• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации Эффективные приёмы организации новогодних мероприятий

Методические рекомендации Эффективные приёмы организации новогодних мероприятий

В методической разработке «Эффективные приёмы организации новогодних мероприятий» дан краткий экскурс в историю возникновения праздника, посвящённого встрече Нового года, прослеживается развитие традиций празднования Нового года в России. В разработке рассматриваются как традиционные, так и инновационные сценарно-режиссёрские и игровые приёмы, часто используемые в новогодних мероприятиях, традиционные и инновационные формы Новогодья, как системы Новогодних праздников. Подлинный праздник – эт...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБУДОД «Оренбургский областной Дворец творчества

детей и молодежи им. В.П. Поляничко»











Эффективные приёмы организации новогодних мероприятий.

(Памятка организатору)











Разработчик:

Петрова Татьяна Анатольевна

Заведующая досуговым отделом «Панорама»










г. Оренбург - 2013 г.

20 декабря 1699 года Пётр Первый издал указ, который предписывал: «Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же».

Благодаря этому указу в России появляется замечательная традиция встречи нового года 1 января. И если в XVIII веке в Российской империи на праздник загоняли палками (в прямом смысле этого слова), то уже в XIX веке Новый год по значению и масштабности уступает только православному Рождеству. А по-настоящему всероссийским праздником Новый Год становится в ХХ веке.

Традиций празднования встречи Нового года в России довольно много. Часть из них - фейерверки («огненные потехи» царя Петра) и украшение домов и улиц елями - стали неотъемлемым атрибутом празднования именно в начале XVIII века, часть ведут своё начало от славянских языческих традиций (обряды, гадания, игрища, колядование, ряженье), некоторые от православных (собираться всей семьёй за столом, надевать праздничную одежду) и, наконец, особое место занимают советские новогодние традиции (бой курантов и торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны). Современные Дед Мороз и Снегурочка также появились в советское время. Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки как молодой девушки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов. С тех пор Дед Мороз - символ Нового года в России.

Не обошли стороной Новый год и мировые тенденции взаимопроникновения культур. С конца 1980-х гг. в России появилось модное веяние связывать приход Нового года с одним из животных китайского гороскопа. Также всё более популярной становится зарубежная (в первую очередь американская) символика Нового года: олени в упряжке Санты Клауса, сочетания красного с зелёным в декоративных элементах, открытки с изображениями венков, которые в России обычно не приняты.

В XXI веке масштабность празднования приобрела такие размеры, что мы говорим не о празднике, посвящённому встрече Нового года, а о Новогодье, как системе Новогодних праздников. Поражает также разнообразие праздничных форм Новогодья. Стремясь удовлетворить разнообразные запросы, организаторы используют как традиционные формы (детские утренники, огоньки, вечера отдыха, театрализованные постановки, концерты, народные гуляния, обряды, дискотеки, карнавалы, и др.), так и новые (конкурсные и игровые программы, шествия, тематические вечеринки, батлы, флеш - мобы, различные шоу, презентационные, рекламные и иные акции). Но для того чтобы мероприятие получилось по-настоящему интересным, захватывающим, праздничным, мало разбираться в законах драматургического построения, понимать специфику той или иной формы, необходимо уметь использовать возможности сценарно-режиссёрских и игровых приёмов.

Сценарно-режиссёрский приём - приём подачи художественного и игрового материала. В широком смысле приём - это фундаментальное решение всего мероприятия, в узком - необычное проявление и использование одних и тех же выразительных средств. Чем ярче фантазия постановщика (сценариста, режиссёра, организатора), тем неожиданнее приём, тем эффективнее воздействие на аудиторию. Но, тем не менее, поиск новых приёмов не должен отвергать приёмов, наработанных практикой. Важно научиться создавать новое, отталкиваясь от уже существующего.

Традиционно при организации новогодних мероприятий используются приёмы иллюстрирования и театрализации. Эти приёмы позволяют художественно организовать праздничное мероприятие, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).

Приём иллюстрирования предполагает организованный в соответствии с творческим замыслом постановщиков мероприятия монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств. Задача всех используемых в структуре новогоднего мероприятия выразительных средств состоит в том, чтобы усилить его воздействие на зрителя, вызвать особое чувство переживания, радости, наслаждения и т.д., дать определенный психологический и художественно- образный настрой, дополнить зрительское восприятие своеобразным художественным комментарием. Этот приём хорошо известен не только организаторам, но и всем потенциальным участникам праздничных мероприятий, недаром все артисты стараются создать номер с новогодней, праздничной, зимней тематикой, это обеспечит им востребованность на новогодних праздниках и соответственно рост популярности.

Яркий пример - песня «Новогодняя» группы «Дискотека Авария», которая появилась в 1999 г. и впоследствии принесла группе всенародную любовь. Начиная с 2000 г. редко какая новогодняя программа обходится без этой песни. Как говорят сами участники группы: «Следующие 10 лет мы оказались заложниками новогодней песни: нас "заказывали" бизнесмены и политики на закрытые вечеринки, причем все 12 месяцев в году, и все четыре сезона мы пели одно и то же. Следующим этапом стали "перепевки" и дуэты: даже Иосиф Кобзон высказал желание спеть с нами вместе реповую "Новогоднюю"!».

Совет. Если хотите создать праздничный настрой у зрителей новогоднего мероприятия, смело ставьте в программу «Новогднюю» Дискотеки Авария.

Приём театрализации ориентирован на создание единого сквозного действия, которое не только объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты, но и создаёт необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на этом мероприятии. Если иллюстрирование статично по своему характеру, то театрализация действенна, ибо ее природа - это природа игры.

Подлинный праздник - это когда не смотрят, а когда действуют, играют, радуются, веселятся все - такую возможность предоставляет театрализация, специфической чертой которой является активное участие зрителя в мероприятии, что предполагает использование постановщиком приёмов вовлечения зрителей в действие.

Классический приём - «перенос действия в зрительный зал», в котором возможны самые разнообразные варианты: положительный персонаж прячется среди зрителей от отрицательного или отдаёт зрителям что-то важное на хранение и т.д. (важно выстроить действие так, что бы зритель выполнял необходимые действия, помогая положительному персонажу). Или персонажи спускаются в зал, и действие происходит среди зрителей, которых вынуждают выполнять роль декораций и реквизита. Например, герои театрализованного представления отправляются в путешествие и, спускаясь в зрительный зал, обсуждают, то, что попадается им на пути: - Смотри, какие красивые серёжки у этой берёзки. - А вот могучий дуб тянет свои ветви к солнцу, выше тянет, ещё выше. - Ой, посмотри, целая осиновая роща, а как осинки гнутся под ветром и т.д. (при этом герои побуждают выполнять зрителей определённые действия). Либо герои спускаются в зал и в споре привлекают на свою сторону часть зрителей. В этом случае приём переноса действия в зрительный зал перетекает в следующий приём.

Приём «скандирования» - состязательного взаимодействия, где зрители разделённые на команды пытаются перекричать, перестучать, перехлопать, перетопать, перепеть и т.д. друг друга, в поддержку своего персонажа (ведущего). При использовании приёма скандирования ведущие делят зал на несколько секторов (количество которых определяется сюжетом) и дают задание, которое получившиеся команды пытаются выполнить лучше соперников.

Приём «заманивания» - традиционный приём игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой. А затем постепенное заманивание и втягивание в эту игру всех зрителей. «Заманивание» разрабатывается ещё на уровне создания замысла и сценария.

Помимо «заманивания» из практики уличных театров, можно взять ещё один режиссерский приём вовлечения зрителя «провокация»

Провокация (от лат. Provocatio - вызов) - действие, направленное на вызов прогнозируемой реакции.

Современный зритель инертен, а провокация, воздействуя на его эмоциональное состояние, побуждает встать на ту или иную сторону, начать действовать в необходимом постановщику направлении. Провокация побуждает к определённым действиям, хотя и не содержит прямого указания на них. Провокатор (персонаж или ведущий, или персонажи, или персонажи и ведущий) создаёт ситуацию, в которой возникает непроизвольная реакция зрителей, точно просчитанная и запрограммированная автором.

Самый распространённый пример использования сценарно-режиссёрской провокации в новогодних представлениях: отрицательный персонаж хитростью вынуждает зрителей выполнить то, что приведёт к негативным для них последствиям (стрелки на курантах Красной площади исчезнут и праздника не получиться, Дед Мороз получит обидное письмо и все останутся без подарков, приглашённый артист сядет не на тот самолёт и новогодний огонёк сорвётся, символ нового года попадёт в руки отрицательных персонажей и праздник не наступит, ведущие поссорятся, Снегурочка растает, подарки исчезнут и т.п.). Осознание этих последствий и приводит к той самой «непроизвольной реакции», которую запланировал постановщик. От понимания содеянного зритель приходит к пониманию необходимости действовать, а постановщик должен направить эти устремления в нужное русло и на протяжении всего действия поддерживать интригу и заинтересованность зрителя.

Отличительной особенностью новогоднего праздника является то, что заинтересованность зрителей поддерживается не только зрелищностью, но и игрой. Игра как основной элемент действия дает возможность включать в состав действующих лиц практически всех зрителей. Праздник не боится максимальной абсолютизации игрового компонента, главное, чтобы игра органически вписывалась в сюжетную канву, двигала действие, а не существовала автономно, как это часто бывает на практике. Игра даёт прекрасную возможность постановщикам создавать сложную, захватывающую интригу, обогащать сюжет, обострять конфликт. И чем совершеннее, разнообразнее, оригинальнее игровые приёмы, которыми владеет ведущий (персонаж), тем увлечённее зритель будет отдаваться игре, а, следовательно, действию, тем сильнее будет внутреннее ощущение праздника.

Игровые приёмы схожи с приёмами сценарно-режиссёрскими, хотя есть и отличия. Главное отличие - это масштаб: игровой приём, гораздо уже сценарно-режиссёрского.

Игровой приём - это способ организации конкретного игрового действия (игры). Часто игровые приёмы даже не прописываются в сценарии, указывается лишь игровое действие, которое должны выполнить зрители, а ведущий (персонаж) сам решает каким приёмом воспользоваться для побуждения зрителя к действию, организации самого действия и подведения итогов. У любого опытного ведущего есть свои наработанные приёмы, именно владение игровыми приёмами определяет мастерство ведущего.

Из игровых приёмов наиболее известны «манок», «провокация» и «интерактив» и, если «манок» и «провокация» известны и используются даже начинающими ведущими, то «интерактив» довольно молодой приём и требует дополнительного разъяснения.

Интерактив (Interaction - взаимодействие) - это работа ведущего в полном контакте со зрителями. Интерактив бывает немым и словесным. Немой интерактив это побуждение зрителя к действию своими действиями. Немой интерактив широко используется в праздничных мероприятиях фокусниками, мимами, танцорами.

Представьте себя на «Турецкой ночи», где танцевальный коллектив исполняет национальный турецкий танец. Они не просто профессионально исполняют танцевальные элементы, но и умело вовлекают в свой танец зрителей, превращая хореографический номер в мини представление, в котором зрители превращаются в танцоров, играя, учатся исполнению несложных элементов турецкого танца и участвуют в постановке в качестве подтанцовки или солистов. И всё это происходит непринуждённо, весело и без слов.

Таким же образом проходит интерактив в любом жанре. Например, в фокусах. Естественно, каждый из зрителей хочет попробовать сотворить волшебство и узнать, в чем его секрет. И желающим дается возможность испытать на себе это таинство. Но, по законам жанра, у них ничего не получается!.. Хотя парочку простых фокусов артист может раскрыть прямо на выступлении.

Использование немого интерактива ведущим (персонажем) должно быть оправдано действием: потеря голоса или ведущий (персонаж) побуждает зрителя к действию, втайне от другого ведущего (персонажа), либо персонаж - бессловесный (инопланетянин, животное, предмет).

Словесный интерактив идет через образ и общение, он ближе к русскому скоморошеству, поэтому требует от исполнителя немалой харизмы, большого актерского багажа и смелости, погружения в образ, способности к импровизации, мгновенных реакций, освоение нового жизненного пространства, превращение его в игровую зону и даже знаний психологии. Хороший ведущий видит - кого из зрителей лучше не трогать в данный момент, кому подарить улыбку или шарик, с кем поиграть, а кого самого попросить, чтоб поиграл с кем-то из своих друзей.

Интерактив - сложный приём, начинающим ведущим лучше пользоваться более простыми игровыми приёмами. Например, конфликт в игре.

В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов:

- Конфликт ведущего с одним игроком (или двумя), а все остальные являются зрителями игрового соревнования. Например, ведущий обращается к тому, кто много разговаривает во время представления и предлагает доказать своё умение «болтать» с помощью скороговорок или посоревноваться с самим ведущим в умении говорить, а когда у зрителя не получиться (или получится), обратиться с этим же заданием к залу. Выбор партнёра по игре ведущий осуществляет либо по внешним признакам (большие глаза - хорошо видит, большой лоб - умный и т.д.), либо по предшествующей мини игре (первым ответил на вопрос - значит самый шустрый, или самый умный, или самый начитанный - докажи) и т.п.

- Конфликт ведущего с группой, со всем залом. Например, в процессе представления ведущий выясняет, что в зале присутствуют те, у кого в аттестате по русскому языку стоит «пять» и решает доказать, что оценка не обоснована: «Я буду называть существительное в единственном числе, а вы мне говорить его во множественном: рука - руки, дуга - дуги, мука - …»и т.д. Конфликт, так же как и провокация, любимый приём отрицательных персонажей театрализованных представлений и праздников.

- Конфликт равных по численности сторон. Например: «Хлопать кто умеет громко? Все мальчишки? Нет, девчонки! Чтоб понять кто прав из вас, мы похлопаем сейчас…». Сюда же можно отнести состязательные и эстафетные игры.

- К конфликту как приёму также относятся игровые диалоги (шуточные ссоры персонифицированных ведущих, о которых говорилось выше).

Сценарно-режиссёрских и игровых приёмов существует множество, выше приведены только наиболее эффективные и, потому, часто используемые в новогодних мероприятиях, но применять их на практике или нет решать самим организаторам. Важно помнить, что сценарно-режиссёрский приём - это способ организации всего праздничного мероприятия, а игровой приём - это способ совместного (ведущего и зрителей) развития сюжета.

8


© 2010-2022