• Преподавателю
  • Другое
  • Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист» для учащихся 12 – 15 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист» для учащихся 12 – 15 лет

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

классных руководителей и воспитателей

Протокол № 1

от 26.08.2014 г.

Руководитель МО

___ З.П. Илюхина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____Н.К. Смирнова

27.08.2014г.

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

МБОУ «СОШ № 18»

(протокол

от 28.08.2014г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МБОУ «СОШ № 18»

от 28.08.2014 г. № 307.

Директор МБОУ

«СОШ № 18»

______М.Г. Сафарова




города Череповца Вологодской области



Дополнительная общеобразовательная программа - общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Юный журналист»


для учащихся 12 - 15 лет


Составитель:

Рыбина Екатерина

Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

высшая кв. категория

1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная программа - общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист» для 5-9 классов (далее Программа) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» (далее Учреждение) составлена на основании следующих документов:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273- ФЗ);

- Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16);

- Письма Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»;

- Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. №101/28-16;

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18»;

- Основной общеобразовательной программы общего образования Учреждения;

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

- Годового учебного календарного графика Учреждения на 2014-2015 учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Журналистика в школе» Н.А.Спириной (Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. Н.А.Спирина. - Волгоград: Учитель, 2013).

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист» является программой социально-педагогической направленности. Организация обучения по программе в рамках данной направленности способствует разносторонней реализации личности учащихся в различных речевых ситуациях, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме, что является особенно востребованным в подростковом возрасте. Особенностью методики проведения занятий является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.

Актуальность программы дополнительного образования «Юный журналист» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Включает их в систему новых отношений, помогающую вывить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Программа дополнительного образования «Юный журналист» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве. Эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связь с ближайшим социальным окружением.

Цели программы:

- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;

- формирование медиакультуры в профильной ориентации обучающихся и стимулирование их активность в поисках профессии;

- изучение основ журналистского мастерства.

Задачи программы:


  1. Предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента.

  2. Отрабатывать умения создавать сочинения в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью.

  3. Систематизировать знания о жанрах публицистического стиля.

  4. Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков.

  5. Предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственной газеты.

  6. Предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста.

  7. Развивать коммуникативные качества личности ребенка и его творческие способности.

  8. Формировать практические навыки создания школьного печатного издания.

  9. Прививать культуру общения с миром средств массовой информации.

  10. Формировать навыки совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции

Описание места программы в учебном плане.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Общее количество -34 ч.

2. Ожидаемые результаты освоения программы


Планируемым результатом обучения по программе будет освоение учащимися указанными в данной программе как теоретических так и практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:

Предметные знания в следующих областях:

- журналистика как форма информационной деятельности;

- журналистика как профессия и ее возможное влияние на здоровье;

- информационный рынок;

- роль журналиста в становлении общественного мнения;

-приемы риторики;

- создание журналистского текста;

- основные газетные жанры;

- редактирование;

- редакционный коллектив;

- структура газетного номера;

- иллюстрация в газете;

- макетирование и верстка газеты.

Предметные умения и навыки:

- навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности;

- создание текста в различных жанрах;

- поиск информации в различных источниках;

- первичные навыки макетирования газеты и создание номера;

- умение редактировать текст;

- умение работать в различных текстовых редакторах;

- приобретение навыков работы с научной и справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки:

- умение излагать собственную мысль;

- аргументировать свою точку зрения;

- навыки ведения дискуссии;

- навыки грамотной устной и письменной речи.





























3. Календарно-тематическое планирование курса

(34 часа)

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Тема 1. Краткое введение в историю журналистики - 3 часа

1

Краткое введение в историю журналистики

Инструктаж по ОТ в кабинете.

1

2

Знакомство с детскими и подростковыми СМИ

1

3

Знакомство с законами о СМИ

1

Тема 2. Основы журналистики. Знакомство с древом жанров - 11 часов

4

Основы журналистики. Знакомство с древом жанров

1

5

Мастерская жанров. Информация

1

6

Заметка. Практикум

1

7

Отчет. Практикум

1

8

Репортаж. Практикум

1

9

Интервью. Практикум

1

10

Пресс-релиз. Опрос

1

11

Обозрение, комментарий

1

12

Рецензия, корреспонденция

1

13

Статья. Очерк. Зарисовка

1

14

Фельетон, памфлет, эссе

1

Тема 3. Социология как составная часть журналистских знаний - 1 час

15

Социология как составная часть журналистских знаний

1

Тема 4. Конкурс личных проектов обучающихся - 1 час

16

Конкурс личных проектов обучающихся

1

Тема 5. Художественно-техническое оформление издания - 2 часа

17

Художественно-техническое оформление издания

1

18

Структура издания

1

Тема 6. Делаем газету. Заголовки и иллюстрации - 1 час

19

Делаем газету. Заголовки и иллюстрации

1

Тема 7. Типы и виды школьных газет - 1 час

20

Особенности журналистского труда, редакция

1

Тема 8. Редактирование материалов разных форм и жанров - 2 часа

21

Редактирование материалов разных форм и жанров

1

22

Редакторская правка

1

Тема 9. Реклама в издательской деятельности -1 час

23

Реклама в издательской деятельности

1

Тема 10. Мастер-класс - 1 час

24

Мастер-класс

1

Тема 11. Работа над индивидуальными проектами - 10 часов

25

Работа над индивидуальными проектами

1

26

Работа над индивидуальными проектами

1

27

Работа над индивидуальными проектами

1

28

Работа над индивидуальными проектами

1

29

Работа над индивидуальными проектами

1

30

Работа над индивидуальными проектами

1

31

Работа над индивидуальными проектами

1

32

Работа над индивидуальными проектами

1

33

Работа над индивидуальными проектами

1

34

Зашита проектов. Подведение итогов.

1


ИТОГО

34

4. Содержание программы


Выбор содержания программы мотивирован тем, что она

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для самореализации.

Краткое введение в историю журналистики (3 часа)

Знакомство с журналистикой. Журналистика как профессия и общественная деятельность. Профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики журналиста. Виды и типы СМИ. СМИ и экология, религия, этнография, социальные проблемы и т.д. Влияние профессии на здоровье.

Основы журналистики. Знакомство с древом жанров (11 часов)

Система жанров в литературе и журналистике. Газетно-журнальные жанры. Принципы деления на жанры. Информационные: новость, заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк, зарисовка, фельетон, эссе. Жанровое своеобразие журналистских материалов: экологические (обзор, мониторинг, информационная листовка), социальные и т.д. Публицистические жанры.

Социология как составная часть журналистских знаний (1 час)

Правила составления анкеты. Её виды. Правила проведения опроса. Методики опроса: мониторинг, документ. Рейтинг.

Конкурс личных проектов обучающихся (1 час)

Художественно-техническое оформление издания (2 часа)

Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.). Колонтитул и его роль в издании. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объем, формат, адресность. Понятие «выходные данные».

Делаем газету. Заголовки и иллюстрации (1 час)

Знакомство с понятиями «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка статьи Форма текста, размер материала. Композиция полосы. Принципы зрительного предпочтения. Приемы выделения материала на полосе. Первая страница, её типы. Врезка на полосе.

Типы и виды школьных газет (1 час)

Боевой листок. «Молния». Фотогазета. «Живая газета». Приложение, фигурная, объемная газеты. «Уикендовый» номер. Спецвыпуск. Школьная газета и веб-сайт.

Редактирование материалов разных форм и жанров (2 часа)

Общее понятие о редактировании. Редакторская правка. Цели правки и её виды: сокращение, «рубка хвоста», переделка и т.п. Требования к авторскому материалу.

Реклама в издательской деятельности (1 час)

Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании. Создание рекламного текста, его язык. Слоганы.

Мастер-класс (1 час)

Мастер-класс, подготовленный действующей редколлегией школьной газеты «Земцовские вести» по созданию выпуска школьной газеты.

Работа над собственным выпуском школьной газеты (10 часов)

Отработка практических навыков у умений по созданию номера. Выбор редколлегии. Разбиение по направлениям журналистского профиля. Работа в группах. Верстка, форматирование, редактирование материала. Работа над иллюстрацией печатного материала. Работа с рубриками. Защита макета газеты. Печать издания.

ИТОГО - 34 часа



Формы и методы работы

- мини-лекции

- практикумы с элементами исследования

- ежемесячный выпуск школьной газеты «Контакт»

- исследовательские работы

- презентации

- деловые игры

- очерки

Методы деятельности учащихся

- частично-поисковые

- эвристические

- индивидуальное проектирование

Продолжительность занятий определяется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормативами и устанавливается в количестве 40 минут. Наполняемость учебных групп устанавливается в количестве до 25 человек.

5. Методическое обеспечение и условия реализации программы


С целью обеспечения эффективности проводимых занятий имеются следующие материально-технические условия, необходимые для организации образовательного процесса. Занятия по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности «Юный журналист» проводятся в помещении учебного кабинета № 40. Кабинет обеспечен оборудованием, необходимым для организации обучения по данной программе, а именно: парты -15 шт., стулья-30 шт., преподавательский стол, классная доска, встроенный книжный шкаф. Кабинет оборудован техническими средствами обучения: ноутбук, проектор, проекционный экран, принтер (МФУ), наушники.


В качестве дидактического обеспечения преподавания программы «Юный журналист» предлагаются следующие виды методической продукции:

- образцы жанровых форм различных творческих заданий (синквейн, стихотворения по данному началу);

- тематические презентации по разделам программы;

- памятки для учащихся по созданию связной монологической речи в устной и письменной форме.

В рамках социально-педагогической направленности дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист» формирует определенное пространство, в котором за счет вариативности форм, содержания, технологий и уровня освоения программы создаются условия для выстраивания и прохождения индивидуального образовательного маршрута учащимися. Данный методический подход предоставляет учащимся следующие возможности:

  • выбор направленности в соответствии со своими интересами, возрастными особенностями и потребностями;

  • одновременного освоения нескольких дополнительных общеобразовательных программ;

  • построение индивидуального образовательного маршрута.

Основной формой обучения является познавательное и практическое занятия, которые нацелены на реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач. Совокупность требований к занятиям обусловлена обучающими и социально-педагогическими функциями образовательного процесса в дополнительном образовании детей, а также необходимостью прохождения каждым ребенком через этапы освоения знаний. В каждом занятии могут быть представлены целевой, содержательный, операционный, мотивационный, аналитико-оценочный или рефлексивный компоненты. Приоритет определенных задач на конкретном занятии порождает выбор формы занятия и используемых на нем технологий.

Реализация современных образовательных задач в данной программе достигается за счёт использования методов, приёмов, которые применяются в зависимости от этапа занятия, от решения конкретной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Базовым условием эффективности освоения программы является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в качестве исходных принимаются методы, приемы продуктивной деятельности: проблемно-поисковые, развивающие, практико-ориентированные, информационно-коммуникационные, направленные на формирование новых знаний непосредственно самими учащимися, здесь педагог выступает только как направляющий.

Все методы, приемы обучения, педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на то, чтобы:

  • пробудить активность учащихся;

  • вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

  • подвести эту деятельность к процессу творчества;

  • опираться на самостоятельность, активность и общение учащихся.

6. Литература. Интернет-ресурсы


1. Н. Спирина. Журналистика в школе. 8-11 классы. Программа, материалы к занятиям. 2013 г.

2.Ежемесячные выпуски школьной газеты «Контакт».

3. Новиков В.И. Энциклопедический словарь литературоведа. Москва. Педагогика, 1987.

4. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва. Педагогика, 1984.

5. journ-lessons.com/lesson1.htm

6. al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.html

7. journ-lessons.com/litra.html


© 2010-2022