План-конспект развивающего занятия Твоё призвание (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кондратовская средняя школа»















План-конспект развивающего занятия


«Твоё призвание»







Выполнила:

Белобородова Марина

Всеволодовна,

педагог-психолог













д. Кондратово, 2016 год

Пояснительная записка


Если в начальной школе для младших школьников ведущей деятельностью является учебная деятельность, то, переходя в среднее звено, у обучающихся развивается ещё и общественно-полезная деятельность как общение. Постепенно учащиеся переходят в подростковый возраст, они становятся младшими подростками.

В подростковом возрасте самосознание у мальчиков и девочек проявляется в двух формах: чувство взрослости и развитие «Я-концепции». Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь (физически, психологически, социально), но стремится к ней и претендует на равные права с взрослыми. Новая позиция ребёнка проявляется в разных сферах. Разнообразные представления о себе отражают разные стороны жизни младшего подростка.

Развитие личностной рефлексии у мальчиков и девочек формирует интерес к своим личностным качествам, своим переживаниям. В это время дети расширяют кругозор и о мире профессий. Им интересны тексты о профессиях. Младшие подростки узнают характеристики той или иной профессии, могут проанализировать свои способности, сопоставить их со своими возможностями и задуматься о развитии необходимых качеств личности.

Данное развивающее занятие «Твоё призвание» разработано для обучающихся 5-го класса. Возраст: 10-11 лет.

Цель: формирование установки на осознанный выбор профессии через определение пятиклассниками своего призвания в жизни.

Задачи:

Формировать универсальные учебные действия у обучающихся 5 класса.

Личностные:

  1. Дать представление пятиклассникам об известных профессиях как «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», человек-природа», «человек-художественный образ».

  2. Способствовать личностному росту ребёнка.

Познавательные:

  1. Активизировать самопознание младших подростков.

  2. Найти отличия понятий «призвание» и «профессия».

Регулятивные:

  1. Сосредоточить внимание учащихся на новых профессиях в современном мире (логист, веб-мастер, маркетолог…).

  2. Способствовать развитию саморегуляции поведения учащихся.

Коммуникативные:

  1. Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в группе, сотрудничать.

Оборудование:

- ноутбук с флешкой;

- презентация;

- кубик профессий;

- тексты о профессиях (приложение 1);

- разрезные карточки с названиями профессий (приложение 2);

- клей;

- шариковые ручки, фломастеры;

- лист с вопросами рефлексии для ответов по тексту о профессиях (приложение 3);

- маленький кубик как вид рефлексии для определения номера вопроса по грани, которая упадет на стол.
































Содержание плана-конспекта развивающего занятия

«Твоё призвание»

Цели и задачи

частей фрагмента развивающего занятия

Действия

педагога-психолога

Действия обучающихся

Приветствие педагога-психолога.

Создать доброжелательную атмосферу на занятии, установить контакт с детьми.

Вводная часть.

Добрый день, дорогие ребята! Думаю, что каждому из вас хочется скорее вырасти, быть умным и трудиться наравне с взрослыми. И наше занятие хочу начать стихотворением. Прослушав его, вы сформулируете тему занятия.

Твое призвание

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему -

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь!

Ребята, о чем это стихотворение?

О каких профессиях?

Да, стихотворение о профессиях, о том, кем работают люди.

Они работают, им это нравится. У каждого из них есть любовь к делу, труду, работе: печь пироги, строить дома, вязать вещи… или любовь к книге, спорту... Они получают удовольствие. Работа приносит радость. Человек уверенно смотрит в завтрашний день. Молодцы, дети, вы назвали много профессий.

А как же все-таки узнать, какую выбрать профессию, кем быть?

Довольно сложно найти для себя работу по душе. Тогда, что нужно учитывать при выборе профессии?

Свои способности нужно учитывать?

Да. Способности проявляются в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность, например, решает задачи, читает стихи, красиво танцует, вкусно готовит еду … Значит, человек успешно выполняет конкретную деятельность.

А интересы надо учитывать? Да.

Интерес - это повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Интерес может переходить в склонности, стремление человека найти своё место в жизни.

Таким образом, любимая работа, любимая деятельность является личным делом человека, что призывает его заниматься чем-либо. Значит, эта потребность человека в чем-либо.

Давайте обратимся к стихотворению.

Как назовём это стихотворение?

«Твоё призвание» - это и есть тема нашего занятия.

Конечно, среди вас есть дети, которые рано чувствуют своё призвание, интерес к делу.

Дети входят в класс.

Рассаживаются на стулья в круг стола.

Смотрят начало презентации.

Изучают новые слова.

Участие детей в беседе с педагогом-психологом.

Создание условий для взаимодействия в группе.


Основная часть.

Продолжаем разговор о профессиях. Каждый из вас сможет проанализировать свое призвание, свой интерес к делу.

Сначала найдем отличия призвания от профессии. Если обратиться к Толковому словарю русского языка для школьников А.В. Алабугиной «ПРОФЕССИЯ» - основной род занятий, трудовой деятельности человека». «Профессия - это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь».

Значит, всему в жизни надо учиться. Иногда в жизни, человек меняет одну профессию на другую, ищет свое призвание. Есть люди, которые быстро ориентируются в мире профессий и находят её по душе.

А теперь, дети, давайте проверим себя, к какой группе профессий чувствуете свое призвание.

Подумайте, пожалуйста, чем вам интересно заниматься? Какую работу любите? Какой труд нравится?

Кто из вас любит лечить людей, животных, общаться с ними, учить детей? Кому это нравится?

Значит, это профессии (кого?) учителя, врача, продавца… И эта группа профессий называется «человек-человек». Можно объединиться всем вместе, в группу.

Кто из вас любит чинить велосипеды, часы, машины?

Значит, это профессии (кого?) водителя, мастера…. И эта группа профессий называется «человек-техника». Ваша группа.

Кто из вас любит считать, разбираться в компьютерных программах, вести учёт товаров?

Значит, это профессии (кого?) экономиста, бухгалтера…, «человек-знаковая система». И ваша группа.

Кто любит из вас наблюдать за природой, погодой, временем года?

Значит, это профессии лесника, биолога…, «человек-природа». Можно объединиться в группу.

Кто из вас любит рисовать, играть роли? Значит, это профессии дизайнера, художника…, «человек-художественный образ». Ещё одна группа.

А кому интересны новые профессии? Вы слышали название таких профессий, как логист, маркетолог… Тем, кому интересны новые профессии, можно объединиться ещё в одну группу. Таким образом,

ПРИЗВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА - это внутренний голос, который зовет за собой; это точка соприкосновения природных способностей и личных предпочтений.

Уточнив и усвоив понятия «профессия» и «призвание», теперь можно поиграть.

Инструкция. «Перед вами, ребята, находится кубик профессий. На кубике 6 граней. Каждая грань представляет собой группу профессий. Рядом с кубиком разложены в хаотичном порядке названия профессий. Их необходимо собрать в группу профессии, которые относятся к вашей группе, и приклеить на лист А4, грань кубика. Время ограничено. Начали».

Молодцы, все справились с заданием. Видно, как разнообразен мир профессий.

Участие детей в беседе с педагогом-психологом.

Дети по очереди отвечают на вопросы, поднимая руку.

Игровой момент занятия.

Может образоваться до 6 групп участников.

Рефлексия фрагмента развивающего занятия.

Подведение итогов.

А теперь давайте, ребята, зафиксируем удачные моменты занятия.

Инструкция. «Перед вами находится текст профессии. Каждая группа самостоятельно подкинет кубик и увидит, какая грань упадет на стол. Необходимо ответить на один вопрос по тексту. Начинаем.

1. Опиши это … характеристика профессии: как давно существует профессия, с какого времени появилось название профессии?

2. Сравни это … Найди отличия и сходства данной профессии от других профессий.

3. Ассоциации профессии …Что это напоминает? На что похожа данная профессия?

4. Проанализируй это … Как давно, с какого времени люди работают по этой профессии? Чем занимаются?

5. Примени это … Где применяется данная профессия? Где работают люди данной профессии?

6. Приведи «за» и «против» … Приведи положительные личностные качества работника данной профессии. Есть ли противопоказания к данной профессии?».

Группа выступает перед участниками с подготовленным ответом. Молодцы, все справились с заданием. По ответам видно, что призвание у вас в жизни есть. Оно связано с внутренней радостью. А кто решил обратить внимание на другой вид профессии? Возможно, ваши чувства находятся на стадии развития. Будете прилагать усилия для воплощения своей мечты в жизни. За вашу хорошую работу и в память о нашей замечательной встрече мне хотелось бы подарить вам коробочки с фломастерами, это как фото на память о ярком моменте жизни. Наше занятие окончено! До свидания!

Дети выполняют вид рефлексии «Кубик», где нужно ответить на один вопрос по тексту профессии.

Использованная литература

(приложение 4):

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Проблемно-ценностное общение. 5-6 классы : клубные часы / авт.-сост. Г.В. Баженова. - Волгоград : Учитель, 2013. - 167.

  3. Рогов Е.И. Психология человека. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с. : ил. - (Азбука психологии).

  4. Толковый словарь русского языка для школьников. / Сост. Ю.В. Алабугина. - Екатеринбург: изд-во «У-Фактория», 1999. - 352 с.

  5. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с. (Вместе с детьми).

  6. Интернет-ресурсы:

- Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры;

- Что такое рефлексия в психологии?

- и др.




Приложение 1

Тексты о профессиях

Профессия артист.


Многие из вас видели спектакли в школе, театре, например, «Золушка». Открывается занавес, и вы видите комнату, где мать собирает капризных дочерей на королевский бал. Ей помогает юная Золушка. Она не родная дочь, а падчерица. Поэтому бедняжка одета в лохмотья и на бал не едет.

Мачеху, дочерей, Золушку играют артисты, помогающие зрителям поверить в настоящую жизнь.

Сёстры уезжают на бал, Золушка остаётся одна дома. У многих ребятишек на глаза навёртываются слёзы! Им жалко бедную девушку! Артисты заставили зрителей задуматься о добре и зле.

Артист перевоплощается в другого человека. У него изменяется походка, голос, манеры поведения. У артиста - великолепная память! Он запоминает произносимые слова. Поэт Пушкин говорил, что «их рождает не память рабская, но сердце».

Артист - увлекательная профессия. Для этого нужен талант, трудолюбие, упорство.

Профессия артист связана с поездками. Не каждый артист гастролирует, становится знаменитым. Но и этот труд приносит радость людям.

Как стать артистом? С детских лет следует заниматься музыкой, пением, танцами, участвовать в художественной самодеятельности. В школе проходят праздничные мероприятия, где дети танцуют.

Профессию артиста получают в колледже искусств и культуры, Пермской академии искусства и культуры.




Профессия инженер.


Название профессии «инженер» произошло от латинского слова, что означает «способность, изобретательность». Русские изобретатели и конструкторы - И. Ползунов, А. Попов, И. Сикорский, А. Туполев.

Инженеры работают на фабриках, заводах, стройках, транспорте, в шахтах, сельском и лесном хозяйствах. Они создали современный мир.

В России первые инженеры занимались военными машинами, затем строили мосты. В наше время есть инженеры, которые разбираются в работе станков, другие - в работе машин, третьи - самолётов и вертолётов, четвёртые - кораблей, пятые - в работе медицинской аппаратуры.

Разнообразные машины и механизмы называют техникой. В работе различных машин, станков разбираются инженеры. Они создают в конструкторских бюро новые модели аппаратов, будущих изделий. Технику инженеры сначала придумывают, затем проектируют на бумаге - делают чертежи и изготавливают детали. Далее, рабочие по чертежам собирают из деталей новую машину. В самом конце инженеры её испытывают.

Профессия инженер требует высокой ответственности, внимания, усидчивости на месте. От его организованности и работоспособности зависит рациональное использование техники и расстановка людей за станки.

Профессию инженера можно получить в Пермском государственном научно-исследовательском университете.





Профессия лесник.


Каждый из вас бывал в лесу. Прекрасен лес летом, весной, зимой, осенью! Лес - это не только природное явление, это творение рук человеческих. Его растят, берегут, за ним ухаживают.

Работника леса называют лесником. Он знает всё о деревьях на своём участке: где образовался бурелом и надо расчищать просеку, где нужно проводить санитарную вырубку, где лучше приживутся саженцы из лесопитомника. Лесник знает повадки обитателей леса, умеет читать следы на снегу и определять, сколько животных приходило ночью на кормовую площадку. Работник следит за тем, чтобы туристы аккуратно разводили костры и не забывали их тушить. Лесник знает, куда сообщать о браконьерах.

Профессия лесник - одна из самых старейших, а знакомятся с ней с детства по персонажам сказок. Лесник любит природу и чувствует за неё ответственность. Он принципиальный, смелый человек. Физически здоров: выносливый, готов к тяжёлому ручному труду и постоянной ходьбе. У него хорошая зрительная память. Он умеет читать и составлять карты, ориентироваться на местности. Интерес проявляет к биологии, химии, радио-авиатехнике. Но есть противопоказания к труду, как аллергия на растения, проблемы со слухом и зрением.

Профессию лесника можно получить в колледже, высшем учебном заведении.





Профессия экономист.


Подумайте, какие ассоциации возникают у вас со словом «экономист». Банковские сотрудники, министр финансов, бухгалтер.

Банк - это учреждение, где производят операции по денежным вкладам, кредитованию, осуществлению платежей населения. Пенсионеры в банке могут получить свою пенсию. Если человек заработал деньги и не хочет хранить их дома, он может отнести деньги в банк и положить их на свой личный счёт. В нужный момент этот человек всегда может взять свои деньги из банка, да ещё и с начисленными процентами. Хранить деньги в банке намного удобнее и надёжнее, чем дома.

Работа экономиста заключается в проверке, контроле, анализе данных, четкое следование инструкциям, разработка правил и форм деятельности.

Профессия экономист существует давно. Специалисты в области экономики умеют анализировать, находить разные пути решения одной и той же задачи. Они внимательны, умеют работать с людьми, знают математику, владеют компьютером. Сотрудники изучают законы. Экономисты знают точные и гуманитарные науки, предметы, связанные с управлением производства, хозяйства.

Профессию экономиста можно получить в Пермском финансово-экономическом колледже, Пермском государственном национальном исследовательском университете.






Профессия продавец.


Профессия продавца появилась давно. Люди обменивались товарами. Процесс купли-продажи улучшился. Поэтому в профессии продавца много специальностей: продавцы непродовольственных и продовольственных товаров.

Продавцы непродовольственных товаров продают одежду, обувь, мебель, книги, электроаппаратуру, хозяйственные вещи. Продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, кондитерских изделий) работают также в магазинах, торговых центрах, где есть эти товары. Большинство работников торговли - женщины. Есть мужчины.

Продавцы открывают магазин, раскладывают товары на витрины и прилавки. Каждый продавец знает свой товар, его свойства, помнит цены, размеры, место на прилавке.

Задача продавцов - помочь покупателям выбрать необходимый товар, объяснить им, как оформить доставку товара, пользоваться по инструкции, объявить о скидках и акциях, красиво упаковать покупку. Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память.

В маленьких отделах продавец работает и за кассира. Надо правильно оформить чек на покупку, выдать сдачу покупателю, пересчитать выручку и сдать старшему кассиру.

Внешность продавца отличается. Спецодежда чистая, причёска - аккуратная, обаятельная улыбка, доброе отношение к людям.

В профессии продавца есть плюсы и минусы. Плюсы - доступность этой профессии, работа недалеко от дома. Минусы - продавец работает за консультанта, кассира, бухгалтера.

В Перми профессию продавца получают в Центре Профессионального Обучения.




Приложение 2


Разрезные карточки с названиями профессий

Группа профессий «человек -человек»




Библиотекарь




Врач



Инспектор полиции




Воспитатель



Продавец




Медицинская сестра



Учитель,

Педагог - психолог



Экскурсовод

Группа профессий «человек - техника»




Кузнец




Водитель



Токарь




Инженер



Тракторист




Пожарник



Слесарь - сантехник




Слесарь - инструментальщик


Группа профессий

«человек - знаковая система»




Экономист




Физик



Бухгалтер




Чертежник



Диспетчер




Программист



Телеграфист




Топограф

Группа профессий

«человек - природа»




Лесник




Пчеловод



Биолог




Агроном



Химик




Ветеринар



Садовод




Рыбовод

Группа профессий

«человек - художественный образ»




Ювелир




Фотограф



Музыкант




Художник



Писатель




Повар



Актер



Дизайнер одежды, интерьера

Группа новых профессий




Логист -

специалист по организации транспортировки продукции



Веб - мастер -

разработчик проектов сайтов



Маркетолог -

специалист по изучению рынка




Пресс - секретарь -

специалист по рекламе и связям с общественностью




Приложение 3

Лист с вопросами для ответов

по тексту о профессиях по виду рефлексии «Кубик»


  1. Опиши это … характеристика профессии: как давно существует профессия, с какого времени появилось название профессии?


  1. Сравни это … Найди отличия и сходства данной профессии от других профессий.


  1. Ассоциации профессии …Что это напоминает? На что похожа данная профессия?


  1. Проанализируй это … Как давно, с какого времени люди работают по этой профессии? Чем занимаются?


  1. Примени это … Где применяется данная профессия? Где работают люди данной профессии?


  1. Приведи «за» и «против» … Приведи положительные личностные качества работника данной профессии. Есть ли противопоказания к данной профессии?».



Приложение 4

Литература

План-конспект развивающего занятия Твоё призвание (5 класс)План-конспект развивающего занятия Твоё призвание (5 класс)План-конспект развивающего занятия Твоё призвание (5 класс)

План-конспект развивающего занятия Твоё призвание (5 класс)План-конспект развивающего занятия Твоё призвание (5 класс)Интернет-ресурсы

© 2010-2022