Рабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесовод

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводРабочая тетрадь к элективному курсу Будущий лесоводВведение

Урок-лекция 1. Определение понятия «лес», «насаждение», «древостой».


  1. История появления леса.

Этап

Время

Тип леса

I

420 - 320 млн. лет назад

II

320 - 180 млн. лет назад

III

180 - 140 млн. лет назад

IV

140 - 120 млн. лет назад

V

90 - 70 млн. лет назад

VI

15 - 5 млн. лет назад


В настоящее время леса покрывают около 44 млн. км2 или 30 % суши. За последние 10 тыс. лет на Земле уничтожено 70% всех лесов.


  1. Что такое лес?

Лес - это:


  • ___________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

  • _____________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________


Лес - ____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Лесной биогеоценоз - это участок леса, однородный на известном протяжении по составу, структуре и свойствам слагающих его компонентов:

- _________________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________________

и по взаимодействию между ними, по типу обмена веществ и энергии между его компонентами.

3. Значение леса в биосфере.

- _________________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________________


Леса



Подзоны: _________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Лесные массивы: __________________________________________________________________________

Насаждение - ______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Насаждение = растения + внешние факторы:

- __________________________________________________________________________________________

- __________________________________________________________________________________________

- __________________________________________________________________________________________

- __________________________________________________________________________________________

- __________________________________________________________________________________________

- __________________________________________________________________________________________

Состав насаждения:

- __________________________________________________________________________________________

- __________________________________________________________________________________________

- __________________________________________________________________________________________

- ________________________________________________________________________________________

Древостой - ______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Происхождение древостоя






состав древостоя








Состав древостоя определяется в десятых долях единицы или % (за 1 или 100% принимается общая древесная масса древостоя м3).

Форма древостоя



Ярус - ___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Возраст древостоя



Возрастные периоды:

Возрастной период

хвойные

лиственные

Молодняки

Средневозрастные

Приспевающие

Спелые

Перестойные


Бонитет древостоя - ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Б. Д. = ср. возраст / ср. высота

Русский ученый М.М. Орлов предложил шкалу бонитета от 1 до 5.

Полнота древостоя - степень плотности стояния деревьев в древостое.

Полнота древостоя



Тип леса

(по происхождению)



Например: сосняк черничный

сфагновый

брусничный

беломошный.















Экскурсия № 1. Составление комплексной характеристики лесов своей местности.

Задание:

- выбрать участок леса;

- определить важнейших представителей среди деревьев, кустарников, трав, результаты записать в блокнот;

- определить количество ярусов на своём участке;

- вспомнить понятие «ярусность»;

- сделать фотографии каждой жизненной формы растений.

3.Домашнее задание: составить творческий отчёт об экскурсии, используя свои фотографии, легенды, загадки, интересные данные об увиденных растениях.

Отчёт.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Место для фото, рисунков






















































Практическая работа № 1 «Многосторонняя ценность леса»

Цель работы: изучив дополнительную литературу, определить многостороннюю ценность леса и используя полученные знания, применять их в жизни для сохранения окружающей среды.

Задание: собрать материал по одному из следующих вопросов:

· леса- лёгкие планеты;

· лес- источник промышленного сырья;

· лекарственные растения леса;

· лес - источник растительных продуктов питания;

· лес - как среда обитания животных;

· охотничьи угодья леса;

· рекреационная роль лесов;

· природоохранное значение леса.

2.Оформить своё выступление в виде реферата.

3.Провести социологическое исследование на тему « Значение леса для моей семьи»

Отчёт.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Урок - лекция 2. Формирование производных лесов Прилузья.

  1. Формирование производных сосновых насаждений в Прилузье.

В настоящее время в Республике Коми сосновые леса распространены на общей площади 7100 тыс.га (24,3% лесопокрытой площади)

В Прилузском лесхозе:

  • сосновые леса занимают _______________ (20%);

  • общий запас древесины - ______________ тыс.м3;

  • сосновые молодняки - _________________ (21%);

  • средневозрастные сосняки - ____________ (55%);

  • спелые и перестойные сосняки - _________ (16%).

В основном формирование всех производных сосняков Прилузского лесхоза связано с хозяйственной деятельностью человека - с проведением рубок или вследствие пожаров, возникших по вине человека.

Сокращение лесопокрытой площади, занятой сосняками, почти на 50 тыс.га за последние 50 лет связано как с экологией плодоношения, роста и развития сосны, так и с увеличением техногенной нагрузки на сосновые леса.

Вспомните экологические факторы, связанные с ростом и развитием сосны.

- ________________________________________________________________________________

- ________________________________________________________________________________

- ________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________

- ________________________________________________________________________________

- ________________________________________________________________________________

Из антропогенных факторов, существенно влияющих на рост и формирование сосняков учащиеся выделяют следующие:

  • Сплошные рубки;

  • Малое количество низовых пожаров - смена сосны на ель и березу на сосновых вырубках;

Чтобы сохранить сосновые леса нужно соблюдать определенные правила при заготовке леса:

  • ___________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

  1. Формирование производных еловых насаждений в Прилузье.

В настоящее время в Республике Коми еловые леса распространены на общей площади 16200 тыс.га (55% лесопокрытой площади).

В Прилузском лесхозе:

  • еловые леса занимают ______________ (36%)

  • общий запас древесины - ___________ тыс.м3

  • еловые молодняки - ________________ (19%);

  • средневозрастные ельники - ________ (19%);

  • приспевающие ельники - ____________ (8%);

  • спелые и перестойные ельники - _____ (54%)

В основном формирование всех производных ельников Прилузского лесхоза связано с проведением рубок.

Сокращение лесопокрытой площади, занятой ельниками, почти на 76 тыс.га за последние 50 лет связано как с экологией плодоношения, роста и развития ели, так и с увеличением техногенной нагрузки на еловые леса.

Вспомните экологические факторы, связанные с ростом и развитием ели.

- ________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________

- _________________________________________________________________________________

- ________________________________________________________________________________

При проведении рубок в еловых лесах необходимо помнить, что в ходе долгого исторического развития в росте и развитии ели генетически закреплено две стадии:

  • на стадии всходов и самосева - в тени под пологом леса;

  • на стадии взрослого плодоносящего дерева - в первом ярусе на полном солнечном освещении.

Полное удаление при рубке деревьев верхнего полога приводит к большому опаду оставшегося молодого поколения ели, т.к. оно не приспособлено к резким экологическим контрастам свежей вырубки.

Чтобы сохранить еловые леса нужно соблюдать определенные правила при заготовке леса:

  • _____________________________________________________________________________;

  • _____________________________________________________________________________ ;

Соблюдение этих правил позволяет ели удержать за собой освободившиеся в ходе рубки лесные территории.

Вывод: При соблюдении определенных правил и технологии рубок, учитывающих биологию и экологию сосны и ели, можно без смены пород сформировать на месте вырубленных спелых и перестойных еловых и сосновых массивов высокоствольные производные еловые и сосновые насаждения.

3.Формирование производных березовых насаждений в Прилузье.

В настоящее время в Республике Коми березовые леса распространены на общей площади 4600 тыс.га (15,8% лесопокрытой площади).

В Прилузском лесхозе:

  • березовые леса занимают _________ тыс.га (32,8%);

  • общий запас древесины - __________ тыс.м3;

  • березовые молодняки - ____________ тыс.га (18%);

  • средневозрастные и приспевающие березняки - ______ тыс.га (46%);

  • спелые и перестойные березняки - ___ тыс.га (36%).

Формирование всех производных березняков связано с проведением выборочных и сплошных рубок, а также вследствие пожаров, возникших по вине человека.

Постоянное расширение лесопокрытой площади, занятой березняками, связано как с экологией плодоношения, роста и развития березы, так и с проведением сплошных концентрированных рубок хвойных лесов (начиная с 1950-х годов).

Вспомните экологические факторы, связанные с ростом и развитием берёзы.

  • _____________________________________________________________________________;

  • _______________________________________________________________________________;

  • _______________________________________________________________________________;

  • _____________________________________________________________________________.

Если в естественных условиях формирование производных березняков происходит после ветровалов или на гаревых участках, то в настоящее время они формируются после выборочных и сплошных рубок:

  • ______________________________________________________________________________

  • ______________________________________________________________________________

  • ______________________________________________________________________________.

4.Формирование производных осиновых насаждений в Прилузье.

Площадь чистых осиновых насаждений в Республике Коми невелика - 600 тыс.га (2,1% лесопокрытой площади).

В Прилузском лесхозе:

  • осиновые леса занимают ___________________тыс.га (12,3%);

  • общий запас древесины - _________________________ млн. м3;

  • молодняки - _______________________________ тыс.га (23%);

  • средневозрастные и приспевающие осинники - ____ тыс.га (10%);

  • спелые и перестойные осинники - _____________тыс.га (67%);

Формирование всех производных осинников Прилузского лесхоза связано с проведением здесь в течение длительного времени выборочных и сплошных рубок.

Вспомните экологические факторы, связанные с ростом и развитием осины:

  • _____________________________________________________________________________;

  • _______________________________________________________________________________;

  • ______________________________________________________________________________;

  • ______________________________________________________________________________.

В настоящее время на формирование производных осинников основное влияние оказывают рубки:

  • _________________________________________________________________________________;

  • _________________________________________________________________________________.











































Экскурсия № 2. «Типы леса»

Задачи:

- познакомить учащихся с различными типами лесов в Прилузском районе;

- раскрыть отличительные особенности пород деревьев;

- научить различать типы леса по породному составу и растительности.

План экскурсии:

  1. Введение.

  2. Смотровая точка 1. «Сосняк лишайниковый».

  3. Смотровая точка 2. «Сосняк бруснично-зеленомошный».

  4. Смотровая точка 3. «Сосняк черничный».

  5. Смотровая точка 4. «Ельник сфагново-долгомошный».

  6. Смотровая точка 5. «Сосняк осоко-багульниково-сфагновый».

Отчёт.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составить презентацию «Типы леса»



Экскурсия № 3 «Биоценоз соснового леса»

В ходе экскурсии обратите внимание детей на видовой состав растительного сообщества и ярусность.

Задания:

  1. Самостоятельно определите приспособления растений к совместному проживанию.

  2. Соберите гербарный материал доминирующих видов растений, соблюдая определенные правила и требования.

В течение экскурсии проводить фотографирование, зарисовку, видеосъемку обнаруженных объектов.

Отчёт.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Практическая работа № 2. Изменение биоценоза леса.

Цель: Сравнить участки молодого и зрелого леса, выяснить, изменяется ли биоценоз леса с возрастом, и в чем состоят эти изменения.

Ход работы. Найти два участка леса, различающихся возрастом (зрелый и молодой), но расположенных в сходных условиях обитания (рельеф, почва, увлажнение и пр.). Состав пород древостоя может быть любой: еловый, сосновый, лиственный. Сравните эти участки по следующим параметрам:

  • количество деревьев на единицу площади (100 м2) (для подсчета количества деревьев, произрастающих на одинаковой площади (100м² или 1 га), лучше брать площадки разного размера: в зрелом лесу удобнее работать на более крупных площадках - 400 м2 (20 м х 20 м) или 0.25 га (50 м х 50 м); в молодом лесу можно взять более мелкие площадки - 100 м2 (10 м х 10 м). Затем следует сделать пересчет на одну и ту же единицу площади (например, на 1 га).

Результат: ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • состояние подлеска (имеется или отсутствует, густой или слаборазвитый);

Результат: ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • состояние травяного покрова (густой, редкий, отсутствует);

Результат: ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • наличие мохового покрова (хорошо или слабо развит);

Результат: ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • видовой состав биоценоза.

Результат: ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Выяснить: в каком лесу деревья растут гуще? Где лучше развиты ярусы леса? Одинаково ли число видов растений в том и другом лесу; где их больше, где меньше? Объяснить причины различий, обнаруженных при изучении участков леса разного возраста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок - семинар «Почему надо сохранять биологическое разнообразие».

Блок 1. Категории биоразнообразия.

Задание: приведите примеры по всем критериям, учитывая, что первая подразумевает разнообразие генофонда обитателей Земли; вторая - разнообразие особей в пределах одного вида; третья - разнообразие мест обитания сообщества живых организмов. Все они составляют единую систему. Используйте для примера пройденный материал.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Блок 2. Биоразнообразие и устойчивое развитие человечества.

Задание: приведите примеры утраты разнообразия и объясните известные вам конкретные ситуации.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные причины утраты биологического разнообразия (Международная конвенция об охране биоразнообразия)

  • ____________________________________________________________________________

  • ____________________________________________________________________________

  • _____________________________________________________________________________

  • ____________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

  • ____________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

Задание: Объясните, почему эти факторы представляют угрозу для биоразнообразия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговые задания для наблюдения в природе:

  1. Проведите наблюдения и сделайте вывод о состоянии биоразнообразия в нашей местности.

  2. Какие виды организмов находятся под угрозой исчезновения в Прилузском районе?

  3. Где, по вашему мнению, находятся места с наибольшим биоразнообразием?

  4. Учитывают ли проекты экономического развития нашего района значимость биоразнообразия? Используйте СМИ.

  5. Какие виды необходимо сохранять?

  6. Что вы можете сделать для этого?

  7. Объясните, почему видовое разнообразие обеспечивает стабильность экосистем?

Урок - лекция 3. Лесосеменное хозяйство, его значение и структура.

1.Лесосеменное хозяйство, его значение и структура.

Главная задача лесного хозяйства - ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Факторы заселения вырубок:

  • ______________________________________________________________________________________;

  • ______________________________________________________________________________________;

  • ______________________________________________________________________________________;

  • _____________________________________________________________________________________;

  • _______________________________________________________________________________________.

Формирование производных насаждений.

а) естественное возобновление древесных пород:

  • ________________________________________________________________________________________;

  • ________________________________________________________________________________________;

  • ________________________________________________________________________________________;

  • ________________________________________________________________________________________.

б) лесосеменное хозяйство - ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Лесосеменное хозяйство включает:

  • _______________________________________________________________________________________;

  • ________________________________________________________________________________________;

  • _______________________________________________________________________________________;

  • _______________________________________________________________________________________.

2.Цели и задачи создания лесосеменных заказников и участков, лесных питомников и лесосеменных плантаций.

Лесосеменное хозяйство состоит:

  • _________________________________________________________________________________________;

  • ________________________________________________________________________________________;

  • ________________________________________________________________________________________;

  • ________________________________________________________________________________________.

а) лесосеменные базы создаются на базе лесхозов, где имеются в достаточном количестве насаждения высоких селекционных категорий (дающих высокий прирост древесины, древесину высокого качества, устойчивых к грибковым заболеваниям и насекомым и т.д.)

главная задача - делают отвод в натуре участков леса, проводят паспортизацию и фиксируют в планах лесонасаждений.

б) лесосеменные заказники.

-проводят подеревную селекционную инвентаризацию;

-выделяют «плюсовые» (лучшие по селекционным показателям) деревья.

в) лесосеменные участки - участки естественного высококачественного леса (проводят рубки ухода в 20-30-летних перспективных молодняках).

Сбор семян.

Береза - _____________________________________________________________________________;

Осина - ____________________________________________________________________________;

Шишки сосны, ели, лиственницы - ___________________________________________________;

Пихта, кедр - _______________________________________________________________________.

Этапы сбора семян:

1 этап: _______________________________________________________________________________

2 этап: _______________________________________________________________________________

3 этап:________________________________________________________________________________

4 этап: ______________________________________________________________________________

Технология создания лесных культур.

«Зеленый тайфун» - процесс смены пород в результате сплошных рубок.

На участках, намеченных под искусственное возобновление леса составляют проект лесных культур.

-___________________________________________________________________________________;

-_____________________________________________________________________________________;

-___________________________________________________________________________________;

-_____________________________________________________________________________________.

Способы создания лесных культур:

  1. Посев семян.

_____________________________________________________________________________________________

посев проводят с помощью лесных сеялок (выдавливают 5-6 посевных бороздок, глубиной до 2 см).

-нормы высева семян:

сосна - ____________________ кг/га

ель - ______________________ кг/га

пихта - ____________________ кг/га

лиственница - ______________ кг/га


  1. Посадка саженцев.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время посадки.

-ранняя весна (до начала вегетации пересаживаемых растений).

-посадка вручную - с помощью лопаты, лесопосадочного меча, лесопосадочных машин.

Правила посадки.

-___________________________________________________________________________________________.

-__________________________________________________________________________________________.

  1. История создания лесных культур.

Первые искусственные леса были заложены в России в 16 веке около г.Ярославля из сосны кедровой сибирской.

По инициативе Петра 1 вблизи Таганрога и Сестрорецка были созданы дубовые рощи и Линдуловская роща. Рощи были созданы с целью выявления оптимальной густоты посадок разных пород деревьев и создания агротехники их выращивания.

К 1917 г. в России насчитывалось 899 тыс.га искусственных лесов. В 1978 г. в СССР имелось уже 18,7 млн.га искусственных лесов:

  • сосны - 48-51 %;

  • ели - 25-30 %;

  • кедра - 2,5-3,2 %;

  • дуба - 3-3,5 %.

За всю историю лесного хозяйства в Республике Коми создано 704,6 тыс.га лесных культур.

Виды рубок ухода и их значение.

Рубки ухода - _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________.

Биологические предпосылки рубок ухода:

-________________________________________________________________________________________;

-________________________________________________________________________________________;

-__________________________________________________________________________________________.

Экономические предпосылки рубок ухода:

-__________________________________________________________________________________________;

-_________________________________________________________________________________________;

-_________________________________________________________________________________________.

Виды рубок ухода:

вид

возраст

значение






Экскурсия № 4 в Прилузское лесничество

Оборудование: блокноты, карандаши, фотоаппараты.

Вопросы:

· История возникновения лесничества.

· Какова структура лесничества?

· Чем занимаются сотрудники лесничества?

· С какими предприятиями сотрудничает лесничество?

· Какие профессии наиболее распространены и востребованы на данном предприятии?

Отчёт.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практическая работа № 3. Определение природной ценности таёжных лесов.

Ход работы:

  1. Выберите участок леса, уровень биологического разнообразия которого нужно оценить.

  2. Отметьте в таблице те признаки, которые обнаружены в лесу.

  3. Подсчитайте общее количество баллов.

  4. Определите уровень нарушенности биологического разнообразия по следующей таблице.

Количество баллов

Описание

1 - 10

Биологическое разнообразие данного участка очень сильно отличается от биоразнообразия девственного леса. Необходимо несколько столетий для его полного восстановления.

11 - 20

Биологическое разнообразие данного участка заметно отличается от биоразнообразия девственного леса. Восстановление биоразнообразия вполне возможно со временем (через несколько десятков лет).

21 - 30

Биологическое разнообразие данного участка практически не отличается от биоразнообразия девственного леса. Много подходящих мест для обитания редких и исчезающих видов.

Более 31

Биологическое разнообразие как в девственном лесу. Настоящий природный клад.

Шкала определения природной ценности таёжных лесов

Признаки

«+» или «-»

Живые деревья

Деревья различного возраста

Деревья различной толщины

Три породы деревьев и более

Нет следов рубки (пней)

Следы лесных пожаров на деревьях

Деревья с толстыми изогнутыми ветвями

Деревья с крупными кронами

Изогнутые деревья

Деревья с наростами

Деревья с сухими вершинами

Деревья с дуплами (более трёх деревьев с дуплами в поле зрения)

Большие деревья, с диаметром более 40 см (более 10 в поле зрения)

Деревья с диаметром более 30 см (более 10 в поле зрения)

Большие осины, диаметром более 30 см (более 10 в поле зрения)

Большие ивы, рябины, более 20 см в диаметре

Мёртвые деревья

Сухостойные деревья (более 10 в поле зрения)

Сухостойные осины и берёзы, диаметром более 30 см (более 10 в поле зрения)

Сухостойные ивы, рябины

Высокие пни, высотой более 2 м (более 10 в поле зрения)

Деревья, упавшие вместе с корнями (более 10 в поле зрения)

Валёж покрытый корой

Валёж покрытый мхом

Валёж лиственных деревьев, диаметром более 30 см (более 10 в поле зрения)

Валёж хвойных деревьев, диаметром более 30 см (более 10 в поле зрения)

Деревья, упавшие в воду

Крупные, отломанные ветром ветви

Уязвимые места в лесу

Лес с высокими травами, высотой более 1 м

Лес с высокими травами, высотой более 0,5 м

Лесной ручей или небольшая речка

Родник, источник

Водоём в понижении (большая лужа)

Берег водоёма (река, речки, озера)

Затопляемый в весенний паводок лес

Заболоченный ельник

Заболоченный сосняк

Граница открытого болота (без леса)

Граница травяного болота

Большие перепады высоты (крутой склон)

Животные и растения

Много лишайников на ветвях деревьев

Трутовики на живых деревьях

Трутовики на сухостое

Трутовики на валеже

Крупные папоротники

Много цветущих растений

Крупные кусты можжевельника

Кустарники

Деревья и кустарники с ягодами

Большие муравейники

Птичьи гнёзда

Следы деятельности бобров

Следы деятельности дятлов на деревьях

Норы и логова зверей

Экстременты (помёт) животных и птиц

Результат: __________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Урок-лекция 4. Хозяйственная деятельность человека в лесах Прилузья.

Охотничьи промыслы в Прилузье.

До 18 века ведущее место в хозяйстве занимали промыслы - охота и рыболовство. Земледелие и скотоводство занимали подсобную роль. Охотники выходили на промыслы два раза в год: осень (сентябрь-ноябрь) и зимой (январь-апрель).

Осенний промысел

- проходил в более близких к дому лесах;

- добывалась боровая дичь: ____________________________________________________________.

- орудия охоты:

  • Волосяные силки - _____________________________________________________________

  • Пети _________________________________________________________________________

*лэч-туй - ловчая тропа.

Зимний промысел

- состоял из добычи пушнины.

- добывалась пушнина: _______________________________________________________________.

Типы охотничьих орудий:

  • ловушки - слопцы, плашки, самострелы;

  • кулемки, пружки;

  • кляпцы.

Технология подсечного земледелия и его воздействие на лес.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, в юго-западной части Коми края в долинах рек Сысола и Луза расчистки лесных земель под сельскохозяйственное использование достигли 4-10% от лесопокрытой площади.

Развитие промышленности и ремесел в Прилузье.

В 17-18 веках стала развиваться местная промышленность.

Перечислите виды промышленности и ремесел:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цели заготовки древесины в этот период:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Рубки главного пользования.

Рубки главного пользования - ___________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рубки главного пользования


Факторы выбора вида рубки:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика рубок главного пользования.

а) приисковые рубки

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) подневольно - выборочные рубки

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) добровольно-выборочные рубки

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) сплошнолесосечные рубки

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



д) постепенные рубки

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Экскурсия № 5 на лесозаготовительное предприятие.

Цель экскурсии - познакомиться с современными лесозаготовительными предприятиями.

План отчета:

  1. Выбор участка лесозаготовки;

  2. Количество работающих;

  3. Самые распространенные профессии;

  4. Виды техники, используемые на лесозаготовках;

  5. Виды древесины, заготавливаемой на участке;

  6. Способы транспортировки древесины;

  7. Пути реализации древесины.

  8. Предполагаемая продукция, произведенная из данной древесины.

Отчёт.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экскурсия № 6 «Влияние человека на лес, окружающий село».

План экскурсии:

- введение, смотровая точка 1. «Родник, пихтарник-лог».

- смотровая точка 2. «Опушка соснового леса».

- смотровая точка 3. Приспевающий сосняк чернично-зеленомошный.

- смотровая точка 4. Самовольная рубка леса.

- смотровая точка 5. Перестойный ельник чернично-зеелномошный.

- смотровая точка 6. Песчаный карьер.

Смотровая точка 1. «Родник. Пихтарник-лог».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смотровая точка 2. «Опушка соснового леса».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смотровая точка 3. Приспевающий сосняк чернично-зеленомошный.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смотровая точка 4. Самовольная рубка леса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смотровая точка 5. Перестойный ельник чернично-зеелномошный.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смотровая точка 6. Песчаный карьер.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание: найдите и запишите правила создания санкционированных свалок.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

фотоотчет






Практическая работа № 4. «Оценка состояния леса в районе проживания»

Цель: определить состояние леса в районе проживания, выявить основные причины изменения состояния леса, степень рекреационной деградации лесной экосистемы.

Оборудование: фотографии с экскурсий по ближайшему лесу, справочные данные с местного лесничества.

Инструкция:

1.Рассмотрите фотографии леса.

2. Выберите изображения с наибольшим вмешательством человека.

3.Изучите материалы лесничества и выпишите данные о количестве вырубаемого леса в год.

3.Проведите в школе социологический опрос, сколько семей отапливают квартиру дровами?

4.Составьте отчёт в свободной форме.

Отчёт.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок - лекция 5. Актуальность лесных пожаров.

Просмотр видеофильма.

Основные источники (места возникновения) антропогенных пожаров являются:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Главные проблемы в борьбе с огнем:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приемы и средства ликвидации последствий лесных пожаров.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Урок-конференция «Профессия-лесничий»

Сообщение ученика «Кто такой лесничий?»

Общая характеристика профессии:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебные заведения, готовящие специалистов лесного хозяйства.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Я б в лесничие пошёл….»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

29


© 2010-2022