• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Дидактическая игра - как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики

Статья на тему Дидактическая игра - как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики

В процессе игры у учащихся вырабатывается много положительных качеств: дети привыкают  сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, повышается активность. Сами того не замечая дети учатся, получают новые знания и здесь все равны. В статье рассказывается о месте дидактической игры в учебном процессе. Раскрываются понятия ,что такое дидактическая игра, как правильно ее проводить, место игры на уроке, этапы игры . Благодаря игре дети начинают смотреть на уч...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактическая игра - как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики"

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках - дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд обучающихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Игра занимает значительное место впервые годы обучения детей в школе. Вначале обучающихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В процессе игры у учащихся вырабатывается много положительных качеств: дети привыкают сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, повышается активность. Сами того не замечая дети учатся, получают новые знания и здесь все равны.

Термин «Дидактическая игра» ввели Ф. Фребель и М. Монтесори как «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры». В России термин стал употребляться с 1960 года в теории, пропагандируемой С.Л.Соловейчиком, как формула «учения с увлечением». По исследованию специалистов только 68% учителей в настоящее время применяют дидактические игры.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьника, стимулировали бы его к самостоятельному приобретению знаний.

Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Но очень важно учесть место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке; целесообразность использования их на разных этапах урока; разработку новых методик проведения дидактических игр с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся; требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения; разнообразие игр; применение воспитательных игр.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании, Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.

При организации дидактических игр необходимо учитывать: правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников.

Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

Разнообразие игровых средств создает широкие возможности для того, чтобы учитель мог выбрать именно такую ​​игру, которая наиболее соответствует теме и цели урока. Однако, как показали исследования ученых-психологов и педагогов, игра не обеспечивает устойчивого положительного отношения младших школьников к учебному процессу, если используется эпизодически.

Оптимальные способы использования игровой деятельности в системе уроков следующие:

- Весь урок строится как сюжетно-ролевая игра;

- Во время урока, как его структурный элемент;

- Во время урока несколько раз создаются игровые ситуации (с помощью сказочного персонажа, игрушки, необычного способа постановки задачи, элементов соревнования и т.д.).

Однако существуют некоторые ограничения для проведения дидактических игр:

- Не стоит организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему;

- Не целесообразно внедрять игры на итоговых уроках и экзаменах, если они не использовались в процессе обучения;

- Не следует применять игры с тех предметов и программных тем, они не могут дать положительного эффекта.

Если после игры знания, умения и навыки учащихся не растут, это означает, что игра не является эффективной и результаты ее внедрения отрицательные, тогда нужно искать причины негативных последствий. их может быть две:

1) качество самой игры низкое и не отвечает требованиям.

2) методика проведения игры неправильно.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана со всеми сторонами воспитательной и учебной работы в школе. В творческих играх происходит важный и сложный процесс усвоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его внимание, память, воображение. Игра способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

Отличительными свойствами дидактической игры являются:

- моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила системы оценок хода и результатов игры.

Приведем пример нескольких игр.

У КОГО БОЛЬШЕ ФИГУР?

У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).
Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру.
Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.

МАЛЬЧИКИ - ДЕВОЧКИ.

Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной.
Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего - мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из команды берёт одну из карточек, читает примеры и называет ответы. При затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать.
Взяв последнюю карточку и назвав ответы ученик переворачивает карточку и читает: "Весёлое путешествие окончено". Он поднимает руку - его команда выполнила задание.
При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также сколько раз команда оказывала помощь участнику.

ПО СУГРОБАМ!

Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ неверно, проваливается в сугроб. Провалившийся в сугроб назначает себе замену из других учеников, сидящих в классе.
Варианты: можно играть двумя командами; при подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.

КАКОЙ РЯД ПЕРВЫЙ?


Каждый ряд учеников получает карточку, на которой записано задание - примеры на табличное умножение и деление. Примеров столько, сколько учеников в ряду.
Первые ученики каждого ряда по сигналу учителя начинают работу. Решив один пример, они быстро передают карточку следующему ученику. Ряд, ученики которого быстрее решили все примеры, не сделав ошибок.

ЛЫЖНИКИ.


На доске записаны два ряда примеров для двух вариантов (аналогично и для деления или для смешанных действий). Дети считают и записывают только ответы. На следующем уроке учитель сообщает, кто добрался до финиша, не споткнулся, т.е. правильно решил примеры. Кто споткнулся, того берёт на заметку, потом с ним повторяет решение этих же примеров. Для быстрой проверки можно привлекать консультантов из числа детей.

ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА.

У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаёт ученик, у которого есть цифра-ответ.
Лучше давать примеры на деление, чтобы получались однозначные цифры. В случае двузначного ответа должны встать два ученика.
Проводить игру желательно в конце урока для повышения двигательной активности учащихся. Также можно раздавать по несколько одинаковых цифр, привлекая большее количество детей.

Благодаря игре дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. Удивление и острый интерес учащихся, радость на лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках, включая в них игры, различные нестандартные задания и процесс обучения станет не навязчивым, а приятным.



© 2010-2022