес - плана»

Сценарий открытого урока по дисциплине: «Экономика организации» на тему: «Составление бизнес - плана»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РТ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Лениногорский политехнический колледж


Сценарий открытого урока


по дисциплине: «Экономика организации»

на тему:

«Составление бизнес - плана»







Разработала: преподаватель экономических дисциплин

В. Ю. Ершова









Урок - лекция

Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.

Подцели: 1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;

2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;

3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.

В ходе изучения данной дисциплины и темы планируется развитие профессиональных компетенций обучающихся:

  • способности к экономическому анализу и синтезу;

  • способности к организации и планированию;

  • способности к разработке проектов;

  • исследовательские способности;

  • способность применять

Развитие общепрофессиональных компетенций:

  • способность к самостоятельной работе;

  • персональная ответственность;

  • готовность принимать самостоятельные решения;

  • готовность обучаться самостоятельно;

  • готовность к работе в группе;

  • готовность разрешать конфликтные ситуации.

Задачи:

  • Развивать у учащихся познавательные компетенции;

  • Развивать коммуникативные способности учащихся;

  • Развивать готовность использовать новые идеи, находить выход из проблемных ситуаций;

  • Адаптировать учащихся к самостоятельной деятельности на рынке труда;

  • Использовать современные информационные технологии в процессе подготовки и защиты проекта.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (5мин):

  • приветствие,

  • проверка отсутствующих,

  • обозначение темы и навыков,

  • прочее.

  1. Повторение пройденного материала (7мин)

Экономические ребусы

Сценарий открытого урока по дисциплине: «Экономика организации» на тему: «Составление бизнес - плана»Сценарий открытого урока по дисциплине: «Экономика организации» на тему: «Составление бизнес - плана»

(Собственность) (Деньги)

Сценарий открытого урока по дисциплине: «Экономика организации» на тему: «Составление бизнес - плана»Сценарий открытого урока по дисциплине: «Экономика организации» на тему: «Составление бизнес - плана»

(Налог) (Кредит)

Дайте определение:

  • Финансовые ресурсы фирмы - это

  • Доходы фирмы - это

  • Расходы фирмы - это

  • Прибыль фирмы - это

  • Валовая прибыль -

  • Валовой доход -

  • Балансовая прибыль -

  • Чистая прибыль -

  • Нераспределенная прибыль -

  • Что такое коммерческие риски, какими они бывают.

  • Что такое себестоимость и цена продукции.

  • Какими способами можно рассчитать себестоимость и цена товара.

  • Что такое структура предприятия.

  • Для чего составляется финансовый план предприятия.

  1. Основная часть урока (20 мин)

Всем известно, что главная цель любого руководителя предприятия, предпринимателя - это получение прибыли. Но также самым главным является правильно составленный бизнес - план развития организации.

  1. Что такое бизнес план?

  2. Из каких разделов он состоит?

  3. Для чего вообще нужно составлять бизнес - план?

  1. Бизнес-план - это комплексная оценка возможностей инновационного проекта в первую очередь для начинающего предпринимателя, позже - и для кредитора.

Он нужен предпринимателям, которые собираются заняться собственным делом, руководителям, которые желают расширить бизнес путем увеличения номенклатуры продукции, и пр.

Бизнес-план позволяет исследовать и оценить возможности проекта: определить его коммерческую эффективность, спрогнозировать возможные проблемы и пути их решения, предположить суммы капиталовложений и чистую прибыль.

Составлению бизнес-плана должны предшествовать маркетинговые исследования состояния целевого рынка, потребности целевой его аудитории, а также конкурентов и своих перспектив и возможностей. В случае грамотного написания бизнес-плана предприниматель получает реальную экономическую эффективность проекта, таким образом, предотвращая капиталовложения при неудачном проекте.


  1. С чего же начать написание бизнес-плана?


С чего же начать написание бизнес-плана? Существует типовая схема его написания:

1. в титульном листе указываются реквизиты компании и ее собственников, суть проекта, исполнители и дата составления;

2. резюме должно быть составлено таким образом, чтобы у кредиторов возникал интерес к проекту;

3. описание компании, начиная с истории создания, и заканчивая достижениями и местом на рынке;

4. подробное описание продукта;

5. маркетинговый анализ: сравнение свойств и характеристик продукта с существующими аналогами-конкурентами;

6. стратегия продвижения товара, определяющая потребительскую категорию, методы и каналы сбыта продукции;

7. производство продукта - расчеты затрат на закупку материалов для производства, ремонт и обслуживание, и т.д.;

8. план по персоналу - информация о необходимом количестве и квалификации кадров, расчеты затрат на оплату труда;

9. в финансовом плане рассчитываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль. Он показывает, какие финансовые ресурсы и в какие периоды времени потребуются для реализации проекта;

10. анализ рисков описывает возможные риски проекта и стратегию по их минимизации;

11. в приложениях приводятся документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации, характеристики конкурентов, копии рекламных материалов, прайс-листов и каталогов, заключения экспертов и т.д.

Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: ОН ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАТКИМ.

Рассмотрим последовательность подготовки и составления бизнес-плана

Обложка (титульный лист)

Народная мудрость гласит: по одежке встречают, а провожают по уму. Поэтому если Вы хотите сразу расположить к себе предполагаемых инвесторов, то начните с обложки.

Будет лучше, если обложка сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом Вашей фирмы. Это придаст Вашему бизнес-плану определенную солидность.

В то же время сделайте обложку как можно проще. Укажите себя, т. е. Ваше предприятие, организацию или того, кому Вы адресуете Ваше предложение, дату представления плана.

1. Информация о Вашем предприятии:

- название предприятия;

- юридический адрес предприятия;

- номера телефонов и телефаксов (если таковые имеются);

- e-mail;

- Ф.И.О. лица, с которым можно контактировать по данному вопросу.

2. Деловая часть: описание целей, потенциальных возможностей и перспектив.

3. Размер необходимых инвестиций - текущие и ожидаемые потребности.

4. Если возможно, укажите Ваших поручителей.

Оформление

Лучше оформить бизнес-план либо в твердый переплет, либо в специальную папку с пружинками и прозрачной обложкой.

В содержании бизнес-плана необходимо перечислить все пункты Вашего бизнес-плана с указанием страниц по тексту.

Содержание (структура) бизнес-плана

Кратко перечислим и раскроем основные пункты бизнес-плана:

1. Деловое резюме

Резюме - это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» Вашего дела. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую Ваши инвесторы будут читать наиболее внимательно. Поэтому Вам следует убедиться, что резюме можно прочесть за несколько минут.

В резюме Вы должны в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:

- Основные задачи бизнес-плана;

- Привлекательность вашего бизнеса;

- Ваши перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;

- Процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;

- Размер требуемого капитала.

Такое резюме производит определенный обзор всего бизнес-плана в быстро читаемом виде. Никогда не пренебрегайте этим разделом - именно он показывает потенциальным инвесторам, можете ли Вы четко сосредоточиться на Ваших целях и заявить достойно о том, кто Вы, что Вы хотите и куда Вы стремитесь.

Анализ рынка

Во-первых, данный раздел подготавливает Вашего читателя (инвестора) к лучшему пониманию того, что Вы ему предлагаете, т. е. как Ваше предприятие вписывается в общую картину, какие существуют перспективы в той отрасли деятельности, к которой относится Ваш бизнес. Раздел обязательно должен включать следующие пункты:

- Возможности роста бизнеса.

- Названия новых продуктов, разработок и услуг.

- Экономические тенденции в отрасли.

- Перспективы и тенденции в сфере Вашей деятельности.

Во-вторых, Вы должны описать:

- основных потребителей Вашей продукции,

- основные рынки сбыта (в т. ч. Ваши сегменты рынка, их размер и месторасположение, перспективы на будущее),

- факторы, влияющие на вашу деятельность (например, сезонность, уровень жизни населения и пр.),

- основные тенденции и прогнозируемые изменения на Ваших основных рынках сбыта;

- результаты анализа рынка;

- Вашу рыночную стратегию развития предприятия.

Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг

В этом разделе Вы должны подробно описать:

- Вашу продукцию или комплекс услуг.

- Способность удовлетворять рыночные потребности.

- Достоинства и недостатки Вашей продукции (услуг).

- Уникальные преимущества по сравнению с продукцией или услугами конкурентов.

- Жизненный цикл продукта (услуг).

- Торговые секреты, патенты, авторские права.

- Исследовательские и конструкторские работы (если они ведутся или планируются в будущем).

- Ваше предприятие, его организационно-правовую форму.

- Основные и оборотные средства Вашего предприятия

- Общую потребность в капитале.

Продвижение товара на рынок (маркетинг), в т. ч.:

- Стратегия продвижения товаров на рынок (маркетинговая стратегия).

- Выявление условий снабжения и производства продукции.

- Ваши каналы сбыта продукции.

- Организация сбыта продукции.

- Рекламная политика продукции или услуг.

- Ценообразование на продукты (услуги).

Производство

В данном разделе дается описание следующих ключевых моментов вашего бизнеса:

1. Определение потребности в ресурсах, в т. ч.:

- Производственное и/или торговое помещение (размер и местоположение).

- Ваши производственные мощности.

- Оборудование и оснастка.

- Персонал.

- Капитал.

2. Планирование потребности в оборотных средствах:

- Сырье и материальные ресурсы.

- Топливо и энергия.

- Инструменты.

3. Описание:

- Технологии.

- Сущности технологического процесса (можно вынести в приложение к бизнес-плану).

- Схемы производственных потоков (откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия).

4. Календарный план (увязывает все необходимые работы, исполнителей и сроки выполнения).

Оценка риска и страхование

Данный раздел, как правило, разбивается на две части:

1. Определение всех типов рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности Вашего предприятия (пожары, землетрясения, забастовки, политическая нестабильность, инфляция, изменения в налоговом законодательстве, колебания валютных курсов), а также их источников и момента возникновения;

2. Решение задачи по снижению рисков и потерь (указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь, приводится программа страхования от рисков).

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов, и на какие суммы планируется их приобрести (в производственной или торговой деятельности предприятия существует возможность застраховать любой шаг от неудачи, начиная от покупки помещения и заканчивая поставкой некачественного сырья или простоем оборудования).

Финансовый прогноз Ваших будущих действий

Данный раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. Вам необходимо составить:

- баланс денежных расходов и поступлений;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет о движении денежных средств;

- график достижения безубыточности;

- рассчитать срок окупаемости Вашего бизнеса;

- определить сумму требуемого вам капитала;

- рассчитать прибыль и рентабельность производства и пр.

Приложения

В качестве заключения к бизнес-плану Вы должны сделать необходимые приложения. Желательно, чтобы приложений было не больше, чем листов в основной части бизнес-плана, иначе это может произвести не очень благоприятное впечатление на Вашего будущего инвестора.

Данный раздел бизнес-плана может включать следующие документы:

- библиографию;

- примечания по тексту;

- статьи, вырезки из информационных источников, тематические отчеты;

- биографии;

- графики;

- чертежи;

- копии контрактов и соглашений;

- глоссарий терминов;

- рекомендации.

Студенты по ходу урока постепенно с объяснениями преподавателя выполняют творческую работу, закрепляют полученную информацию. Систематизируют полученные знания - составляют краткий бизнес - план.

Список литературы

  1. Волков А. С., Марченко А. А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие. - М.: Издательство РИОР, 2007

  2. Гомола, А. Н. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола, П. А. Жанин.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008

  3. Черняк, В. З. Бизнес-планирование: учеб, для вузов/ В. З. Черняк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

  4. Чечевицына, Л. Н. Экономика предприятия (фирмы): учеб./ Л. Н. Чечевицына - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2007

  5. Шевчук, Д. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / Д. А. Шевчук. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007




© 2010-2022