Методическая разработка занятия по дисциплине Ботаника и физиология растений

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНЫХ РАБОТ

Настоящие рекомендации распространяются на письменные работы, выполняемые сту­дентами в учебном процессе. Рекомендации устанавливают общие требования, определяемые специальными документами: ГОСТ 7.1.-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». А также изменением № 1 от 1 июля 2000г., где в заголовке библиографической записи должно указываться имя только одного автора, как правило, перво­го В рекомендациях были использованы:

ГОСТ 2.004-88, ГОСТ 2.104-68, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 2.106-68, ГОСТ 2.301-68, ГОСТ 2.303-68, ГОСТ 2.503-90, ГОСТ 7.12-93, ГОСТ 7.32-91, ГОСТ 2.201-80, ГОСТ 2.109-73. ГОСТ 7 4 -95, ГОСТ 7.12-93, ГОСТ 7.23-96, ГОСТ 7.51-98, ГОСТ 7.59-90, ГОСТ 7.61-96, ГОСТ 7.76-96, ГОСТ 7.80-2000.

Требования к содержанию и оформлению научных работ

Основными целями и задачами написания письменных работ является не только расши­рение и углубление знаний студента, но и формирование умения анализировать теоретический и практический материал логично, последовательно, ясно, кратко и в то же время емко излагать свои мысли в письменном виде.

При написании письменных работ многие студенты впервые становятся авторами. Но и к авторской работе предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и оформ­лению.

Письменная работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и ис­следовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности пробле­мы и состояние ее исследования.

Письменная работа должна быть написана хорошим научным языком, т.е. с соблюдени­ем общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи - точности и однозначности, терминологии и стиля.

В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляется личное местоимение "я". Например, вместо фразы "я предполагаю..." можно сказать "предполагается, что..." и т.д., допускается употребление местоимения "мы".

Курсовая, дипломная, контрольная - являются научными работами, поскольку содержат в себе элементы научного исследования. В связи с этим к ним должны предъявляться требова­ния по оформлению, как к научной работе.

Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и рег­ламентируются государственными стандартами, в частности ГОСТом 7.1 - 84. "Библиографиче­ское описание документа: Общие требования и правила составления", "Правилами составления библиографического описания".

Для указанных научных работ необходимо выполнять следующие требования:

правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, пра­вила сокращения и использования числительных. Очень полезно запомнить данные правила сразу, чтобы впоследствии не уделять этому много времени.

Общие требования

Работа набирается на компьютере или печатается на печатной машинке. Текст печатает­ся на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4.

Ниже приведены основные требования.

Размер шрифта: 14

^Название шрифта: Times New Roman

Интервал между строками: 1,5 единицы

Количество знаков на странице (с пробелами и знаками препинания): 1800

Размер левого поля: 30 мм

Размер правого поля: 10 мм

Размер верхнего поля: 20 мм

1

Размер нижнего поля: 20 мм

Абзац: 5 знаков.

Каждая структурная часть работы (оглавление, введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы.

Расстояние между главой и следующим за ней текстом, а также между главой и парагра­фом составляет 2 интервала.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Страницы нумеруются в нарастающем порядке. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не про­ставляется.

Оформленная работа должна быть сброшюрована.

Структура письменной работы

Структура курсовой работы, независимо от дисциплины и темы, остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привле­чения большего количества первоисточников и литературы. Аналогичную структуру имеет ди­пломная работа.

Структура курсовой работы: содержательная часть курсовой работы имеет следую­щую структуру:

оглавление, введение; основная часть; заключение; список литературы; приложения.

Структура дипломной работы:

оглавление, введение; теоретическая часть; опытно-экспериментальную; выводы и за­ключение с рекомендациями относительно возможностей применения полученных результатов; список используемой литературы; приложение.

Дипломная работа может носить практический или опытно-экспериментальный харак­тер, в отдельных случаях может быть выполнена дипломная работа теоретического характера.

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц печатного листа.

Объем дипломной работы должен составлять 50-60 страниц печатного текста.

Основные части работы

Каждая структурная часть курсовой и дипломной работы имеет свое назначение. Оформляя курсовую работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (оглавление, введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы.

Введение

Курсовая работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы - проблемы написания курсовой работы, откуда следует обоснование ак­туальности темы, объекта и предмета исследования, задач, методов исследования, возможно краткого обзора литературы по теме. Затем формулируются вопросы, рассматриваемые в курсо­вой работе, и оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к пробле­ме, не будут затронуты. Далее раскрывается структура работы и дается сжатое изложение ее ос­новных положений.

Обязательным атрибутом исследования является краткий обзор привлеченных источни­ков и литературы. Обзор литературы может быть приведен во введении или в основной части исследования, где рассматриваются теоретические аспекты проблемы.

Не рекомендуется делать введение объемом более 2-2,5 страниц.

Объект исследования - это педагогическое пространство, та область, в рамках которой и находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом исследования могут быть

педагогический или ученический коллектив, система воспитательной работы школы, учебно-воспитательный (педагогический) процесс, преподавание какого-то предмета и т.д.

Предает исследования - это конкретная часть объекта или процесса или аспект пробле­мы, который собственно и исследуется. Рассмотрим примеры. Если объектом будет учебно-воспитательный процесс в лицее, то предметом может быть, например, механизм отбора детей (разработка диагностических методик) для обучения в школе этого типа или формирования оп­тимальных вариантов учебного плана. Если объект - процесс обучения иностранному языку, то предметом может служить, например, механизм применения суггестивных методов обучения.

Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования.

Формулировка цели работы - следующий элемент разработки программы. Дабы ус­пешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно отве­тить себе на вопрос: "что ты хочешь создать в итоге организуемого эксперимента?" Этим ито­гом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов;

• выяснить...

• выявить...

• сформировать...

• обосновать...

• проверить...

• определить...

• создать...

• построить...

Определение задач работы. Задачи - это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач. На­пример, если цель эксперимента - разработать методику оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в условиях пятидневной недели, то эта цель может предполагать сле­дующие задачи:

• определить и обосновать оптимальную для каждой возрастной группы продолжительность урока;

• осуществить корректировку учебных программ в связи с общим сокращением учебного времени;

• освоить с учителями методику интенсификации обучения в условиях 40-, 35- и 30-минутного урока;

• изучить разные варианты предоставления второго выходного дня учащимся (суб­бота, понедельник, середина недели и пр.);

• разработать рекомендации для родителей по организации режима и содержании деятельности во второй выходной день;

• выявить динамику перегрузов учащихся, занимающихся в режиме пятидневной учебной недели, а также динамику характеристик здоровья, изменения качества зрения, артериального давления и др.

Формулировка гипотезы - это развернутое предложение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, технология, механизм того поведения, за счет которого ожидается получить высокую результативность учебно-воспитательного процес­са. Гипотез может быть несколько и какие-то из них подтверждаются, а какие-то нет. Как пра­вило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным усло­вия ("Если,... то..."; "Чем..., тем..,").

Содержание включает; развёрнутый план с указанием глав, параграфов, страниц.

Основная часть

Основная часть делится на главы и параграфы; может содержать теоретическое обосно­вание и описание экспериментальной, практической работы; анализ литературы; историю во­проса; гипотезы; ход рассуждений и доказательства основных положений; анализ существую­щей практики.

Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление про­блемы и изложение эмпирического опыта, фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтений авто-

ра-

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой те­ме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпирический материал, который аргументирова­но подтверждает изложенную теорию.

Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, как минимум, двух. В курсовой

3

работе достаточно разделить основную часть на 2-3 главы, не выделяя параграфы. Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Заключение

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выво­ды, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практиче­скую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объ­ем заключения примерно равен объему введения. Список литературы

Список литературы - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Список литературы составляется по алфавиту и нуме­руется по порядку. В нем указываются выходные данные книги, статьи.. Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему.

В курсовой работе этот список должен содержать не менее 25 наименований. В диплом­ной работе - до 45-50 наименований.

Приложения

Приложения являются обязательным компонентом курсовой и дипломной работы.

Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, раздаточный материал, графики, диаграммы, данные социологических опросов, иллюстрации, копии постановлений, договоров и т.д.

Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом "Приложение". Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифра­ми (например, "Приложение 10") и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеру­ется.

Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4.

Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы.

Правила цитирования

Цитата - это выдержка из какого-либо текста, включенная в собственный текст. При ци­тировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в ис­точнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания. Пропуск слов, предло­жений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмен­та, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска.

Если цитата воспроизводит только часть исходного текста, то после открывающихся ка­вычек ставится многоточие, а сама цитата начинается с маленькой буквы. Например: Марк Ав­релий удивлялся: «...человек возмущается злом, исходящим извне, а не борется со своим собст­венным злом, хотя это в его власти».

Тоже относится и к случаям, когда цитата органически входит в состав предложения. Например: И.С. Тургенев писал, что «жалок тот, кто живет без идеала».

Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на источник.

Оформление ссылок

Элементам библиографической ссылки предшествуют соответствующие им раздели­тельные знаки. Элементы, относящиеся к разным областям, отделяют друг от друга знаком точ­ка и тире.

^Крупская Н.К. О библиотечном деле: Сб. mp.-M.1999.-T.l-C.200.

Допускается точку и тире заменять точкой.

Седыгиев Ю.А. Стоимость формы в плановом управлении.-М., 1983.-С. 117.

При использовании ссылок в курсовой работе, их помещают внизу этой же страницы с отделением от основного текста небольшой горизонтальной чертой. В ссылке указывается: ав­тор, название работы, год издания и страница.

Пример ссылки, в тексте:

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Век математики, слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса... Все эти выражения не отражают сущности того, что происходит в наше время. Мир вступает в век Человека - вот что главное».

Ссылка в тексте дипломной работы приводится в виде номера и страницы, заключен­ных в скобки, и соответствующих номеру и странице литературного источника, приведенного в библиографическом списке.

Например: (30,3).

Библиографическая ссылка может быть приведена и во внутритекстовом примечании. В этом случае она заключается в скобки.

Например: Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Век математики, слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса...Все эти выражения не отражают сущности того, что происходит в наше время. Мир вступает в век Человека - вот что главное ». (Сухомлинский В.А. О воспитании.-М., 1975.-С.212)

Правила сокращения слов

Для сокращения слов в тексте используют, как правило, следующие способы:

• пишут первые буквы слов (ст. - статья, др. - другие);

• оставляют одну, первую букву слова (г. - год, и т.д. - и так далее);

• оставляют часть слова (обл. - область, акад. - академик);

• пропускают часть букв в середине слова, заменяя их дефисом (изд-во -издательство). Можно использовать при сокращении и аббревиатуры, такие как "ВУЗ", "завуч", СМИ. В

этом случае сразу после сложного термина в скобках пишется аббревиатура, а далее по тексту уже можно использовать заданное сокращение. Например, "Российская Федерация (РФ)".

При написании работ следует соблюдать общепринятые правила сокращения: "и т.д." (и так далее), "и т.п." (и тому подобное), "и др." (и другие), "т.е." (то есть), "и пр." (и прочее), "вв." (века), "гг." (годы), "н.э." (нашей эры), "гр." (гражданин), "ст. ст." (статьи), "см." (смотри).

Не допускается сокращение слов "так называемы" (т.н.), "так как" (т.к.), "например" (напр.), "около" (ок), "формула" (ф-ла).

Написание числительных

Однозначные количественные числительные пишутся словами. Например, "у нас сегодня четыре урока", "он два раза переспросил".

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, если это не начало аб­заца. Например, "велосипедист проехал 45 километров", "вес груз составляет 200 тонн". Одно­значные и многозначные порядковые числительные, как правило, пишутся словами. Например, "двадцатый день месяца", "четвертая парта". Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, а также в научных текстах пишутся цифрами. Например, "2-граммовая ложка".

Порядковые числительные, записанные арабскими цифрами, имеют падежное оконча­ние. Если числительное заканчивается на две гласные буквы, на "и" и на согласную букву, па­дежное окончание состоит из одной буквы. Например, "в 70-м году", "5-я полка справа".

Если числительное оканчивается на согласную и гласную буквы, то окончание состоит из двух букв. Например, "7-го числа". Порядковые числительные, расположенные после суще­ствительного, к которому они относятся, не имеют падежного окончания. Например, "страница 15".Порядковые числительные, записанные римскими цифрами, не имеют падежных оконча­ний. Например, "XX век".

Общие правила сокращения слов и написания числительных даны по ГОСТ 7.12-77(СТ СЭВ 2012.79) «Сокращение русских слов и написания числительных в библиографическом опи­сании».

Оформление библиографии

Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. Библио­графия, то есть список использованной в работе литературы, помещается вслед за основным текстом, после заключения. Каждый источник, упомянутый в списке; значится под определен­ным номером и должен быть описан в соответствии с ГОСТом 7.1-84 («Библиографическое описание документа) и дополнением к нему от 1июля 2000 г. В библиографическом описании применяется ГОСТ 7.12-77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании». Ниже приводится таблица примеров библиографического описания

Примеры библиографического описания документов 1. КНИГИ Однотомное издание

Книга, имеющая одного автора

Ганус А.А, Тайна земных катастроф / АА.Ганус.-М.: Мысль, 1985.

Броудай И. А. Физические основы микротехнологии / И. А. Броудай, Д.Д.Мирей.-М.:Мир,1985.-501с.

Книга, имеющая трех авторов

Большаков А.В. Основы философских знаний; Основы гуманитар.и соц.-экон. дисцип­лин: Курс лекций для преп. и студентов сред.спец.учеб.заведений/ А.В.Болыпаков, С.В Грехнев, В.И.Добрынина.-М.:НМЦСПОЛ997.-228с.

Книга, имеющая более трех авторов

Сборник задач по математике для поступающих в вузы / В.К.Егерев и др.; Под ред. М.И.Сканави.-Мн.: Высш. Шк,1990.-526с.

Диссертация

Петренко Т.О. Импликация глагольной связки в двусосотавном предложении француз­ского языка: Дис.... канд.филол. наук Т.Ф.Петренко.-М.Л990.-145с.

Библиографическая запись с заголовком, содержащим обозначения документа

ГОСТ 7.9- (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования: Межгос.стандарт.-Введ.01.07.97// Стандарты по издательскому делу / Сост.ААДжиго,С.Ю. Калинин.-М.,1998. С. 132-137.

Библиографическое описание с заголовком, содержащим наименование организа­ции (коллективный автор)

КГПУ. Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Сборник докладов научно-методической конференции.-/ КГПУ.-Петропавловск-Камч. :Изд-во Камч. гос. пед.ун-т.-2002.-267с.-Ч.1.

Многотомное издание

Издание в целом

Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие для студентов вузов: В 3 т. / И.В.Савельев.-2-еизд.,перераб.-М: Наука, 1982.-Т.1-3.

Отдельный том

Савельев И.В. Курс общей физики.В Зт.Т. 1 .Механика.Молекулярная физика: Учеб. пособие для студентов вузов / И.В.Савельев.-2-е изд., перераб.-М.: Наука, 1982.-432.

В списках литературы, помимо книг, всегда приводятся статьи из газет, журналов, сбор­ников, главы из книг, произведения из собрания сочинений. Описание таких материалов, кото­рые являются основной частью издания, называется аналитическим.

Правила оформления курсовых, рефератов и других научных работ

Реферат или курсовая работа являются научными работами, поскольку содержат в себе элементы научного исследования. В связи с этим к ним должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными1 стандартами, в частности ГОС­Том 7.1 - 84. "Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составле­ния", "Правилами составления библиографического описания". Для указанных научных работ необходимо выполнять следующие требования: общие требования, правила цитирования, пра­вильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения и использования числительных. Очень полезно запомнить данные правила сразу, чтобы впоследствии не уделять этому много времени.

Общие требования (

Работа набирается на компьютере или печатается на печатной машинке (сомневаюсь, что кто-то еще печатает на печатной машинке, хотя все возможно:). Текст печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4. Ниже приведена сводная таблица основных требований.

Формат: А-4

Интервал между строками: 1,5 единицы

Количество знаков на странице (с пробелами и знаками препинания): 1800

Размер левого поля: 30 мм

Размер правого поля: 10 мм

Размер верхнего поля: 20 мм

Размер нижнего поля: 20 мм

Абзац: 5 знаков

Каждая структурная часть работы (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинает­ся с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между гла­вой и параграфом составляет 2 интервала.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Страницы нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в сере­дине листа. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию работы).

Оформленная работа должна быть сброшюрована.

Правила цитирования и оформления ссылок

Цитата - это выдержка из какого-либо текста, включенная в собственный текст. При ци­тировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в ис­точнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания. Пропуск слов, предло­жений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмен­та, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска. Если цитата воспроизво­дит только часть исходного текста, то после открывающихся кавычек ставится многоточие, а сама цитата начинается с маленькой буквы. Например: Марк Аврелий удивлялся ": человек возмущается злом, исходящим извне: а не борется cq своим собственным злом, хотя это в его власти*1. Тоже относится и к случаям, когда цитата органически входит в состав предложения. Например: И.С. Тургенев писал, что "жалок тот, кто живет без идеала". Каждая цитата обяза­тельно должна сопровождаться ссылкой на источник.

Ссылка в тексте приводится в виде номера, заключенного в скобки, и соответствующего литературному источнику, приведенному в библиографическом списке. При использовании сносок их помещают внизу этой же страницы с отделением от основного текста небольшой го­ризонтальной чертой.

7

Оформление библиографического списка (списка используемой литературы)

В библиографический список автор работы включает весь используемый, цитируемый или просто упомянутый при написании работы материал - книги, журналы, статьи, норматив­ные документы, электронные ресурсы и т.д. Список литературы следует, как правило, после ос­новного содержания работы. Список литературы должен включать в себя фамилию и инициалы автора, название книги, место и год выхода, издательство и др. Количество используемых ис­точников зависит от выполняемой научной работы. Чаще всего список излагается в алфавитном порядке. Пример оформления выглядит таким образом:

1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Издание 2-е, переработанное и дополнен­ное. М.: Издательская корпорация "Логос", 1999.

2. Иностранное конституционное право //'Подред. В.В. Маклакова. М., 1996.

3. Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1996.

Правила сокращения слов и написания числительных

i

Для сокращения слов в тексте используют, как правило, следующие способы: ' 1. пишут первые буквы слов (ст. - статья, др. - другие);

2. оставляют одну, первую букву слова (г. - год, и т.д. - и так далее);

3. оставляют часть слова (обл. - область, акад. - академик);

4. пропускают часть букв в середине слова, заменяя их дефисом (изд-во - издательство). Можно использовать при сокращении и аббревиатуры, такие как "ВУЗ", "завуч", СМИ. В

этом случае сразу после сложного термина в скобках пишется аббревиатура, а далее по тексту уже можно использовать заданное сокращение. Например, "Российская Федерация (РФ)".

При написании работ следует соблюдать общепринятые правила сокращения: "и т.д." (и так далее), "и т.п." (и тому подобное), "и др." (и другие), "т.е." (то есть), "и пр." (и прочее), "вв." (века), "гг." (годы), "н.э." (нашей эры), "гр." (гражданин), "ст.ст." (статьи), "см." (смотри).

Не допускается сокращение слов "так называемы" (т.н.), "так как" (т.к.), "например" (напр.), "около" (ок), "формула" (ф-ла).

Следует уделить также внимание написанию числительных, поскольку именно здесь учащиеся часто делают ошибки.

Однозначные количественные числительные пишутся словами. Например, "у нас сегодня четыре урока", "он два раза переспросил".

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, если это не начало аб­заца. Например, "велосипедист проехал 45 километров", "вес груз составляет 200 тонн".

Однозначные и многозначные порядковые числительные, как правило, пишутся словами. Например, "двадцатый день месяца", "четвертая парта". Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, а также в научных текстах пишутся цифрами. Например, "2-грамовая ложка".

Порядковые числительные, записанные арабскими цифрами, имеют падежное оконча­ние. Если числительное заканчивается на две гласные буквы, на "и" и на согласную букву, па­дежное окончание состоит из одной буквы. Например, "в 70-м году", "5-я полка справа". Если числительное оканчивается на согласную и гласную буквы, то окончание состоит из двух букв. Например, "7-го числа". Порядковые числительные, расположенные после существительного, к которому они относятся, не имеют падежного окончания. Например, "страница 15".

Порядковые числительные, записанные римскими цифрами, не имеют падежных окон­чаний. Например, "XX век".

Обращаем Ваше внимание!

С 1.07. 2004 в действие вводится новый стандарт библиографического описания ГОСТ 7.1- 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Этот стандарт заменяет ГОСТ 7.1-84 и вносит существенные изменения в правила библиографического описания книг и статей, используемых при составлении списков литературы к теме научного исследования. Стандарт размещен на сайте Российской книжной палаты: http://www.bookchamber.ru/gost.htm

8

© 2010-2022