Программа Художественная каллиграфия для обучающихся с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 162

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.


«Согласовано»

Руководитель СПВД и ДО

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.


«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №162 ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20_ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию.

Кружок « Художественная каллиграфия и дизайн »


Период обучения - 1 год.

Возраст учащихся - 15-20 лет

Автор-составитель:

Учитель высшей категории

Комарова Ольга Викторовна

Пояснительная записка

Каллиграфия - искусство создания красивых букв, искусство красивого письма.

Главной причиной внедрения программы каллиграфии в коррекционной школе является необходимость во введении в воспитательный процесс школы занятий, способствующих гармоничному развитию личности ребенка.

Научные опыты, проведенные учеными США и Японии, подтверждают огромную пользу занятий каллиграфией для детей и взрослых любых возрастов, положительное влияние таких занятий на развитие мозга, памяти, творческого мышления, пробуждение так называемых "спящих зон" головного мозга. Доказан непосредственный общеразвивающий и оздоровительно-терапевтический эффект от занятий каллиграфией - дети, практикующие красивое письмо, показывают лучшие результаты в школе, их нервная система приходит в порядок и гармоничное равновесие. Повышается качество жизни.

Великие мастера во всем мире признают каллиграфию великолепным инструментом для воспитания духа и способности чувствовать.

Каллиграфия всегда была «лекарством и гимнастикой для ума и души человека», а для современного, испытывающего на себе агрессивное и противоестественное воздействие мощных технологий и искусственной среды, - особенно.

В прежние времена занятия красивым письмом служили для воспитания привилегированной части общества, детей вельмож и королей. Благородное происхождение автоматически означало, что человек умеет грамотно и красиво писать.

В наши дни древнему почти забытому искусству каллиграфии нашлась новая роль.

Теперь оно призвано стать новой актуальной технологией воспитания детей в условиях современной цивилизации.

Школьники испытывают на себе гораздо большие стрессовые нагрузки, чем пару десятилетий назад. И вряд ли стоит ожидать, что вектор развития этой тенденции сменит свой курс, налицо только усугубление побочных явлений воздействия внешней среды на человека. Отсюда вытекают такие проблемы, как неумение сосредотачиваться, неумение нормально ровно писать в тетради, и особенно обидно, когда оценки снижаются из-за плохого неразборчивого почерка.

И именно в такой среде каллиграфия становится необходима, как арт-терапия, компенсирующий механизм воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, помогающий ребенку снять нервное напряжение, обрести уверенность в себе и по-новому, через внутреннюю упорядоченность, вдохновиться на решение жизненных задач.

Научившись выводить красивые буквы, человек получает эстетическое удовольствие, а школьники перестают относиться к письму как к каторжной работе, становятся более усидчивыми. Влияние каллиграфии сказывается не только в изменении отношения к процедуре письма. Через проекты, реализуемые в процессе учебы, школьник обретает новую среду для общения, особый интерес в жизни и точку приложения своей энергии. Каллиграфия незаметно помогает научиться самоанализу, формирует веру в себя, желание и упорство в достижении целей.

В процессе письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью активно развивается мелкая моторика, во время каллиграфических упражнений активизируются те зоны головного мозга, которые «спят» во время работы на клавиатуре компьютера или при письме шариковой ручкой, активно работает и развивается механизм причинно-следственных связей, трехмерное видение.

Роль рукописного текста в жизни современного человека постоянно уменьшается; от руки пишут только то, что по техническим причинам не удается передать в электронном виде. На смену бумажным письмам пришли электронные, вместо записок пишут sms, записную книжку сменила одноименная функция в мобильном телефоне. Логический предел этой тенденции - полное вытеснение рукописного текста из быта.

В то же время глобальная подмена живого человека продуктами технического прогресса не может не вызывать противоположной тенденции. В самом деле, в последнее время ясно ощущается тяга к ручной работе, к вещам, носящим живой след личности их создателя.

В этой ситуации курс «Каллиграфия» призван возродить интерес к рукописной букве и к самому процессу красивого письма, научить видеть в букве не просто значок определенной формы, но историческую, культурную и художественную сущность.

Уникальность курса состоит в том, что обучение ведется «с пером в руке»: с первого занятия учащиеся, знакомясь с историей письменности, овладевают практическими навыками каллиграфического письма различных техник и стилей, учатся применять разнообразные инструменты и материалы письма, создавать самостоятельные каллиграфические работы.

Содержание программы:

Введение в искусство каллиграфии- 12 часов.

Понятие о каллиграфии, история возникновения. Основные инструменты и материалы, применяемые в каллиграфии. Перья, чернила, бумага. Осанка, положение рук и тела каллиграфа. Основы техники каллиграфии. Компьютерная обработка каллиграфии. Штрихи и элементы. «Анатомия» шрифта. История европейского письма - от первой латинской надписи до гарнитуры «Times New Roman». История русского письма - от Кирилла и Мефодия до современных почерков.

Обучение технике каллиграфии- 94 часа

Каллиграфия элементов печатных букв. Каллиграфия печатных букв и слов. Заглавные буквы латинского алфавита. Каллиграфия элементов прописных строчных букв. Каллиграфия прописных строчных и заглавных букв. Каллиграфия соединений букв. Каллиграфия слов. Работа над скоростью письма. Каллиграфия цифр.

Изучение основных шрифтов каллиграфии. Эстетическое оформление каллиграфического письма в различных стилях-38 часов

Каллиграфическое написание поздравлений. Оформление праздничных открыток. Основные требования к шрифту в наглядной агитации (афиши, объявления, плакаты, листовки и т.д.) Основные требования к шрифту при каллиграфии в различных жанрах. Единство формы буквы и содержания письменного сообщения. Образность, композиция и цветовое решение в написании небольших текстов различных жанров. Упражнения. Декоративные шрифты. Упражнения в написании. Упражнения в оформлении орнаментов. Каллиграфия в городской графической среде. Современные граффити как искусство.



Тематическое планирование занятий

Кол-во часов

1

Понятие «каллиграфия», история возникновения.

1

2

Основные инструменты и материалы, применяемые в каллиграфии. Перья, чернила, бумага.

1

3

Осанка, положение рук и тела каллиграфа. Основы техники каллиграфии.

1

4

Компьютерная обработка каллиграфии.

2

5

Штрихи и элементы.

2

6

«Анатомия» шрифта.

1

7

История европейского письма - от первой латинской надписи до гарнитуры «Times New Roman».

2

8

История русского письма - от Кирилла и Мефодия до современных почерков.

2

9

Каллиграфия элементов печатных букв.

4

10

Каллиграфия печатных букв и слов.

4

11

Заглавные буквы латинского алфавита.

4

12

Каллиграфия элементов прописных строчных букв.

8

13

Каллиграфия прописных строчных букв.

10

14

Каллиграфия элементов прописных заглавных букв.

6

15

Каллиграфия прописных заглавных букв.

10

16

Каллиграфия соединений букв.

4

17

Каллиграфия слов.

12

18

Упражнения на изменение размера шрифта.

4

19

Работа над скоростью письма. Запись домашних заданий по русскому языку в рабочих тетрадях.

6

20

Каллиграфия цифр. Запись домашних заданий по математике в рабочих тетрадях. Запись памятных и юбилейных дат в альбоме, на ватмане.

6

21

Основные требования к шрифту при каллиграфии в различных жанрах.

1

22

Единство формы буквы и содержания письменного сообщения. Упражнения.

5

23

Образность, композиция и цветовое решение в написании небольших текстов различных жанров. Упражнения.

10

24

Каллиграфическое написание поздравлений. Оформление праздничных открыток с использованием ИКТ.

8

25

Основные требования к шрифту в наглядной агитации (афиши, объявления, плакаты, листовки и т.д.) Компьютерный дизайн наглядной агитации.

12

26

Декоративные шрифты. Упражнения в написании.

6

27

Упражнения в оформлении орнаментов с использованием ИКТ.

10

28

Каллиграфия в городской графической среде. Современные граффити как искусство.

2



© 2010-2022