- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по черчению 8-9 классы
Рабочая программа по черчению 8-9 классы
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Барышев С.А. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Мамоновская основная общеобразовательная школа»
Пронского района Рязанской области
Согласованно «Утверждаю»___________
на заседании Директор МОУ « Мамоновская ООШ»
метод. объединения ______________ 2014 г.
_______________2014г.
Председатель МО
______________
Рабочая программа
по черчению
для 8-9 классов
на 2014/2015 уч.г.
Учитель физкультуры:
Барышев Сергей Анатольевич
2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по черчению
8,9 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работПрограмма детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г.)
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно
Изучение курса черчения в 8 классе рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Количество контрольных, графических, практических работ
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).
1
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.
1
2
Правила оформления чертежей.
1
3
Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».
1
1
4
Шрифты чертёжные.
1
5
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
1
6
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
1
1
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).
7
Проецирование общие сведения.
1
8
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.
1
9
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
1
10
Составление чертежей по разрозненным изображениям.
1
11
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
1
12
Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».
1
1
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)
13
Построение аксонометрических проекций.
1
14
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.
1
15
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
1
16
Технический рисунок.
1
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).
17
Анализ геометрической формы предмета.
1
18
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
1
19
Решение занимательных задач.
1
20
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
1
1
21
Порядок построения изображений на чертежах.
1
22
Построение вырезов на геометрических телах.
1
23
Построение третьего вида по двум данным видам.
1
24
Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».
1
1
25
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
1
26
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
1
27
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»
1
1
28
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
1
29
Порядок чтения чертежей деталей.
1
30
Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».
1
1
31
Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».
1
1
5. Эскизы (4 часа).
1
32
Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».
1
1
33
Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».
1
1
34
Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».
1
1
35
Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.
1
Итого:
35
11
Содержание курса
№
п/п
Тема урока
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).
1
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.
2
Правила оформления чертежей.
3
Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».
4
Шрифты чертёжные.
5
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
6
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).
7
Проецирование общие сведения.
8
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.
9
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
10
Составление чертежей по разрозненным изображениям.
11
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
12
Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)
13
Построение аксонометрических проекций.
14
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.
15
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
16
Технический рисунок.
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).
17
Анализ геометрической формы предмета.
18
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
19
Решение занимательных задач.
20
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
21
Порядок построения изображений на чертежах.
22
Построение вырезов на геометрических телах.
23
Построение третьего вида по двум данным видам.
24
Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».
25
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
26
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
27
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»
28
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
29
Порядок чтения чертежей деталей.
30
Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».
31
Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».
5. Эскизы (4 часа).
32
Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».
33
Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».
34
Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».
35
Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Тип урока
Оборудование
Ключевые понятия
Повторение
Литература
Дата проведения
план
фактически
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).
1
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.
1,2,3
2
Правила оформления чертежей.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком
У№1
1,2,3
3
Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24
У№2
1,2,3
4
Шрифты чертёжные.
1
Комбинированный
Карандаши, бумага
Выполнение на листе формата А4 алфавита.
У№3
1,2,3
5
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба.
У№4
1,2,3
6
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям.
У№5
1,2,3
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).
7
Проецирование общие сведения.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины)
У№6
1,2,3
8
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа предмета в двух видах.
У№7
1,2,3
9
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа в трех видах.
У№8
1,2,3
10
Составление чертежей по разрозненным изображениям.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов.
У№9
1,2,3
11
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи.
У№10
1,2,3
12
Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».
1
Графическая работа
Проволока, картон, учебник, тетрадь
Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.
У№11
1,2,3
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)
13
Построение аксонометрических проекций.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Построение осей фронтальной диметрической и изометрических проекций на стр. 49 рис.61
У№12
1,2,3
14
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Построение изометрической проекции призмы на стр..63
У№13
1,2,3
15
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием.
У№14
1,2,3
16
Технический рисунок.
1
Практическая работа
Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение технического рисунка с натуры.
У№15
1,2,3
4. Чтение и выполнение чертежей (18 часов).
17
Анализ геометрической формы предмета.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа.
У№16
1,2,3
18
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела по выбору.
У№17
1,2,3
19
Решение занимательных задач.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Решение занимательных задач.
У№18
1,2,3
20
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4.
У№19
1,2,3
21
Порядок построения изображений на чертежах.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.
У№20
1,2,3
22
Построение вырезов на геометрических телах.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части (с вырезом или со срезом) по разметке.
У№21
1,2,3
23
Построение третьего вида по двум данным видам.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева).
У№22
1,2,3
24
Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4.
с. 91
У№23
1,2,3
25
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
У№24
1,2,3
26
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений.
У№25
1,2,3
27
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4.
с. 106
У№26
1,2,3
28
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи, бумага, клей
Выполнение развёрток поверхностей геометрических тел.
У№27
1,2,3
29
Порядок чтения чертежей деталей.
1
Комбинированный
Задачи, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач (в том числе с элементами конструирования).
У№28
1,2,3
30
Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».
1
Практическая работа
Учебник, тетрадь.
Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием (с элементами конструирования).
У№29
1,2,3
31
Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета).
У№30
1,2,3
5. Эскизы (4 часа).
32
Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».
1
Графическая работа
Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали.
У№31
1,2,3
33
Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета).
с. 122-124
У№32
1,2,3
34
Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».
1
Контрольная работа
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов (изображений).
с. 123-124
У№33
1,2,3
35
Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.
1
Повторение
Учебник, тетрадь
Знания за курс 8 класса
У№34
1,2,3
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011
Список литературы (дополнительный)
2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.
3.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Б-Банк разработок Черчение.
Графические и контрольные работы учащихся.
Пособия к уроку (модели, таблицы)
Рассмотрена
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла
от .08.2012г
Протокол №
Принята
на заседании
педагогического совета
МКОУ Подгоренская СОШ
от .08.2012г
Протокол №
Утверждена
приказом директора
МКОУ Подгоренская СОШ
от .09.2011г №
Директор школы…………………/Климова В.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Усовой Людмилы Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории
МКОУ Подгоренская СОШ
по черчению
9 класс
Согласована
Зам.директора по УВР
…………./Соловьёвой Т.М./
……………..сентября 2012г
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г.)
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно
Изучение курса черчения в 9 классе рассчитано на один час в неделю. Всего 35 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класса
Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.
Учебно-тематический план
№
п/п
Содержание
Количество часов
Количество контрольных, графических, практических работ
1
Повторение сведений о способах проецирования.
1
6. Сечения и разрезы
2
Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
1
3-4
Правила выполнения сечений.
2
5
Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».
1
1
6
Назначение разрезов.
1
7-8
Правила выполнения разрезов.
2
9
Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
1
10
Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».
1
1
11
Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза».
1
1
7. Определение необходимого количества изображений.
12
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
1
13
Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».
1
1
14
Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».
1
1
8. Сборочные чертежи
15
Общие сведения о соединениях деталей.
1
16
Изображение и обозначение резьбы.
1
17-18
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
1
19
Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».
1
1
20
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
1
21
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
1
22
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
1
23
Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».
1
1
24
Понятие о деталировании.
1
25
Графическая работа №19 по теме «Деталирование».
1
1
26
Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».
1
1
9. Чтение строительных чертежей
1
27
Основные особенности строительных чертежей.
1
28
Условные изображения на строительных чертежах.
1
29
Порядок чтения строительных чертежей.
1
30
Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».
1
1
31
Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».
1
1
32
Разновидности графических изображений.
1
33
Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.
1
34-35
Повторение.
2
Итого:
35 часов
11 работ
Содержание курса
№
п/п
Разделы и темы
1
Повторение сведений о способах проецирования.
6. Сечения и разрезы
2
Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
3-4
Правила выполнения сечений.
5
Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».
6
Назначение разрезов.
7-8
Правила выполнения разрезов.
9
Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
10
Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».
11
Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза».
7. Определение необходимого количества изображений.
12
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
13
Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».
14
Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».
8. Сборочные чертежи
15
Общие сведения о соединениях деталей.
16
Изображение и обозначение резьбы.
17-18
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
19
Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».
20
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
21
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
22
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
23
Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».
24
Понятие о деталировании.
25
Графическая работа №19 по теме «Деталирование».
26
Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».
9. Чтение строительных чертежей
27
Основные особенности строительных чертежей.
28
Условные изображения на строительных чертежах.
29
Порядок чтения строительных чертежей.
30
Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».
31
Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».
32
Разновидности графических изображений.
33
Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.
34-35
Повторение.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Тип урока
Оборудование
Ключевые понятия
Повторение
Литература
Дата проведения
план
фактически
1
Повторение сведений о способах проецирования.
1
Комбинированный
Учебные таблицы с задачами на построение чертежа в трёх видах по двум заданным.
«Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».
Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».
1,2,3
6. Сечения и разрезы
2
Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Назначение сечений и правила их выполнения. Виды сечений.
У№1
1,2,3
3-4
Правила выполнения сечений.
2
Практическая работа
инструменты, учебник, тетрадь
Правила выполнения и обозначения вынесенных сечений.
У№2-3
1,2,3
5
Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи, ФА4 (клетка)
Графическая работа (построение сечений).
Рис 177.
У№4
1,2,3
6
Назначение разрезов.
1
Комбинированный
Тетрадь, инструменты, чертежи
Назначение разрезов. Отличие разрезов от сечений. Правила выполнения разрезов.
У№5
1,2,3
7-8
Правила выполнения разрезов.
2
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Классификация разрезов. Правила выполнения разрезов.
У№6-7
1,2,3
9
Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
У№8
1,2,3
10
Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».
1
Графическая работа
ФА4 (клетка), инструменты, чертежи
Эскиз детали с выполнением необходимого разреза
У№9
1,2,3
11
Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза».
1
Графическая работа
ФА4, инструменты, чертежи
Повторение материала по темам: «Простые разрезы» и «Разрезы в аксонометрических проекциях». Чертёж детали с применением разреза.
У№10
1,2,3
7. Определение необходимого количества изображений.
12
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
У№11
1,2,3,
13
Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».
1
Практическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты.
Чтение чертежей.
У№12
1,2,3
14
Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи, ФА4 (клетка).
Эскиз с натуры.
У№13
1,2,3
8. Сборочные чертежи
15
Общие сведения о соединениях деталей.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Соединения деталей.
У№14
1,2,3
16
Изображение и обозначение резьбы.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Резьба, её обозначение.
У№15
1,2,3
17-18
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
2
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Болтовые и шпилечные соединения, их особенности выполнения.
У№16-17
1,2,3
19
Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, ФА4, чертежи таблицы, чертежи.
Чертежи резьбового соединения.
У№18
1,2,3
20
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Шпоночные и штифтовые соединения, особенности выполнения шпоночных и штифтовых соединений.
У№19
1,2,3
21
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
1
Комбинированный
Учебник, таблицы. Карточки - задания.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
У№20
1,2,3
22
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Алгоритм чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
У№21
1,2,3,
23
Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Чтение сборочных чертежей.
У№22
1,2,3
24
Понятие о деталировании.
1
Комбинированный
учебник, инструменты, чертежи
Деталирование. Процесс деталирования.
У№23
1.2,3
25
Графическая работа №19 по теме «Деталирование».
1
Графическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Повторение сведений о «Деталировании».
У№24
1,2,3
26
Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».
1
Практическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Конструирование. Творческие задачи.
У№25
1,2,3
9. Чтение строительных чертежей
27
Основные особенности строительных чертежей.
1
Комбинированный
Тетрадь, инструменты, учебник.
Строительные чертежи. Особенности выполнения строительных чертежей.
У№26
1,2,3
28
Условные изображения на строительных чертежах.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Условные изображения на строительных чертежах.
У№27
1,2,3
29
Порядок чтения строительных чертежей.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Порядок чтения строительных чертежей.
У№28
1,2,3
30
Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».
1
Практическая работа
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Чтение строительных чертежей.
У№29
1,2,3
31
Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».
1
Графическая работа. Контрольная.
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы
У№30
1,2,3
32
Разновидности графических изображений.
1
Комбинированный
Наглядные изображения, инструменты, чертежи
Разновидности графических изображений.
У№31
1,2,3
33
Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.
У№32
1,2,3
34
Повторение.
1
Комбинированный
Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.
Темы за 8 и 9 классы.
У№33-34
1,2,3
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011
Список литературы (дополнительный)
2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.
3.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Б-Банк разработок Черчение.
Графические и контрольные работы учащихся.
Пособия к уроку (модели, таблицы)
Приложения к программе
№1 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
№2 Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Транспортир;
10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши - «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.