Роль и значимость ОПК в воспитании детей и молодёжи

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Размышляя о России, в своем «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевский как-то записал: «Кто не понимает в народе нашем Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и народа нашего. Мало того: тот не может и любить народа русского…»

Безусловно, проблема духовно-нравственного обновления современного российского общества в условиях поиска путей позитивных социокультурных преобразований является весьма актуальной. Понятия «духовность», «духовный мир человека», «душа», «смысл жизни» и другие, являющиеся жизненно значимыми для каждого человека, еще до не давнего времени не представлены были ни в каких-либо словарях, ни в содержании государственного образования. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовнонравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.
Поэтому необходимо повысить эффективность работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи в сфере общего образования, объединить совместные усилия школы, семьи и Русской Православной Церкви в данном направлении деятельности, усилить роль и значение культурологического курса «Основы православной культуры» в образовательном процессе .

Задача учителей убедить детей в том, что они наследники величайшей, очень достойной истории. У нас очень богатая родословная, которую нельзя отрезать и отрубить, как это сделали в 1917 году. Говорят, что очень трудно читать духовные книги, потому что там очень много каких-то мифов и историй, но Библия - не собрание мифов и легенд, Библия - единственный ключик истории разных эпох. В ней мы можем находить много интересного и полезного.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Ведь согласно православному мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь.

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, литература. Поэтому так важно привлечь подрастающее поколение к отечественной духовной традиции.

Изучение православной культуры в государственной школе в форме отдельного предмета - это одна из наиболее полных форм освоения учащимися знаний о православной религиозной традиции и, следовательно, наиболее эффективное средство решения проблем духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный потенциал православной культуры позволяет существенно повысить образовательные возможности социально-гуманитарного образования. Спецификой изучения курса "Основ Православной Культуры" является ориентация содержания данного предмета на учебно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о религии, но и приобщение их к имеющим общенациональное значение ценностям православной культуры, формирование и развитие социального опыта учащихся, российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, поэтому без изучения "Основ Православной Культуры" невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Учитывая, что школа сама по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, мы считаем чрезвычайно важным укрепление института семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к семейной жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семей, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - это результат такого подхода. Если оставить все, как есть - проблемы будут только углубляться. Ведь большая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в средствах массовой информации не только не готовит к семье, но наоборот приобщает детей к греху.

Православное учение о семье, о взаимоотношениях людей - вот средство для решения названных проблем. Болезни современного общества сейчас нужно не только лечить, но и заниматься своевременной и эффективной профилактической работой, влияя на семью, организуя досуг молодежи, объединяя подростков и детей для совершения добрых дел. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина.. Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества.

Многие говорят, что главное - это воспитание в семье. Согласна с этим. Но сегодня все большее и большее значение в воспитании детей переключается на школу. Поэтому мы должны с вами вернуться к нашим истокам, нашей истории. Мы должны любить родной язык, родную русскую литературу. И только интересными уроками, материалами и горячей верой и любовью мы сможем детей заинтересовать, отвлечь и зажечь. Это потрясающий труд. Нет методички, нет учебника, который научил бы этому учителя. Но я думаю, что для настоящего педагога этого и не надо. Потому что главный его учитель - это Господь и его отношение к жизни и ребенку. Учитель не должен блуждать в потемках, он должен нести свет.

Изучение традиций русской народной культуры я реализую в форме творческой мастерской.

Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Это рассказы о Кирилле и Мефодии, о первом букваре, проекты о Святых иконах, «Нам не нужна война», кл.часы «Доброта творит чудеса»,праздник Рождества, принимаем участие в акции милосердия, любви и помощи ближним ,ученицы моего класса весной 2014 года стала участницей всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» в Москве Горбач Анна и много других мероприятий, которые направлены на духовно-нравственное воспитание уч-ся.



И хочу закончить своё выступление словами Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"





© 2010-2022