Программа объединения ДО (компьютерная графика)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ушьинская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

на заседании

комиссии

Протокол № 1

от «____»_____________2014г.

.

СО ГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________________/ С.А. Захарова

от «____»_________________2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________/ В.В. Кривоногов

Приказ № ___ от «____»____2014г.



Программа

объединения дополнительного образования детей

«Ctrl+Alt+Delete»

Программа объединения ДО (компьютерная графика)















Составила: С.А. Захарова

учитель ИЗО и черчения


Ушья 2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

3 стр.

2.

Учебно-тематическое планирование

9 стр.

4.

Методическое обеспечение программы

15 стр.

7.

Список литературы

17 стр.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

В условиях интенсификации процессов, информатизации образования и общества при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых возможностей и инструментов современной информационно-образовательной среды. Одним из важнейших ресурсов является совокупность знаний и навыков в области информационно коммуникативных технологий (ИКТ), а также формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) при формировании универсальных учебных действий обучающихся.

На уроках информатики школьники приобретают первичные навыки поиска и обработки информации при помощи средств ИКТ; учатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения. Именно на уроках информатики школьники получают минимум необходимых ресурсов, на которые можно опираться при работе с оперативной системой и использованием основных прикладных программ. Но развитие ИКТ-компетентности школьника не должно на этом останавливаться, целесообразно проведение дополнительных занятий через систему дополнительного образования.

Занятия творческого объединения «Ctrl+Alt+Delete» направлены на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, который обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, дает возможность ребятам научиться представлять информацию в удобном для восприятия виде, используя различные графические программы.

Программа «Ctrl+Alt+Delete» рассчитана на 2 года обучения, для обучающихся школы 12 - 15 лет. Программа содержит как теоретическую, так и практическую части. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом и валеологическими паузами (приложение 1).

На занятиях учащиеся познакомятся с различными технологиями обработки изображений, методами создания компьютерных рисунков с помощью графических редакторов Paint, Gimp, Photoshop Net и Painter. Данный курс предоставит возможность развить и демонстрировать умение решать проблемы и использовать навыки критического мышления. Так, например, работая над заданием, они будут планировать, и обсуждать свою работу.

Компьютерная обработка видеосюжетов и компьютерная графика - необычайно интересный и перспективный предмет, одни из самых популярных направлений использования персонального компьютера.

Цель

Развитие познавательной активности в области информационных технологий.

Задачи:

  • Развивать интеллектуальные способности и познавательный интерес обучающихся.

  • Знакомить обучающихся с прикладными программами графических редакторов Paint, Gimp, Photoshop Net и Painter.

  • Повышать интерес школьников в области ИКТ.

Формы проведения занятий:

Интерактивные формы деятельности объединения дополнительного образования - формы организации предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения.

Беседа - метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос - задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная

Диалог - вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог - вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация - методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход - форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных - по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала. При организации и проведении занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство - методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков - вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий - упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование - современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Повторение учебного (познавательного) материала - возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) - форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Метод проектов - в настоящее время наиболее популярный метод обучения. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) - из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования - составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Программа составлена таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающихся уровне, чтобы каждый смог найти ответы на вопросы, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; при решении практических и жизненных задач. Если раньше при организации занятий объединений дополнительного образования использовался в основном материал, который знакомил с простейшими компьютерными программами, то программа объединения «Ctrl+Alt+Delete» позволяет создавать собственные продукты. Это является отличительной особенностью программы. Новизной и актуальностью программы «Ctrl+Alt+Delete» являются:

• формирование научного мировоззрения школьников, развитие мышления посредством изучения компьютерной графики и алгоритмизации,

• подготовка учащихся к успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика».

Программа деятельности объединения дополнительного образования «Ctrl+Alt+Delete» позволяет создать специально организованное учебное пространство, обеспечивающее глубокое включение ученика в работу, независимо от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Создаётся среда, которая несёт не только образовательную нагрузку, но, используя мотивационную составляющую, задействует интеллектуальные и психические ресурсы ребенка.



Дело не в том, чтобы научиться рисовать,

а в том, чтобы научиться мыслить.

Стендаль

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебный план объединения дополнительного образования «Ctrl+Alt+Delete»

Перечень разделов

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

1

Компьютерная графика

18

52

  • Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос.

  • Практикум - направлен на проверку умений учащихся.

  • Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

  • Промежуточная аттестация в форме защиты творческих работ.

2

Создание презентаций PowerPoint

8

29

3

Создание видеороликов

4

29

ИТОГО

30

110

Планируемые результаты

После окончания курса, учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. решать поставленные задачи;

  2. выбирать оптимальное решение из множества возможных;

  3. публично выступать с презентацией своей работы;

  4. объективно оценивать свою работу и работу товарищей;

  5. создавать и редактировать изображения в графическом редакторе Paint;

  6. создавать презентации в программе Microsoft PowerPoint;

  7. создавать видеоролики в программе Windows Movie Maker.


Формы контроля

Перечень разделов

Требования к знаниям, умениям обучающихся

Требования к общеучебным умениям

Формы контроля и система оценивания

1

Компьютерная графика

  1. Иметь представление о правилах работы с компьютером.

  2. Иметь основные навыки работы с мышкой и клавиатурой.

  1. Учебно-организационные умения (планирование текущей работы, нацелить себя на выполнение поставленной задачи, сотрудничать при решении учебных задач, умение работать с первооисточником);

  2. Учебно-коммуникативные (умение слушать и задавать уточняющие вопросы, работать в парах);

  3. Технические навыки работы с ПК.

  1. Устный опрос.

  2. Тестовые задания.

  3. Самоконтроль.

  4. Практическая работа.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Защита выполненных работ.

2

Создание презентаций PowerPoint

Знать возможности программы PowerPoint

  1. Поиск и выделение необходимой информации;

  2. Структурирование и визуализация информации;

  3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  4. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  1. Устный опрос.

  2. Тестовые задания.

  3. Самоконтроль.

  4. Практическая работа.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Защита выполненных работ.

3

Создание видеороликов

Возможности программ по созданию видеороликов

  1. Умение осуществлять в коллективе совместную работу при выполнении проекта;

  2. Умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы;

  3. Использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни

В рамках объединения целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, что обеспечит личностно- ориентированный подход к обучению.

4

Промежуточная аттестация


  1. Оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени - учебный год

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В основу курса положены наиболее приемлемые комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на занятии, рекомендуется выделять следующие основные его этапы:

1. Организационный момент.

2. Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу).

3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. В беседе с учениками подробно обсуждается решение ключевой задачи; ученикам предлагаются одна или несколько задач, решение которых предполагает применение полученных знаний и умений в стандартной ситуации. В зависимости от уровня подготовленности учеников им могут быть предложены задачи разного уровня сложности; подборки такого рода задач, ранжированные по уровню сложности, на заключительном этапе ученикам предлагается задача, решение которой предполагает применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Правильность полученного учеником решения может быть организована в форме его публичного обсуждения.

4. На заключительном этапе ученикам предлагается задача, решение которой предполагает применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Правильность полученного учеником решения может быть организована в форме его публичного обсуждения;

5. Подведение итогов занятия. Решение поставленных задач может быть организована в форме мини-проектов (индивидуальных, парных, групповых).

Организация учебного процесса

  1. Программа рассчитана на учащихся, уже имеющих опыт работы с персональным компьютером.

  2. Важным аспектом программы является обучение навыкам самостоятельной работы учащихся, в том числе поиску необходимой для выполнения заданий информации.

  3. Специальные этапы занятий направлены на то, чтобы школьник не боялся исследовать возможности компьютера, совершать ошибки, делать выбор.

  4. В основе всех заданий лежит тема местного сообщества, иначе говоря, окружающего ребенка жизненного пространства школы, села, района.

  5. Навыки работы с программными продуктами, полученные при выполнении практических заданий, легко переносятся на выполнение самых разнообразных работ на уроках по любому предмету.

Условия реализации программы

  • Создание комфортной обстановки на занятиях, необходимой для проявления способностей каждого ребенка.

  • Индивидуальный подход к воспитаннику с учетом его психологических и возрастных особенностей.

  • Поддержка педагогом связи с родителями.

  • Постоянная работа педагога по самообразованию, пополнение знаний в области педагогики, психологии, новых информационных технологий.

  • Наличие материальной базы: кабинет информатики, соответствующий требованиям материального и программного обеспечения, кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности, наглядные пособия, раздаточный материал, презентации по темам занятий.

  • Наличие технических и программных средств: мультимедийный компьютер; цифровая видеокамера; цифровой фотоаппарат; программа Movie Maker; компакт-диск «Как сделать цифровой видеофильм … на компьютере», 2004, ООО «Медиахаус».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для учащихся и родителей

  1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. - 2004. -№ 2. -С. 52-60.

  2. В. Гамалей "Moй пepвый видeoфильм oт A дo Я" М.: Просвещение, 1998.

  3. Горячев А.В. О понятии "Информационная грамотность. // Информатика и образование. - 2001. -№8 - С. 14-17.

  4. И.Кyзнeцoв, B.Пoзин "Coздaниe фильмa нa кoмпьютepe. Texнoлoгия и Tвopчecтвo"

  5. Компакт-диск «Как сделать цифровой видеофильм … на компьютере», 2004, ООО «Медиахаус»

vmstudio.narod.ru

infoznaika.ru/

computer-museum.ru/index.php

informatika.na.by/

informatikaplus.narod.ru/

Литература для педагога

  1. В. Белунцов. Новейший самоучитель по видеомонтажу на компьютере издательство "ТехБук", 2004 г., 496 стр.

  2. Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики, М: Просвещение, 1991.

  3. Залогова, Л.А. Практикум по компьютерной графике М. Лаборатория Базовых Знаний 2001

  4. Леготина С.Н. Элективный курс "Графический редактор Photoshop" (информатика). 10-11 классы. 1-2 часть, - Волгоград, 2005

  5. Учебное пособие «Специальная информатика», С.В. Симанович, Г.А. Евсеев, А.Г. Алексеев, АСТпресс, М. 2000.

  6. Учебное пособие «Общая информатика», С.В. Симанович, Г.А. Евсеев, А.Г. Алексеев, АСТпресс, М. 2000.


© 2010-2022