Рабочая программа по черчению 8-9 классы

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Мамоновская основная общеобразовательная школа»

Пронского района Рязанской области




Согласованно «Утверждаю»___________

на заседании Директор МОУ « Мамоновская ООШ»

метод. объединения ______________ 2014 г.

_______________2014г.

Председатель МО

______________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­



Рабочая программа

по черчению


для 8-9 классов

на 2014/2015 уч.г.





Учитель физкультуры:

Барышев Сергей Анатольевич





2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по черчению

8,9 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работПрограмма детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г.)

Структура документа

Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Цели и задачи курса:

Программа ставит целью:

научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно

Изучение курса черчения в 8 классе рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса

Учащиеся должны знать:

приемы работы с чертежными инструментами;

простейшие геометрические построения;

приемы построения сопряжений;

основные сведения о шрифте;

правила выполнения чертежей;

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

принципы построения наглядных изображений.

Учащиеся должны уметь:

анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

анализировать графический состав изображений;

выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

Учебно-тематический план

п/п

Тема урока

Количество часов

Количество контрольных, графических, практических работ

1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).

1

Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

1

2

Правила оформления чертежей.

1

3

Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».

1

1

4

Шрифты чертёжные.

1

5

Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

1

6

Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

1

1

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).

7

Проецирование общие сведения.

1

8

Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

1

9

Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

1

10

Составление чертежей по разрозненным изображениям.

1

11

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1

12

Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

1

1

3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)

13

Построение аксонометрических проекций.

1

14

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

1

15

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

1

16

Технический рисунок.

1

4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).

17

Анализ геометрической формы предмета.

1

18

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

1

19

Решение занимательных задач.

1

20

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

1

1

21

Порядок построения изображений на чертежах.

1

22

Построение вырезов на геометрических телах.

1

23

Построение третьего вида по двум данным видам.

1

24

Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».

1

1

25

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1

26

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

1

27

Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

1

1

28

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1

29

Порядок чтения чертежей деталей.

1

30

Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

1

1

31

Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

1

1

5. Эскизы (4 часа).

1

32

Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

1

1

33

Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

1

1

34

Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».

1

1

35

Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.

1

Итого:

35

11

Содержание курса

п/п

Тема урока

1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).

1

Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

2

Правила оформления чертежей.

3

Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».

4

Шрифты чертёжные.

5

Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

6

Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).

7

Проецирование общие сведения.

8

Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

9

Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

10

Составление чертежей по разрозненным изображениям.

11

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

12

Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)

13

Построение аксонометрических проекций.

14

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

15

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

16

Технический рисунок.

4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).

17

Анализ геометрической формы предмета.

18

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

19

Решение занимательных задач.

20

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

21

Порядок построения изображений на чертежах.

22

Построение вырезов на геометрических телах.

23

Построение третьего вида по двум данным видам.

24

Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».

25

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

26

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

27

Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

28

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

29

Порядок чтения чертежей деталей.

30

Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

31

Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

5. Эскизы (4 часа).

32

Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

33

Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

34

Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».

35

Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

план

фактически

1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).



1

Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.

1,2,3

2

Правила оформления чертежей.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком

У№1

1,2,3

3

Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24

У№2

1,2,3

4

Шрифты чертёжные.

1

Комбинированный

Карандаши, бумага

Выполнение на листе формата А4 алфавита.

У№3

1,2,3

5

Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба.

У№4

1,2,3

6

Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям.

У№5

1,2,3

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).



7

Проецирование общие сведения.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины)

У№6

1,2,3

8

Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа предмета в двух видах.

У№7

1,2,3

9

Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа в трех видах.

У№8

1,2,3

10

Составление чертежей по разрозненным изображениям.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов.

У№9

1,2,3

11

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи.

У№10

1,2,3

12

Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

1

Графическая работа

Проволока, картон, учебник, тетрадь

Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.

У№11

1,2,3

3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)



13

Построение аксонометрических проекций.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Построение осей фронтальной диметрической и изометрических проекций на стр. 49 рис.61

У№12

1,2,3

14

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Построение изометрической проекции призмы на стр..63

У№13

1,2,3

15

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием.

У№14

1,2,3

16

Технический рисунок.

1

Практическая работа

Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение технического рисунка с натуры.

У№15

1,2,3

4. Чтение и выполнение чертежей (18 часов).



17

Анализ геометрической формы предмета.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа.

У№16

1,2,3

18

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела по выбору.

У№17

1,2,3

19

Решение занимательных задач.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Решение занимательных задач.

У№18

1,2,3

20

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4.

У№19

1,2,3

21

Порядок построения изображений на чертежах.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.

У№20

1,2,3

22

Построение вырезов на геометрических телах.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части (с вырезом или со срезом) по разметке.

У№21

1,2,3

23

Построение третьего вида по двум данным видам.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева).

У№22

1,2,3

24

Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4.

с. 91

У№23

1,2,3

25

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

У№24

1,2,3

26

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений.

У№25

1,2,3

27

Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4.

с. 106

У№26

1,2,3

28

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи, бумага, клей

Выполнение развёрток поверхностей геометрических тел.

У№27

1,2,3

29

Порядок чтения чертежей деталей.

1

Комбинированный

Задачи, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач (в том числе с элементами конструирования).

У№28

1,2,3

30

Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

1

Практическая работа

Учебник, тетрадь.

Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием (с элементами конструирования).

У№29

1,2,3

31

Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета).

У№30

1,2,3

5. Эскизы (4 часа).



32

Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

1

Графическая работа

Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали.

У№31

1,2,3

33

Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета).

с. 122-124

У№32

1,2,3

34

Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».

1

Контрольная работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов (изображений).

с. 123-124

У№33

1,2,3

35

Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.

1

Повторение

Учебник, тетрадь

Знания за курс 8 класса

У№34

1,2,3

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (основной)

Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011

Список литературы (дополнительный)

2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.

3.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Б-Банк разработок Черчение.

Графические и контрольные работы учащихся.

Пособия к уроку (модели, таблицы)



Рассмотрена

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

от .08.2012г

Протокол №

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от .08.2012г

Протокол №

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от .09.2011г №

Директор школы…………………/Климова В.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Усовой Людмилы Николаевны,

учителя высшей квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

по черчению

9 класс

Согласована

Зам.директора по УВР

…………./Соловьёвой Т.М./

……………..сентября 2012г

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г.)

Структура документа

Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Цели и задачи курса:

Программа ставит целью:

Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно

Изучение курса черчения в 9 классе рассчитано на один час в неделю. Всего 35 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класса

Учащиеся должны знать:

основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.

учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

рационально использовать чертежные инструменты;

анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

анализировать графический состав изображений;

читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

выбирать необходимое число видов на чертежах;

осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Количество часов

Количество контрольных, графических, практических работ

1

Повторение сведений о способах проецирования.

1

6. Сечения и разрезы

2

Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.

1

3-4

Правила выполнения сечений.

2

5

Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».

1

1

6

Назначение разрезов.

1

7-8

Правила выполнения разрезов.

2

9

Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.

1

10

Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».

1

1

11

Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза».

1

1

7. Определение необходимого количества изображений.

12

Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

1

13

Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».

1

1

14

Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».

1

1

8. Сборочные чертежи

15

Общие сведения о соединениях деталей.

1

16

Изображение и обозначение резьбы.

1

17-18

Чертежи болтовых и шпилечных соединений.

1

19

Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».

1

1

20

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.

1

21

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

1

22

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

1

23

Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».

1

1

24

Понятие о деталировании.

1

25

Графическая работа №19 по теме «Деталирование».

1

1

26

Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».

1

1

9. Чтение строительных чертежей

1

27

Основные особенности строительных чертежей.

1

28

Условные изображения на строительных чертежах.

1

29

Порядок чтения строительных чертежей.

1

30

Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».

1

1

31

Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

1

1

32

Разновидности графических изображений.

1

33

Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.

1

34-35

Повторение.

2

Итого:

35 часов

11 работ

Содержание курса

п/п

Разделы и темы

1

Повторение сведений о способах проецирования.

6. Сечения и разрезы

2

Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.

3-4

Правила выполнения сечений.

5

Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».

6

Назначение разрезов.

7-8

Правила выполнения разрезов.

9

Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.

10

Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».

11

Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза».

7. Определение необходимого количества изображений.

12

Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

13

Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».

14

Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».

8. Сборочные чертежи

15

Общие сведения о соединениях деталей.

16

Изображение и обозначение резьбы.

17-18

Чертежи болтовых и шпилечных соединений.

19

Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».

20

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.

21

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

22

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

23

Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».

24

Понятие о деталировании.

25

Графическая работа №19 по теме «Деталирование».

26

Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».

9. Чтение строительных чертежей

27

Основные особенности строительных чертежей.

28

Условные изображения на строительных чертежах.

29

Порядок чтения строительных чертежей.

30

Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».

31

Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

32

Разновидности графических изображений.

33

Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.

34-35

Повторение.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

план

фактически

1

Повторение сведений о способах проецирования.

1

Комбинированный

Учебные таблицы с задачами на построение чертежа в трёх видах по двум заданным.

«Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

1,2,3

6. Сечения и разрезы



2

Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Назначение сечений и правила их выполнения. Виды сечений.

У№1

1,2,3

3-4

Правила выполнения сечений.

2

Практическая работа

инструменты, учебник, тетрадь

Правила выполнения и обозначения вынесенных сечений.

У№2-3

1,2,3

5

Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи, ФА4 (клетка)

Графическая работа (построение сечений).

Рис 177.

У№4

1,2,3

6

Назначение разрезов.

1

Комбинированный

Тетрадь, инструменты, чертежи

Назначение разрезов. Отличие разрезов от сечений. Правила выполнения разрезов.

У№5

1,2,3

7-8

Правила выполнения разрезов.

2

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Классификация разрезов. Правила выполнения разрезов.

У№6-7

1,2,3

9

Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.

У№8

1,2,3

10

Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».

1

Графическая работа

ФА4 (клетка), инструменты, чертежи

Эскиз детали с выполнением необходимого разреза

У№9

1,2,3

11

Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза».

1

Графическая работа

ФА4, инструменты, чертежи

Повторение материала по темам: «Простые разрезы» и «Разрезы в аксонометрических проекциях». Чертёж детали с применением разреза.

У№10

1,2,3

7. Определение необходимого количества изображений.



12

Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

У№11

1,2,3,

13

Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».

1

Практическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты.

Чтение чертежей.

У№12

1,2,3

14

Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи, ФА4 (клетка).

Эскиз с натуры.

У№13

1,2,3

8. Сборочные чертежи



15

Общие сведения о соединениях деталей.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Соединения деталей.

У№14

1,2,3

16

Изображение и обозначение резьбы.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Резьба, её обозначение.

У№15

1,2,3

17-18

Чертежи болтовых и шпилечных соединений.

2

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Болтовые и шпилечные соединения, их особенности выполнения.

У№16-17

1,2,3

19

Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, ФА4, чертежи таблицы, чертежи.

Чертежи резьбового соединения.

У№18

1,2,3

20

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Шпоночные и штифтовые соединения, особенности выполнения шпоночных и штифтовых соединений.

У№19

1,2,3

21

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

1

Комбинированный

Учебник, таблицы. Карточки - задания.

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

У№20

1,2,3

22

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Алгоритм чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

У№21

1,2,3,

23

Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Чтение сборочных чертежей.

У№22

1,2,3

24

Понятие о деталировании.

1

Комбинированный

учебник, инструменты, чертежи

Деталирование. Процесс деталирования.

У№23

1.2,3

25

Графическая работа №19 по теме «Деталирование».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Повторение сведений о «Деталировании».

У№24

1,2,3

26

Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».

1

Практическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Конструирование. Творческие задачи.

У№25

1,2,3

9. Чтение строительных чертежей



27

Основные особенности строительных чертежей.

1

Комбинированный

Тетрадь, инструменты, учебник.

Строительные чертежи. Особенности выполнения строительных чертежей.

У№26

1,2,3

28

Условные изображения на строительных чертежах.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Условные изображения на строительных чертежах.

У№27

1,2,3

29

Порядок чтения строительных чертежей.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Порядок чтения строительных чертежей.

У№28

1,2,3

30

Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».

1

Практическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Чтение строительных чертежей.

У№29

1,2,3

31

Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

1

Графическая работа. Контрольная.

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы

У№30

1,2,3

32

Разновидности графических изображений.

1

Комбинированный

Наглядные изображения, инструменты, чертежи

Разновидности графических изображений.

У№31

1,2,3

33

Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.

У№32

1,2,3




34

Повторение.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

Темы за 8 и 9 классы.

У№33-34

1,2,3




Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (основной)

Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011

Список литературы (дополнительный)

2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.

3.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Б-Банк разработок Черчение.

Графические и контрольные работы учащихся.

Пособия к уроку (модели, таблицы)

Приложения к программе

№1 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.

№2 Инструменты, принадлежности и материалы для черчения

1)Учебник «Черчение»;

2) Тетрадь в клетку формата А4;

3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4

4) Миллиметровая бумага;

5) Калька;

6) Готовальня школьная

(циркуль круговой, циркуль разметочный);

7) Линейка 30 см.;

8) Чертежные угольники с углами:

а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.

9) Транспортир;

10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

12) Простые карандаши - «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

13) Ластик для карандаша (мягкий);

14) Инструмент для заточки карандаша.


© 2010-2022