Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Данная работа была подготовлена к районным педагогическим. Создание единого информационного пространства школы №111, объединяющего школу и семью, способствующего формированию активной личности, востребованной современным российским обществом.  В данной работе содержатся цели и задачи школьной газеты, актуальность школьного СМИ в школе. Данная ра...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №111

Автозаводского района г.Н.Новгорода

Педагогические чтения 2012 года.





Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей









Автор работы:

Кладова Анна Петровна

Учитель истории и обществознания











Н.Новгород 2012

Оглавление

Введение ................................................................................3 стр.

  1. Концептуальная основа ………………………………..6 стр.

  2. Аналитический блок …………………………………..8 стр.

  3. Цели и задачи газеты ………………………………….11 стр.

  1. Актуальность создания школьной газеты;

  2. Кредо издания;

  3. Основные принципы.

  1. Направление и механизм работы ……………………15 стр.

  1. Этапы создания школьной газеты «Переменка»;

  2. Исполнители проекта и их обязанности;

  3. Рубрики газеты «Переменка»;

  1. Образовательные результаты ……………………….25 стр.

  2. Заключение …………………………………………...28 стр.

  3. Используемая литература ………………………… ...30 стр.

Приложение

Введение

Газета приучает читателя размышлять о том,

чего он не знает, и знать то, что не понимает.

В.О. Ключевский

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Ценности личности формируются как правило в семье, неформальных сообществах, трудовых, и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни.

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.

Модель современного ученика отличается от прошлых социальных заказов тем, что за время обучения в школе ученик должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования, а этого можно достичь, принимая участие в школьных средствах массовой информации.

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, тем более гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества обходятся без выпуска собственной газеты, журнала, дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в очень многих школах и выпускают свои газеты.

Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета - это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.

Что же такое - школьная газета? Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.

Потому для формирования личности школьника в МБОУ СОШ №111 и создана газета «Переменка», в создании которой принимают участие 15 детей.



I. Концептуальная основа

В нашей стране выпускается огромное количество газет разной направленности, в том числе и молодежная пресса. Газеты для подростков выпускаются различными печатными издательствами, но наряду с крупными изданиями практически в каждой школе есть свой собственный печатный орган.

О школьной прессе известно давно. Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные газеты и бюллетени. Занимались этим отдельные классы. Порой и вся школа участвовала в создании рукописных газет, которые затем печатали на машинке. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ…

Газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Действительно, мир школьной прессы - очень значимая часть жизни учебного заведения.

Газета «Переменка» школы №111 издается с 2009-2010 учебного года, в рамках кружка «Журналистика», до этого практики создания школьного СМИ у нас не было.

Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий - чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Концептуальная цель: Создание единого информационного пространства школы №111, объединяющего школу и семью, способствующего формированию активной личности, востребованной современным российским обществом.

Примеры создания школьных СМИ в рамках школы или других учреждениях дополнительного образования в нашем районе есть.

Часто в своей работе я обращаюсь к опыту создания кружка «Журналистика» при Автозаводском центре творчества детей и юношества руководит, которым В.В. Махин - член Союза журналистов России, педагог дополнительного образования высшей категории.

В этом кружке выросла не одна плеяда талантливых журналистов, свыше 600 ребят прошли через его литературную мастерскую.

За 5 лет обучения в кружке в частности мною был получен колоссальный опыт работы журналистом. Полученный навык я попыталась реализовать в своей школе в качестве руководителя кружка «Журналистика».





II.Аналитический блок

Краткая аннотация проекта:

«Школьная газета» - это самостоятельная творческая деятельность учащихся МБОУ СОШ №111, направленная на приобретение профессиональных навыков в журналистике, развитие деятельности учащихся, педагогов, родителей.

Для того чтобы узнать, насколько актуальна для учащихся тема данного проекта, среди учеников 7-10 классов было проведено анкетирование на тему «Нужна ли школе своя газета?» Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных признает необходимость создания школьной газеты, которая оперативно и достоверно отражала бы события, происходящие в школе, знакомила с темами, интересующими ребят, позволяла им решать некоторые свои проблемы. По результатам анкетирования выяснено, что более 80% считают, что в школе нужна своя газета; 60% человек желают быть корреспондентом школьной газеты; 23% человек - иногда и только 17 % чел. не желают участвовать в выпуске школьной газете (результаты анкетирования представлены в приложении).

Результаты опроса отражены так же в таблице.

Вопрос

Варианты ответов

Количество (%)

Нужна ли нашей школе газета?

Школе нужна газета

80%

Хотел ли ты быть корреспондентом газеты?

Да, можно попробовать

60%

Иногда, можно что-то написать…

23%

Нет, мне это не интересно

17%

Другие варианты ответов:

Зачем нужны такого рода издания?

«Я считаю, что школьная идея - это замечательная мысль…я бы с большим удовольствием приняла в ней участие…»

Лапшина Дарья 10б

«Я считаю, что школьная газета необходима, на мой взгляд, это еще один способ организации детей. Это положительно влияет на раскрытие творческих способностей детей…»

Позднякова Екатерина 10б

«В школе нужна школьная газета, чтобы постоянно в ней освещать достижения учащихся и учителей. Я хотела бы принимать участие в создании газеты, я считаю, что это очень интересно, особенно если в будущем хочешь связать свою жизнь с журналистикой свою жизнь. Школьная газета может стать отличной стартовой площадкой».

Беднова Евгения 8а

Опрос среди учителей

Какую пользу приносит школьная газета?

«Огромную! Газета учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, учит смело высказывать свои убеждения, ободряет несмелых. Ты недоволен? Напиши в газету. Ты сердишься? Напиши в газету. Газета сближает, связывает всех воедино.

Благодаря газете знакомятся такие ребята, которые ничего не знали друг о друге».

Учитель русского языка и литературы.

Кроме того, были проанализирован рейтинг популярности газеты «Переменка» среди учащихся 7-10 классов школы №111.

Из 15 учащихся кружка «Журналистика»:

- 5 человек ученики 7-х классов (33%);

- 3 человека из 8-х классов (20%);

- 2 человека из 9-х классов (13,3%);

-5 человека из 10-х классов (33%).

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшей популярностью школьная газета пользуется среди учащихся 7 и 9 классов. Возрастная категория учащихся 7-х классов характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми. А у учащихся 10-х классов появляется уже стремление к самореализации, профессиональной ориентации. Так учащиеся 10-х классов Позднякова Екатерина, Шнейберг Елена, Беднова Евгения после окончания школы планируют поступить на факультет журналистики и связать свою жизнь с данной профессией. Поэтому участие в школьной газете является для них своеобразной стартовой площадкой.



III. Цели и задачи школьной газеты

Актуальность создания школьной газеты

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать детям в анализе и понимании устного и печатного слова, соответствовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в выпуске «Школьной газеты».

На современном этапе СМИ оказывает большое воздействие на жизнь ребенка. Как школьнику не затеряться в информационном потоке и выбрать нужное, верное? Как реализовать свои творческие возможности? Сам проект ориентирован на сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Такое сотрудничество выгодно всем его участникам:

-школьники получают уникальную возможность для самореализации, развития своих творческих потенциалов, приобретают навыки социализации, учатся регулярно читать газеты, самостоятельно искать интересующую их информацию;

- педагоги могут использовать информацию, публикуемую в газетах на уроках и во внеклассных мероприятиях, направленных на развитие самостоятельного мышления учеников, подготовки ребят к социальной реализации как активных, творческих граждан демократического общества;

Цель проекта по созданию школьной газеты:

Вовлечение в реализацию проекта как можно больше учащихся нашей школы для активизации самостоятельной деятельности, апробация профессиональных навыков (журналиста, фотографа, корреспондента…), развития творческих способностей, развития навыков коммуникативного общения, формирование нравственных ценностей, к своей малой Родине.

Задачи создания газеты:

  1. Информационная

- привлечь учащихся к публицистической деятельности;

- повысить познавательную активность учащихся;

- научить их вовремя реагировать на события как в школе, так и в стране в целом, находить источники информации.

  1. Обучающая

- реализовать творческие (литературные, художественные, публицистические и технические) способности учащихся при создании газеты;

- развивать культуру речи, информационную культуру учащихся;

- знакомить учащихся с основными жанрами публицистики, историей журналистики;

- обучать верстке газеты с использованием информационных технологий.

  1. Развивающая

- вырабатывать умения, необходимые в профессиональной деятельности журналиста;

- развивать творческие способности учащихся;

-предоставить школьникам возможность для «пробы пера» на страницах газеты.

Воспитывающая

- формировать у учащихся активную жизненную позицию;

- приобщать учащихся к работе в команде;

- формирование у учащихся толерантного сознания;

- повышение интереса к изучению русского языка и истории России;

- реализация программы гражданско-патриотического воспитания.

Воспитательное значение нашего школьного издания огромно, ведь оно заключается не только в стимулировании познавательной активности старшеклассников; в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать трудности; в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов. В процессе коллективной работы над школьной газетой формируются нравственные ценности, в том числе, и любовь к Родине.

  1. Профориентационная

- знакомство с особенностями работы редакции школьной газеты;

- ориентация учащихся на журналистскую специальность.

«Переменка» - газета для учеников и учителей школы №111. Первый номер был выпущен в сентябре 2009 года к 30-летию школы. Название нашей газеты тоже было выбрано не случайно - «Переменка». Перемена - это время, когда учащиеся начинают читать нашу газету, а юные корреспонденты берут интервью, наконец, перемены, изменения, повороты к чему-то новому, интересному - это то, к чему всегда стремятся журналисты и руководители издания. А в процессе коллективной работы над школьной газетой формируются нравственные ценности, в том числе, и любовь к Родине.

Кредо нашего издания: Каждую букву названия нашей газеты обозначили сами учащиеся, вот что получилось:

Патриотичная - так как журналисты газеты не равнодушны к событиям, происходящим в стране.

Ежемесячная - газета выходит 1 раз в месяц

Разнообразная - в газета можно увидеть разнообразный материал, учитываются запросы читателей

Единственная - подобного издания в нашей школе нет и до этого не было.

Молодежная - данная газета ориентирована на учащихся нашей школы.

Единогласная - в нашей газете высказываются различные точки зрения, но все мы едины в одном пропагандировать среди читателей нравственным качествам, которые так необходимы в современном обществе.

Небезызвестная - наша газета известна и за пределами школы №111, мы активно сотрудничаем с газетой «Автошка», и газетой автозаводских школьников «ШАГ».

Красочная - оформление нашей газеты всегда очень яркое и красочное.

Авангардная - мы используем необычные средства оформления, написания статей, стараемся быть разнообразными.

В основе газеты «Переменка» лежат следующие основные принципы:

1.Школьная газета включает в себя информирование читателей о событиях страны, ориентирует учащихся на жизнь знаменитых людей России, готовит ребят к их профессиональной деятельности.
2. Авторы вправе выражать свое мнение, свою позицию и свое отношение к жизни школы;
3. Любое мнение, высказанное на страницах газеты «Переменка» (в особенности - критика), должно быть аргументированным и доказательным;

4. Все публикуемые факты должны быть тщательно проверенными;
5. В нашей газете нет места оскорблениям, унижениям, осмеянию кого бы то ни было (страницы газеты не предоставляются тем, кто пытается публично свести личные счеты с кем-либо из одноклассников или учителей);
6. Редакция нашей газеты готова предоставить возможность для полемики, спора, опровержения фактов, если в основе публикации лежит взвешенность, спокойствие, уважительное отношение и терпимость к чужой точке зрения;
7. Редакция газеты «Переменка» приглашает к работе всех учащихся, желающих заниматься школьной журналистикой, помогает в работе над материалом;
8. Редакция нашей газеты изучает интересы и запросы учеников, учителей и родителей.

VI. Направления и механизмы работы

Создание школьной газеты в МБОУ СОШ №111 было продиктовано временем, так как существовала острая необходимость возникновения органа школьной печати, который бы рассказывал о повседневных школьных делах, информировал бы учащихся о предстоящих планах на будущее, выносил на обсуждение злободневные проблемы страны, школы, учащихся и учителей, воспитывал в детях высокие нравственные качества, воспитывая будущих грамотных граждан России.

Так появилась в нашей школе газета "Переменка". Газета предназначена для всех учащихся школы, учителей и родителей, предусматривает возможность учета уровня интересов и склонностей читательской аудитории, их возрастные особенности, а также требования времени. Газета выставлена на обозрение в определенной системе на стенде «Школьная газета».

Этапы становления школьной газеты «Переменка»:

№ этапа

Название этапа

Сроки реализации

Ответственные

1 этап

Разработка плана работы кружка «Журналистика»

Сентябрь 2009 г.

Видяйкина Е.К.(зам. дир.поВ.Р.), Силантьева А.П. (рук. кружка)

2 этап

Создание команды единомышленников

Сентябрь-октябрь 2009 г.

Видяйкина Е.К.(зам. дир.поВ.Р.), Силантьева А.П. (рук. кружка)

3 этап

Определение духа газеты

2009-2010 уч. год

Силантьева А.П.

4 этап

Схема организации выпуска школьной газеты

Сен.-Окт.2009г.(Выпуск первой газеты в сент.2009г к 30-летию школы)

Силантьева А.П.

Редколлегия газеты

5 этап

Верстка газеты

Сен.2009г.

Редколлегия газеты

1этап - Разработка плана работы кружка «Журналистика» .

Газета «Переменка» издается в рамках кружка «Журналистика». Программа данного кружка предполагает изучение основ журналистского творчества, теории и истории СМИ. Данный курс рассчитан на 2 учебных года, предусматривается постепенное усложнение материала, видов практических работ, повышение требований к качеству работ. Программа работы кружка составлена так, чтобы каждый обучающийся смог свободно выбрать форму, вид своей работы. Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, история, информатика, обществознание).

Курс ориентирован на дополнительное образование учащихся 8-10 классов.

Объединение групп происходит на добровольной основе и желания учащихся. Так как дети имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.

Программа первого года обучения включает основные направления:

  • изучение основ истории журналистики;

  • обзор современных средств массовой информации;

  • знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

  • изучение методов сбора и обработки информации;

  • изучение основных журналистских жанров.

Программа второго года обучения развивает и закрепляет начальные профессиональные знания и умения:

  • об информационных, аналитических и художественно-публицистических жанрах;

  • о методах и приемах работы со словом;

  • о процессе создания газеты или журнала, о составе и работе редакции.

Каждое занятие имеет определенное название и направлено на формирование различных навыков и умений. Тематическое планирование двух лет обучения приводится в приложении №

Формы работы: групповые и индивидуальные.

Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Переменка».

2 этап - Создание команды единомышленников.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске принимают участие и другие учащиеся нашей школы. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

3 этап - Определение духа газеты.

Какую газету мы собираемся выпускать? Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо было ответить самим себе на такие вопросы: - кто потенциальный читатель?

  • какого характера информацию он ищет в газете?

  • с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?

  • каков предполагаемый формат и объем газет?

В результате был определен формат нашей газеты -А 4, объем газеты около 4-х-6 листов.

Периодичность издания нашей газеты 1 раз в месяц. Основной газеты составляют новости школы №111. Юнкоры «Переменки» выносят на её страницы любопытные для читателей темы: учебный процесс, экзамены, школьные новости. Кроме постоянный рубрик - школьные новости, проба пера, фото галерея, выходят и тематические номера патриотического содержания, посвященные празднованию Дня защитника Отечества, Дню Победы.

Тематические выпуски газеты за 3 года существования газеты «Переменка»:

№ выпуска газеты

Месяц издания газеты

Тематика выпуска

№1

сентябрь

Первый выпуск газеты посвящен 30-летию школы №111.

№3,12,21

Ноябрь

Данные выпуски были посвящены празднованию Дня народного единства.

№6,15,24

Февраль

Три выпуска газеты посвящены Дню защитника Отечества.

№7,16,25

Март

Посвящены Международному женскому дню.

№9,18,27

Май

Наиболее яркие и праздничные номера, посвященные Дню Победы.

4 этап - Схема организации выпуска школьной газеты.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Например, первый выпуск нашей газеты был посвящен празднованию 30-летия нашей школы. Он представлял собой знакомство с историей нашей школы, о первых выпускниках и учителях. Наша газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Полномочия кружка «Журналистика»:

  • проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,

  • брать интервью;

  • опубликовывать в газете объявления, поздравления;

  • содействовать развитию различных форм активности учащихся;

  • формулировать проблемы и ставить их для решения на соответствующем уровне;

  • использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику;

  • распространять газету среди учащихся и учителей школы;

5 этап - Верстка газеты

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание, как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от тематики очередного номера нашей газеты.

Например, заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.

Закончив разработку первой полосы, редакция организовывает верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.

Исполнители проекта и их обязанности:

Возрастная категория: учащиеся 8-10 классов. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации. Юнкоры «Переменки» выносят на её страницы любопытные для читателей темы: учебный процесс, экзамены, школьные новости.

Обязанности:

  • сбор информации (журналисты);

  • набор текста на компьютере (наборщики);

  • проверка орфографии и стилистики (редакторы), оформление газеты (компьютерная верстка).

Руководитель

Силантьева А.П.

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детейШкольная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детейШкольная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Оформители

Позднякова Екатерина,

Редактор

Шнейберг Елена

Корреспонденты

Двоян Анна, Гордеевцева Анастасия, Осипова Кристина, Ермаков Дмитрий, Лебедева Анастасия

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Компьютерная верстка

Рубрики школьной газеты:

1.«Школьные новости» - отражение новостей из жизни школьников может происходить либо кратко, сжато, либо содержать подробную информацию о наиболее важных для школы мероприятиях («Зарница», Последний звонок, мероприятия, посвященные празднования дня Победы). Данную рубрику в нашей газете ведет редактор Шнейберг Елена.

2.«История праздника» - рубрика, рассказывающая о государственных и православных праздниках, отмечающихся в нашей стране, содержит информацию о времени появления праздника, его истории и атрибутах, дает советы по организации праздника. За данную рубрику отвечает Позднякова Екатерина.

3.«Наши исследования» - рубрика представляет своеобразное исследование какой-либо проблемы, интересной для школьников, и предполагает анкетирование учащихся или их опрос. На основе этих наблюдений создаются статьи, в которых подводятся итоги и делаются выводы. Эту рубрику в нашей школе ведут две юные журналистки - Анастасия Гордеевцева, Кристина Осипова.

4.«Это интересно» - рубрика содержит занимательные материалы, интересные школьникам, расширяющие их кругозор. Ведущая рубрики Позднякова Екатерина.

5.«Вести совета старшеклассников» - рубрика газеты, предназначенная для информирования всех учащихся школы о решениях этого органа, плане работы. За данную рубрику отвечает участница совета старшеклассников школы и районного совета старшеклассников при ЦТДЮ Позднякова Екатерина.

5.«Фотогаллерея» - рубрика предполагает фоторепортажи с места событий. К школьным событиям можно отнести любые праздники и мероприятия, проводимые в ее стенах или за ее пределами, где принимали участие наши ученики или учителя, а также фотографии, отражающие будни школьной жизни. Фотографии могут сопровождаться текстовым комментарием, а могут помещаться в газете самостоятельно. Кроме того, в данной рубрике могут быть помещены фотографии учащихся на разные темы (приход весны, осенняя пора и т.д.). Хорошей традицией нашей школа стало помещение в этой рубрике рисунком учащихся начальной школы, малыши с большим удовольствием рисую рисунки для газеты «Переменка». Данную рубрику ведет ученица 7 класса Двоян Анна.

6.Рубрика « Проба пера». В данной рубрике можно увидеть творчество наших учащихся. Постоянная ведущая этой рубрики Беднова Евгения. Данная ученица является автором стихов ко многим праздникам, которые освещаются в нашей газете.

Тираж издания составляет 35 экземпляров, в отдельных случаях он может быть увеличен. Школьная газета распространяется в общеобразовательном учреждении через органы ученического самоуправления - совета старшеклассников школы №111 «Лидер».

Партнеры газеты «Переменка»Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детейШкольная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детейШкольная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детейШкольная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

V. Образовательные результаты учащихся:

1. Предметные знания в области журналистики;

2. Предметные умения и навыки:

3. Умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

4. Общаться, не бояться выступать перед аудиторией;

5. Опыт создание заметок, репортажа, интервью, статей;

6. Опыт редактирования;

7. Первичные навыки создания печатной продукции.

8. Различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах.

Достижения газеты «Переменка» за 3 учебных года.

Наши юнкоры активно сотрудничают с районной газетой «Автозаводец», а точнее с ее приложением газетой «Автошка»:

  1. Две ученицы нашего кружка -Шнейберг Елена и Позднякова Екатерина являются внештатными корреспондентами газеты «Автошка» (см.приложение). В своих статьях девочки регулярно освещают школьную жизнь.

  2. Кроме того, газета «Переменка» сотрудничает с районной газетой автозаводских школьников «ШАГ». Несколько раз наша школа принимала редакцию газеты «ШАГ» в своих стенах.

  3. Редакционная коллегия газеты «Переменка» награждена благодарностью за выпуск праздничного номера, посвященного Дню Учителя.

  4. Кроме того, редакция газета становилась победителями конкурсов СМИ за выпуски патриотического характера:

  • Имеет II место в районном этапе конкурса социальных проектов в рамках акции «Я - гражданин России»;

  • II место в конкурсе школьных СМИ, посвященных празднованию Дня города, а в этом учебном году III место за лучшую газету, посвященную 80 - летию Автозаводского района.

  1. А самым большим достижением этого учебного года является победа редактора нашей газеты ученицы 9 класса Шнейберг Елены в областном творческом конкурсе молодежной прессы «Я-Мегаполис», в номинации «Журналистское творчество».

Ожидаемые результаты:

  • Логично излагать материал;

  • Создавать различные по жанру заметки и статьи;

  • Проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять мониторинг деятельности;

  • Брать интервью и оформлять его;

  • Работать индивидуально, в соавторстве, в группе;

  • Правильно строить текст;

  • Осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.

  • использовать приобретенные знания при написании различных творческих работ;

  • Я надеюсь, что после обучения в нашем кружке, получив опыт работы над школьной газетой у наших учащихся сформируются такие качества и умения, необходимые человеку 21 века, как:

- ответственность и коммуникабельность;

- межличностное взаимодействие и сотрудничество;

- информационная и медиа грамотность;

-такие нравственные качества, как толерантность и любовь к своей стране.





VII. Заключение

И в заключении, я думаю, что ребята, которые принимали участие в создании школьной газеты станут ответственными людьми. Ведь статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем публикации в любом другом (даже молодежном) издании, ведь они написаны «своими о своем». Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека своей страны.

А нравственное воспитание, которое осуществляется в процессе работы над газетой охватывает сразу два направления: самих будущих журналистов и их читателей. Самостоятельно работая над материалами о встречах с ветеранами и героями войны, о работе военно-патриотических кружков, старшеклассники учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения будущих журналистов не только живым и увлекательным.

Таким образом, роль школьной газеты в воспитании патриотизма не стоит недооценивать. У любого, даже самого маленького школьного издательства, имеется огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного поколения чувство патриотизма, гражданственности, формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народа, к человеческой личности.

Участвуя в издании школьной газеты или читая ее, наши дети учатся любви - любви к своей семье, друзьям, школе, стране.







VII. Используемая литература

  1. Агафонова Ю. А. Методы профильной подготовки будущих журналистов// Вопросы Интернет - образования.

  2. Ворошилов В.В. Журналистика/ В.В. Ворошилов. - СПб.,2000

  3. Пронина Е. Школьная газета: пробуждение "Я" // Вестник образования. 2004. № 2. С. 233-240.

  4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики/ Е.П. Прохоров.- М., 2001.

  5. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников/ Г.К. Селевко// Школьные технологии. - М.: Народное образование, 2000-№6.

  6. Социальная практика и журналистский текст/ под. ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. - М., 1999.

  7. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие / А. А. Тертычный.-М.,2000.

  8. Тулупов В.В. В мастерской газетного оформителя/ В.В.Тулупов.- М.,1999.

  9. Ученова В.В. Исторические истоки публицистики/ В.В. Ученова.- М., 2002

  10. Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока: учебно-методическое пособие для учителей./ В.В.Шоган.- Ростов.: Учитель:, 2003.




Приложение №1

Результаты опроса учащихся школы №111:

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей





Приложение №2

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей





Приложение №3

Школьная газета как средство формирования ценностных ориентиров у детей

























Приложение №4

Анкеты учащихся















































Приложение №5





Календарно-тематическое планирование















































37


© 2010-2022