• Преподавателю
  • Другое
  • Статья по чтению Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья по чтению Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ильичева Наталия Юрьевна,

Учитель начальных классов

ГБОУ школа № 106


Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Курс «Литературное чтение» в начальной школе соединил в себе цели, требования, содержание и методику с одной стороны непосредственно обучения чтению и литературоведческой пропедевтики с другой.

Конечная цель курса - литературное развитие обучающихся, предполагает решение двух основных задач, а именно: во-первых, это совершенствование навыка чтения во всех его качествах и формирование полноценного типа читательской деятельности, подразумевающего развитие читательских умений, привитие интереса и любви к чтению; во-вторых, это подготовка к изучению литературы в среднем звене школы.

Решение этих задач предполагает обучение не просто чтению, но и пониманию, осмыслению и переосмыслению прочитанного, то есть анализу художественного произведения.

Именно аналитическое чтение (по Л. А. Ефросининой) позволяет достичь конечного результата курса, обозначенного в программе,- литературного развития младшего школьника. Следовательно, необходимо выделять на уроках достаточное количество времени на усвоение литературоведческих понятий, сведений, средств. Без знания литературных приемов, средств художественной выразительности анализ художественного произведения будет поверхностным, неточным. Понятно, что полноценная деятельность учащихся в этом направлении возможна, начиная с 3 класса, т.к. урок литературного чтения в 1-2 классах - это, в основном, обучение выразительному чтению. Конечно, элементы анализа прочитанного можно вводить и ранее, но не в столь развёрнутом и глубоком виде как в последующих классах.

В нашей статье мы затронем такую часть анализа художественного произведения, как стилистический или языковой анализ, то есть анализ использованных автором различных средств и приёмов художественной выразительности с целью более полного осмысления авторской позиции и выражения главной мысли, идеи произведения.

Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционального переживания и анализа текста обеспечивает полноценное понимание произведения учащимися.

Конечно, не стоит в начальной школе перегружать учащихся теоретическими знаниями, давать им для ознакомления весь объем существующих в литературе средств выразительности речи. Гораздо важнее научить детей видеть изученные литературные приемы в тексте и понимать цель, которую преследовал автор, используя в своем произведении тот или иной прием. В 3 классе достаточно ограничиться перечнем основных средств художественной выразительности - эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение (в классах с высоким уровнем обучающихся к этому перечню можно добавить оксюморон).

Находить изобразительные средства в читаемом тексте - сложная, но увлекательная работа, раскрывающая секреты мастерства писателя. Для повышения мотивации учащихся и отработки навыков на уроках можно проводить стилистические эксперименты. Например, намеренно исказить текст с целью выявить, какими изобразительными средствами пользовался автор для создания столь яркого образа. Лучше проводить такой эксперимент на 2-3 уроке изучения произведения, когда дети хорошо знают текст. Можно дать текст с искажениями или с пробелами. Неточности исправляются на слух или в напечатанном отрывке.

С помощью найденных в тексте литературных приемов ученики также узнают индивидуальный стиль каждого автора, его особенную художественную манеру. Еще один интересный эксперимент (его можно проводить в виде викторины)- угадывание автора по представленным отрывкам из не самых известных его произведений. Эффективнее использовать этот прием в 4 классе, когда ученики уже имеют достаточный читательский опыт.

Итак, для того, чтобы художественные произведения воспринимались и осознавались учениками полноценно, по нашему мнению, учителю необходимо вычленять работу по развитию аналитических умений младших школьников в отдельную задачу урока.

Учитель должен уметь организовать деятельность учащихся по анализу прочитанного, а для этого учителю важно самому владеть разными видами и приёмами анализа. Очень важно уметь выстроить урок не в вопросно-ответной форме, а в режиме диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста (диалог, дискуссия обеспечивают живое общение, обратную связь, совместное осмысление прочитанного). От учителя зависит обучение школьников приёмам такого диалога.

Постепенное обучение учащихся приёмам языкового анализа даст возможность им к 3-4 классу самостоятельно анализировать и полноценно воспринимать читаемое.

© 2010-2022