- Преподавателю
- Другое
- Урок по самопознанию на тему Спешите делать добро
Урок по самопознанию на тему Спешите делать добро
Раздел | Другое |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вечкуткина Т.В. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок самопознания «Спешите делать добро» 6 класс.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитывать культуру общения, самовоспитание личности детей.
Задачи:
• Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
•Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение работать сообща;
•Способствовать развитию самопознания через создания условий для самовыражения.
Методы:
• дискуссионные
• игровые
1.Организационный момент.
Круг радости.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта
Ну-ка, дети, соберитесь
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
Слово учителя
У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми.
Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: "Во внутреннем мире человека доброта - это солнце".
А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
. - Доброта... Что означает это слово?
(Объяснение детей, как они понимают это слово)
У. - Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
У. - В толковом словаре Сергея Ожегова отмечены качества, определяющие доброту.
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Добро - все положительное, полезное, хорошее.
Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.
Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.
Добродетель - высокая нравственность.
Добронравие - хороший нрав.
Добронравие - хороший нрав.
Добросердечность - ласковое, доброе сердце.
Доброхот - доброжелатель.
Добряк - добрый человек.
Вот как много однокоренных слов.
А для чего нужна доброта?
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Беседа о вежливых словах.
У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (добрые слова)
У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: "доброго здоровья", "счастливого дня", "будьте добры" и т. д.)
У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
- Я прочитаю вам небольшой рассказ Ю.Бондарева.
- Что вы можете сказать о поступке мальчика?
ОТЧАЯНИЕ
"Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены - мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки. Голубь бился о землю, пытаясь взлететь, бился головой, крыльями, всем телом в беспомощности, оставляя слабую ниточку крови на асфальте, сизые перышки. Мальчик наблюдал за птицей исподлобья, очень спокойно, внимательно, как человек, проводящий серьезный эксперимент. Инженер бросился к нему, вырвал из его рук ножницы, проговорил с непониманием и гневом:
- Что ты наделал? За что же ты голубя?
И мальчик ответил испуганно и тихо:
- Он не может летать без ног.
- Где твои отец и мать? А ну, покажи, где ты живешь?..
Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, готовый уже заплакать, повел его к дому.
В квартире был один отец,плохо выбритый, скрипнул протезом, и подымаясь из- за стола на кухне, он выслушал инженера и ударил кулаком по столу.
- Чего ты пришел? - крикнул он с отчаянием. - Он у тебя, что ли, ноги отрезал?"
- Так что мы можем сказать о поступке мальчика? - А о поступке отца?
Учитель: Равнодушие…Страшно ли оно?.. Бываете ли равнодушны вы?
Вывод: Не бойтесь врагов - они в худшем случае могут сделать тебе больно. Не бойтесь друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойтесь равнодушных - они не убьют и не предадут, но только с их молчаливого согласия существует на Земле предательство и убийство.
Есть слова, которые характеризуют плохие качества характера человека
- А сейчас давайте подберем к ним слова с противоположным значением:
Плохо - хорошо
Зло - добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость - вежливость
Жестокость - ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность
У. - Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.
Надо верить в добрые сердца людей.
Притча про людские сердца
Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней?
Чему учит нас эта притча?
Игра с пословицами
Существует множество пословиц и поговорок о добре.
Собери пословицу и объясни значение.
Добро помни, а Пожнешь
Что посеешь, то и Зло забывай
За добро Добра не делает никому
Худо тому, кто Добром плати
Учитель: А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?
Дети.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
Физ минутка
Учитель по очереди называет добрые и ласковые слова, которыми родители называют своих детей, а дети показывают движения.
Игра "Кто больше?"
Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше.
Дети. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.
- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.
Беседа по теме - Какое правило доброты вы услышали сейчас?
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил "Спешите делать добро" (5 минут).
Минута тишины
Раздали детям листочки по группам и задание:
1. Какие советы, наказы чаще всего даете вы своим друзьям об отношении к окружающим людям?
2. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
3. Любить людей знакомых и незнакомых.
4. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
5. Делать добро для близких, друзей.
6. Не завидовать.
7. Не вредничать.
8. Не грубить.
Давайте зачитаем ваши правила
- Каким делает человека доброта?
Дети.
- Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах
- Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на прогулку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфету, игрушку. А один худенький сероглазый мальчишка протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: "Не надо, лучше возьми меня на ручки".
-Что же оказалось для него главным? (Доброта, ласка).
- Оказывается, каждый ребенок имеет на это право.
У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция).
- А у детей есть такой документ? (Да, это Конвенция о правах ребенка - документ большой нравственной силы)
Круг «От сердца к сердцу»
Все встают в круг и завершают предложения:
• Мне понравилось на уроке…
• Я сделала открытие…
• Я узнала…
• Мне запомнилось больше всего…
• Я поняла…
• Я почувствовала…
• Я удивилась…
• Меня озадачило…
• Теперь я буду…
• Я больше не буду…
• Я желаю себе и другим…
• Мне бы хотелось…
• Я выбираю…
• Я расскажу другим…
• Я благодарю…