- Преподавателю
- Другое
- Определение оптимальной для реализации модели организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС
Определение оптимальной для реализации модели организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сурашева М.С. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Определение оптимальной для реализации модели организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС».
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется, прежде всего, новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
- отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Оптимизационная модель внеурочной деятельности предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники.
В каждом классе координирующую роль выполняет учитель, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели:
- минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
- создание единого образовательного и методического пространства в школе;
- формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.
Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:
- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
- оптимизацией внутренних ресурсов.
Принципы реализации Модели:
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию.
Модель организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из 5 направлений деятельности:
- спортивно оздоровительное направление;
- художественно-эстетическое направление;
- общеинтеллектуальное направление;
- социальное направление;
- проектная деятельность.
Направления
Решаемые задачи
Спортивно-оздоровительное
Спортивно-оздоровительное направление есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Художественно-эстетическое
Развитие творческих возможностей учащегося, с учетом его возрастных и внутренних психологических наклонностей. Формирование эстетического вкуса.
Общеинтеллектуальное
Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.
Социальное
Развитие положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
Проектное
Овладение основами практико - ориентированных знаний.
Ресурсное обеспечение
Педагогические ресурсы: учителя начальных классов, педагоги эстетического цикла, педагог-логопед, педагог-психолог, социальный педагог.
Научно-методическое обеспечение: научно-методическое обеспечение организует административная группа, педагоги.
Материально-техническое обеспечение: для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, кабинетом ритмики, музыкальной техникой, библиотекой. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет, мультимедийными проекторами.
Ожидаемые результаты
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.