• Преподавателю
  • Другое
  • Социально бытовая ориентировка - одно из направлений социального воспитания детей с нарушениями интеллекта в рвботе учителя - дефектолога

Социально бытовая ориентировка - одно из направлений социального воспитания детей с нарушениями интеллекта в рвботе учителя - дефектолога

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Социально бытовая ориентировка - одно из направлений социального воспитания детей

с нарушениями интеллекта в работе учителя - дефектолога».

Дети с нарушениями интеллекта - это дети с нарушениями развития личности, малоспособные к длительной самостоятельной целенаправленной деятельности, вследствие имеющихся нарушений в познавательных процессах и эмоционально-волевой сфере.

Многие из них не умеют говорить, играть со сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, детей нашего дома интерната нужно обучать долго и упорно. Наши дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Именно социализация является главной задачей такого обучения.

Целью своей коррекционно - воспитательной работы считаю формирование у воспитанников социально-бытовых знаний и умений, необходимых им для приспособления к окружающей жизни.

Отсюда вытекают следующие взаимосвязанные задачи:

1.социально-бытовая ориентировка с последующим включением в окружающую жизнь;

2.развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с нарушением интеллекта;

3. формирование личностных качеств, это старательность, добросовестность, усидчивость, доброта, прилежание;

Главным принципом в своей работе с детьми как учителя - дефектолога определяю практическую направленность.


В социальном воспитании детей важную роль играет кабинет СБО оборудованный по тематическим зонам:

- магазин промышленных товаров;

-продовольственный магазин;

-почта;

-сбербанк

т. к. эти объекты являются наиболее значимыми в повседневной жизни общества.

Я планирую и провожу занятия как с детьми дошкольного возраста,так и с детьми частично обучаемых групп. Используя формы проведения занятий как индивидуальные, так и подгрупповые.

Остановлюсь на каждой зоне подровнее.

Магазин продовольственных товаров:

Поделен на

- фрукты и овощи;

- сладости;

- молочный;

- мясной и рыбный;

-хлебобулочный и крупы.

Цель занятий:

- формирование представлений о продовольственных магазинах, о рзнообразии продуктов, об обобщении их по назначению. Учить правильно называть их по упаковке, т. е. Умению соотносить товар с его названием.

Магазин промышленных товаров:

Цель занятий:

формирование представлений о многообразии промышленных товаров (одежде, обуви). Определение размера выбранного товара, определение качества товара, т. е. знакомство с тканями. Формирование умений правильно называть и выбирать нужный товар:

- верхняя одежда;

-нижнее белье;

-брюки;

-джинсы;

- толстовка;

-кофточка;

-головной убор;

-пара сапог;

-пара ботинок;

-пара туфель;

- пара босоножек.

- пара тапочек.

Изучая и формируя понятия одежды и обуви женской, мужской, детской, которая делится на одежду и обувь для мальчиков и для девочек. Уточняем какую одежду носят женщины и мужчины , примеряя с девочками и мальчиками одежду и обувь определяем подходящий размер каждого ребенка,т.е,даю понятие что у каждого человека свой размер обуви и одежды. Проводимые занятия закрепляют представления детей что можно приобрести в продовольственном и промышленном магазинах.

Через занятия в кабинете СБО, которые проходят зачастую в игровой форме дало детям представление о деньгах( бумажные деньги, мелочь),а также знакомство с номиналами денег.

Так же в кабинете СБО начала проводить занятия по ознакомлению с работой почты и сбербанка, которые в будущем планирую проводить с более глубоким знакомством работы данных объектов, и планирую провести экскурсию для посещения магазина, сбербанка и почты.

Анализируя свою работу в кабинете СБО могу сказать следующее:

- условия кабинета СБО повышают эффективность коррекционно - воспитательного процесса;

- благоприятно влияет развитию познавательной деятельности, выработке навыков самообслуживания и сознательной дисциплины детей;

-развитию коммуникативных функций речи, а так же развитию активного словаря.

-формируют представления детей о жизненных ситуациях, и видах деятельности, где могут применить полученные знания и умения.

Таким образом, социально бытовая ориентировка - одно из направлений социализации воспитанников.










За пол года дети научились правильно обращаться с вопросом к другому покупателю или к продавцу. Поддержать короткий диалог, который может произойти между покупателями. Адекватно реагировать и принимать правильные решения на имитированные повторные ситуации, которые могут произойти в магазине, находить нужный отдел при покупку продуктов питания и правильно укладывать продукты в корзину, понимают какие продукты прежде чем идти к кассе нужно взвешивать.


Условия кабинета СБО благоприятствуют повышению эффективности коррекционно - воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины детей. Занятия в кабинете помогают реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения. При создании благоприятных условий дети овладевают прочными и глубокими знаниями, приобретают умения практического их применения

В будущем планирую помимо магазина изучение с более старшими детьми почты и сбербанка. А так же посещение с детьми Савинского магазина.

Условия кабинета дают возможность не только обучать и воспитывать, но и корригировать отклонения интеллектуально-познавательной деятельности учеников.

включает в себя следующие разделы: «Транспорт и правила уличного движения»; «Магазины и предприятия службы быта»; «Учреждения культуры и здравоохранения»; «Городские и сельские профессии».

По программе ребята знакомятся с правилами дорожного движения и поведения пешеходов. Должны знать и различать сигналы светофора, действовать согласно

указаниям: «Берегись автомобиля!», «Идите!», «Стойте!».

Программа предусматривает обучение детей умению ориентироваться в магазинах различного назначения («Продукты», «Хозяйственные товары», «Универмаг»), знать функции работников магазина (кассир, продавец, контролёр), делать мелкие покупки. Должны знать расположение близлежащих магазинов и выполнять несложные задания.

Большое внимание уделяется для воспитанников умению пользоваться телефоном. Во время экскурсий и на практических занятиях учим набирать номер телефона, вести соответствующий диалог.

Профессии людей: также должны знать, чем заняты люди той или иной профессии, какие орудия труда им требуются для работы, какую пользу приносит их труд обществу.

Развитие коммуникативной функции речи

Одной из основных задач коррекционно-воспитательной работы с учащимися в период обучения является развитие коммуникативной функции речи. Нельзя говорить об определённом уровне социально-трудовой адаптации воспитанников без достаточно сформированной у них диалогической речи.

Нами разработаны специальные занятия труда и социально-бытовой ориентировки, в ходе которых помимо выработки практических умений и навыков решаются также вопросы речевого развития детей.

На занятиях труда, наряду с показом определённых приёмов работы, используется также словесные разъяснения, указания и т.д. Во время занятия у воспитанников возникает потребность задать вопрос к воспитателю, обратиться с просьбой к товарищу и т.п. Применение на занятиях трудового обучения разнообразных организационных форм (работа воспитателя с классом, работа парами, работа с помощником воспитателя) имеет большое значение для формирования у детей активности, потребности речевого общения как с воспитателем, так и друг с другом.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке с помощью разыгрывания специальных ситуаций воспитанники учатся диалогической речи, тренируются в умении спрашивать и отвечать на вопросы в зависимости от игрового сюжета. Близость темы, занимательный характер занятий, эмоциональное преподнесение материала - всё это является эффективным стимулом формирования коммуникативной функции речи.

Формировать личностные качества

Как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и т.д. Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить ребёнка выполнять определённую работу, чем воспитывать у него столь необходимые для систематического труда организационные навыки, которые должны стать чертами его характера, определять взаимоотношения с товарищами по работе.

Ребенок, ограниченный в умственном развитии, по сути, лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Примером комплексности в работе может служить система педагогических мероприятий по подготовке старшеклассников к хозяйственной деятельности в семье. Она включает в себя: ♦ занятия по социально-бытовой ориентировке и уроков математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;

♦ внеклассную работу, где идет закрепление экономико-бытовых знаний и умений;

♦ педагогический всеобуч для родителей о рациональной организации домашнего хозяйства и путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи;

♦ использование средств наглядности: тематических стендов, выставок кружковой работы, информационных листков.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая школьников трудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу - коррекцию недостатков умственной деятельности учащихся.

Занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Они предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным для СБО является наличие экскурсий, с помощью которых дети расширяют свои знания и представления об окружающем, развивают наблюдательность, внимание, учатся действовать в новых условиях. Результативность экскурсии зависит не только от ее проведения, но и от подготовки к ней, а также заключительной беседы. Еще в классе, во время вступительной беседы, учитель расширяет знания и представления детей, вызывая познавательный интерес. Правильно спланированная и проведенная экскурсия на занятиях по СБО - необходимый и мощный толчок развития и подготовки ребенка с недостатками интеллектуального развития к самостоятельной жизни.

Важную роль играет кабинет СБО. Хорошо оборудованный по тематическим зонам кабинет СБО - это основа организации работы учителя и учебной деятельности учеников. Условия учебного кабинета благоприятствуют повышению эффективности коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. Занятия в кабинете помогают учителю реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.

Условия кабинета дают возможность не только обучать и воспитывать, но и корригировать отклонения интеллектуально-познавательной деятельности учеников. При создании благоприятных условий дети овладевают прочными и глубокими знаниями, приобретают умения практического их применения.

Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограниченно. Поэтому в школе проводятся лекции, беседы, практикумы для родителей, с разъяснением задач и содержания социально-бытовой ориентировки детей, привлекаются родные ребенка к воспитанию у него необходимых умений. В семье, учитывая то, что дети живут в сельской местности и практически в каждой семье имеется свое хозяйство там, где правильно поставлено воспитание, дети имеют определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни.

Касаясь вопросов семьи, следует отметить, что далеко не все учащиеся имеют правильный образец создания семейного уклада, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Задача уроков социально-бытовой ориентировки - сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о распределении обязанностей, наличии прав, о путях решения конфликтных ситуаций.

Многие темы данного предмета для умственно отсталых детей являются вдвойне сложными и незнакомыми. Это вопросы навыков обслуживания собственного жилого помещения (квартиры, дома), ориентации в инфраструктуре города (поселка), самоорганизации продуктивного досуга, решения экономических проблем.

Опыт работы специального (коррекционного) класса VIII вида в достаточной мере показывает, что одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО - социально-бытовая ориентировка.

Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания. На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи. Каждый ученик независимо от клинического диагноза получает полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации и реабилитации. Систематизируются, формируются и совершенствуются у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда.

Социально-бытовая ориентировка - это один из предметов, который особенно ярко способствует воспитывающей направленности обучения умственно отсталых учеников.

Производственный труд

Трудовое обучение учащихся строится на базе их подготовки, полученной в начальный период обучения, главным образом на занятиях предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда, и продолжится затем в старшем возрасте. Цель - подготовить воспитанников к выполнению несложных работ в созданных условиях. Создана система трудовой подготовки, позволяющая воспитанникам овладевать несложными видами работ. Воспитанники изготавливают клеевые и сборные коробки, используя при этом клей, ножницы, кисточки. Поделки из пластилина, природного материала, ткани, цветной и бархатной бумаги.

Таким образом, в ходе наших занятий воспитанники получают определённую трудовую подготовку.

В ходе обучения дети овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. От того, как будет организовано трудовое обучение, зависит будущая судьба детей с нарушением интеллекта. Трудовая подготовка имеет большое значение и для формирования положительных личностных качеств воспитанников. Надо отметить, что многие нравственные понятия не доступны детям. Вместе с тем, в процессе труда, у них могут быть выработаны такие положительные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для их дальнейшей социальной адаптации.




© 2010-2022