• Преподавателю
  • Другое
  • Гармония жизни Программа формирования эмоционально-личностной сферы воспитанников детского домаание разработки

Гармония жизни Программа формирования эмоционально-личностной сферы воспитанников детского домаание разработки

 Гармония жизниПрограммаформирования эмоционально-личностной сферы воспитанниковдетского дома   способствует формированию эмоционально – личностной сферы воспитанников детского дома, через снижение тревожности, агрессивности и враждебности, формирование адекватной самооценки, чувства толерантности и способности к эмпатии, развития коммуникативных способностей, осознание ребенком своей индивидуальности. Программа предназначена для воспитанников младшего, среднего и старшего (подросткового) возрас...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гармония жизни Программа формирования эмоционально-личностной сферы воспитанников детского домаание разработки:Гармония жизни Программа формирования эмоционально-личностной сферы воспитанников детского домаание разработки:Гармония жизни Программа формирования эмоционально-личностной сферы воспитанников детского домаание разработки:Гармония жизни Программа формирования эмоционально-личностной сферы воспитанников детского домаание разработки:




Ю.С. Денисенко



Гармония жизни







Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко»


Ю. С. Денисенко


Гармония жизни

Программа

формирования эмоционально-личностной сферы воспитанников

детского дома







Нововосточный, 2014

Автор - составитель Ю.С. Денисенко, педагог - психолог муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Ласточкино гнездышко»







Программа «Гармония жизни» способствует формированию эмоционально - личностной сферы воспитанников детского дома, через снижение тревожности, агрессивности и враждебности, формирование адекватной самооценки, чувства толерантности и способности к эмпатии, развития коммуникативных способностей, осознание ребенком своей индивидуальности.

Программа предназначена для воспитанников младшего, среднего и старшего (подросткового) возраста.

Данный материал может использоваться педагогом - психологом, воспитателями, социальным педагогом.

Пояснительная записка

Психическое и личностное развитие детей, воспитывающие вне семьи, без попечения родителей, в настоящие время является очень острой и актуальной проблемой.

Изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, посвящены исследования психологов и педагогов И.В. Дубровиной, Е.О. Смирновой, А.М. Прихожан, А.А. Сидоренко.

Дети, живущие в детских домах, школах - интернатах, чаще всего имеют нарушения в эмоциональной сфере. Последствия социально - эмоциональных нарушений, усиленные биологическими и педагогическими факторами, а также спецификой жизни ребенка в ограниченном замкнутом коллективе, достаточно серьезны. Прежде всего, это искажения характера и форм общения, затрудняющие становление личности, высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению к окружающим, аффективность поведенческих проявлений, не способность конструктивного выхода из конфликта и др.

Аффективные нарушения проявляются как постоянный фон депрессивного настроения в виде грусти, скуки, апатии, безучастности, так и временный - углубление состояния вплоть до «депрессивного аутизма». Эмоциональные нарушения тесно сочетаются и искажением коммуникативных функций в виде аутистических тенденций. Низкий уровень развития вербального интеллекта, бедный словарный запас, слабо развитая рефлексия, трудности в формировании своих мыслей, описании ситуации и затруднительность рассказа о себе. Приводят сироту в тупик, из которого он видит только один выход - вспышки агрессии, гнева, импульсивность.

Дети - сироты значительно более инфантильны, зависимы в поведении, в самооценке от окружающих, чем дети из семьи. Так дети из детских домов в отличие от «домашних», которые открыто, выражают свое стремление к самостоятельности и протестуют против опеки и контроля, признают необходимость контроля над собой.

Воспитанник детского дома чаще всего характеризуется отсутствием адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Не могут адекватно оценить свою роль и место в коллективе, не стремиться соблюдать общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок из семьи может вести борьбу со своими отрицательными качествами, но при этом любить себя. У детей из детских домов отношение к себе более однозначное, часто наблюдается дискомфорт успеха. Это объясняется тем, что человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе, спутанную идентичность. Так же пагубно сказывается развитость «чувства Мы», ориентация в самооценке на мнение других.

Цель программы: развивать и формировать эмоционально - личностную сферу воспитанника, для дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

- снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе, за счет развития толерантности и способности к эмпатии, осознания собственной индивидуальности;

- выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения;

- формировать осознанное восприятие эмоций;

- развивать произвольную регуляцию поведения;

- снимать агрессию и враждебность;

- формировать коммуникативные навыки;

- формировать Я - концепцию.

Принципы проведения: доверие, искренность в общении; активность участников; творческая позиция; диалогичность; осознание поведения.

Формы: групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.

Методы: диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия); развивающие упражнения и обучающие игры; рефлексивные методы; методы предъявления и обыгрывания психологической информации; «Мозговой штурм»; ролевые методы; «Рабочие листы».

Приемы: «Неоконченные предложения», «Дискуссионные качели», «Чужие проблемы», обсуждение притчи, рассказ о себе и других, распределение ролей, «Активное слушание», «Я-высказывания», распределение инициативы, инструктирование.

Для каждого возраста проводиться 11 - 13 занятий. Продолжительность занятия 1 час. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю. Программа предполагает групповые занятия.

Срок реализации программы: 1 год.


Тематический план




«Гармония жизни»



Практические занятия для воспитанников

старшего дошкольного и младше школьного возраста

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.1

Давай знакомиться!

1

1.2

Я

1

1.3

Три настроения

1

1.4

Путь к дружбе

1

1.5

Калейдоскоп эмоций

1

1.6

Сказочная страна

1

1.7

Мы так похожи

1

1.8

Автопортрет

1

1.9

Страна Внимания

1

1.10

Страна Внимания (продолжение)

1

1.11

Будь внимательней!

1

1.12

Будь внимательней! (продолжение)

1

1.13

Кто настоящий друг?

1

Итого

13




Практические занятия для воспитанников

среднего школьного возраста


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

2.1

Я хочу общаться!

1

2.2

Учимся открыто выражать свои чувства

1

2.3

Условия бесконфликтного общения

1

2.4

Тропа доверия

1

2.5

Давайте жить дружно

1

2.6

Я среди людей

1

2.7

Привет, индивидуальность, или Чем я отличаюсь от других

1

2.8

Я и ОНИ

1

2.9

Поведение и культура

1

2.10

Комплимент - дело серьезное?

1

2.11

На пути к гармонии…

1

2.12

Знаю ли я себя: Вот какой Я?

1

2.13

А без друзей на свете трудно жить…

1

Итого

13






Практические занятия для воспитанников

подросткового возраста


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

3.1

Общение в жизни человека

1

3.2

Могу ли я сказать: нет!

1

3.3

Зачем нужно знать себя?

1

3.4

Я глазами других

1

3.5

Самооценка

1

3.6.

Мои внутренние друзья и враги

1

3.7

Ярмарка достоинств

1

3.8

Ищу друга

1

3.9

Почему люди ссорятся?

1

3.10

Нужна ли агрессия?

1

3.11

Уверенное не уверенное поведение

1

3.12

Компания и Я

1

3.13

Кто я среди других?

1

Итого

13





Список литературы

  1. Алиева, М.А. Я сам строю свою жизнь. Программа психологического содействия социальной адаптации подростков [Текст] / М.А. Алиева, Л.В. Лобанова, Е.Т. Трошихина. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 240 с.

  2. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] / Е.А. Алябьева. - Москва: Сфера, 2005. - 147 с.

  3. Баныкина, С.В. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов [Текст] / С.В. Баныкина, В.К. Егоров. - Москва: АРКТИ, 2007. - 128 с.

  4. Елисеева, О.П. Практикум по психологии личности [Текст] / О.П. Елисеева. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 512 с.

  5. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л.М. Костина. - Санкт-Петербург: Речь, 2001. -160 с.

  6. Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет [Текст] / О.А. Матвеева. - Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.

  7. Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги [Текст] / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. - Волгоград: Просвещение, 2009. - 316 с.

  8. Нелюбова, Я.К. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации [Текст] / Я.К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 112 с.

  9. Павлова, М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы [Текст] / М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 187 с.

  10. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - Москва: Речь, 2000. - 304 с.

  11. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - Москва: Генезис, 2000. - 216 с.

  12. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель. - Москва: Генезис, 2006. - 187 с.

  13. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие [Текст] / К. Фопель. - Москва: Генезис, 2001. - 212 с.

  14. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева. - Москва: Генезис, 2001. - 280 с.

  15. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в 7-8 классах [Текст] / О.В. Хухлаева. - Москва: Генезис, 2006. - 245 с.

  16. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 класс) [Текст] / О.В. Хухлаева. - Москва: Генезис, 2006. - 206 с.

  17. Юдина, И.Г. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу [Текст] / И.Г. Юдина. - Москва: Речь, 2007. - 112 с.




© 2010-2022