Проблемы интеграции науки и образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое объединение учителей физики

Калининского района Саратовской области




Доклад на тему:

«Проблемы интеграции

науки и образования»



Подготовил учитель ОКУ «Санаторная

школа-интернат г.Калининска»

Васылык Марина Викторовна



г. Калининск, 2015 г.

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема интеграции образования и науки не нова, она акцентирует внимание на пути, по которому идет весь мир. Однако, в отечественных научных кругах так и не решен вопрос о необходимости этого пути для России, нужно взвесить все «за» и «против».

С одной стороны, интеграция способствует:

1) повышению результативности и эффективности исследований; 2)повышению качества образования и подготовки научно-технических кадров;

3) притоку молодежи в сферу исследований и разработок и др.

По мнению экспертов, значимость интеграции образования и науки серьезно возросла в период перехода России к экономике, базирующейся на наукоемких отраслях промышленности. Возможность выйти из жестокого экономического и социального кризиса последних 15 лет может появиться, только если рассматривать науку и образование как важнейший фактор развития бизнеса и промышленности в России, активно используя их объединенный потенциал для перехода на инновационный путь.

В ведущих университетах России наука и образование всегда были вместе, были единым целым, так как подготовить специалиста высокой квалификации без соответствующей научной базы, без проведения исследований совместно со студентами, с аспирантами, профессорами, научными сотрудниками невозможно.

С другой стороны, так ли уж необходима интеграция науки и образования, ведь ее возможные результаты и негативные последствия никем не просчитаны? Эти сферы складывались в нашей стране веками, имеют свои традиции и по многим направлениям успешно конкурируют с западными научными и образовательными центрами... Российские вузы не смогут в

обозримой перспективе стать полноценной заменой академической науке, сочетающей фундаментальность и прикладную направленность, за неимением кадров, лабораторий и методологии для проведения комплексных научных исследований.

Совместить обучение и научное творчество без существенной потери качества обоих видов деятельности не удастся. Вузы должны оставаться помощниками российской науки, соисполнителями при выполнении научных работ, как это было многие десятилетия. Механистическое перенесение западного опыта чревато для России самыми серьезными последствиями.

Допустим, все же выбрана интеграция. Выделяются две линии интеграции науки и образования: «от образования к науке» и «от науки к образованию».

Первая линия в ВУЗах действует уже давно и надежно, так как преподаватели, наряду с преподаванием, всегда занимаются исследовательской работой, вторая же линия выглядит слабее, так как организация образовательных "ячеек" в научно - исследовательских институтах и передача с их помощью сведений о достижениях современной науки преподавательскому активу и учащейся молодежи, ведется не эффективно и в весьма ограниченном количестве научных организаций.

Несмотря на то, что многие известные в стране ученые активно сотрудничают с ВУЗами, периодически читают курсы лекций по специальности, этого недостаточно, так как лекции должны сочетаться с систематической практической работой студентов в научно-исследовательских лабораториях НИИ по избранному профилю обучения, что будет способствовать их совершенствованию в выбранной науке или профессии .

Возможны следующие модели интеграции науки и образования:

1) ведение академическими институтами образовательной

деятельности (уже практикуется);

2) развитие интеграционных комплексов на базе университетов;

3) финансирование крупных совместных научных проектов "вуз - НИИ"

4) создание неких центров "коллективного пользования" с участием институтов и вузов для решения проблем фундаментальной науки и образовательной деятельности . Но у каждой из этих моделей

есть свои достоинства и недостатки.

Путь к интеграции науки и образования должен быть пройден эволюционно, революционный же подход чреват негативными последствиями как для этих сфер, так и для страны в целом.

В любом случае, при выборе путей интеграции необходимо реализовать несколько пилотных проектов. Проанализировав

полученный опыт и выбрав лучший из них, можно двигаться дальше.

Схема подготовки кадров для научно-технической и культурной сферы, определяющей дальнейшее развитие науки и производства страны, осуществляется в три этапа.

Первый этап - это школа. Здесь закладывается фундамент знаний и культуры человека. Обучение в новой современной школе не должно очень сильно отличаться от традиционно существующего в школах России учебного процесса. Однако при этом должны учитываться новые методические возможности, связанные с развитием средств информации, компьютеризации и связи, которые активно внедряются в школьное образование Целесообразно введено профильное обучение, по трем основным направлениям: естествознание, гуманитарные науки, инженерное дело. В этом случае, прослушав по этим трем направлениям лекции, школьник сможет определиться в выборе профессии.

Второй этап - университет. Необходимы три типа университетов: естествоиспытательский, гуманитарный и технический. Поставленную задачу - научить студентов методам получения и применения знаний (в сфере избранного ими профиля и деятельности) такие ВУЗы в состоянии выполнить. Студент, оканчивающий ВУЗ, еще не специалист, но хорошо подготовлен для дальнейшего обучения и совершенствования. Студент еще не все знает в своей будущей профессии, но основы освоил, так что может уже определить направление своей основной, жизненной деятельности .

Третий этап - это обучение в специализированных научно - образовательных центрах, которые создаются при крупных Институтах Академии наук, а также при некоторых университетах, и прикладных НИИ, имеющих хорошие научные традиции. Здесь происходит целевая подготовка специалиста. Выпускник Вуза уже определился, где и кем он собирается работать и понимает, что для этого ему нужно знать и уметь, чтобы стать квалифицированным узким специалистом. В научно-образовательном центре, студент, в процессе учебы, приобретает конкретные знания, которые нужны для его практической или научной работы - он готовится стать узким специалистом. В этой программе представляет ценность и то, что большую часть учебного времени практикант проводит в лабораториях, участвует в жизни института, учреждения выполняет конкретные задания, анализирует результаты и отчитывается за выполненную работу. Такие специалисты, прошедшие обучение и подготовку в данных центрах дополнительного образования будут "нарасхват".

Таким образом, новую концепцию образовательной деятельности, направленную на интеграцию образования и науки, можно сформулировать следующим образом.

Двухступенчатая система школа-ВУЗ, заменяется на трехступенчатую систему: школа - ВУЗ - Научно образовательный центр с сохранением объема затраченного на обучение времени. Такая трехступенчатая система позволяет учащимся овладеть глубокими знаниями в одном из трех основных направлений деятельности человека и стать тонкими специалистами в избранной профессии. Немаловажно, что обучающийся не будет тратить время на изучение того, что никогда в жизни ему не пригодится.

Научно-образовательные центры, при этом, могут играть двойную роль: в школьные годы - старта в науку и финиша при завершении образования. В такой системе образования очень тесно переплетаются обязательное и дополнительное образование, что придает ему индивидуальность .

ЛИТЕРАТУРА:

1. Интеграция образования и науки (А.Г. Мержанов , И.И. Брагинский) Машиностроитель. - 2005. - № 6.


© 2010-2022