Если ДТП не избежать

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»







Методическая разработка занятия

Если ДТП не избежать







Мастер производственного обучения,












Салехард, 2014

Если ДТП не избежать

Главная опасность при ДТП, когда оно уже неизбежно, - это растерянность водителя. «Один из … лучших каскадеров, известный автогонщик Владислав Барковский, сказал однажды с полной серьезностью, что "настоящие сложности в управлении начинаются, когда машина находится в воздухе. А пока хоть одно колесо касается земли, водитель не только может, но и обязан управлять машиной".

К сожалению, многие водители совершенно теряются в экстремальной ситуации, некоторые впадают в апатию и ничего не предпринимают для изменения обстановки, и, как следствие, для своего спасения. Психологи рекомендуют в критической ситуации настроиться не на катастрофу, а на то, что это - шанс стать героем. Еще один вариант неверного поведения в экстремальной ситуации -паника. Она не исключает мыслительного процесса, однако мышление в такой ситуации весьма специфическое: водитель может наехать на пешехода, пытаясь избежать бокового столкновения с транспортным средством, - хотя, если исключить панику, стало бы очевидным, что боковое столкновение приносит меньший ущерб, чем наезд на пешехода. Опасность в экстремальной ситуации представляет и стресс: если он небольшой, то может повыситься скорость мышления и реакции, если же сильный - то наступит апатия, ступор. Следует учитывать, что в состоянии сильного стресса подавляются все новые знания, работают только самые сильные привычки - следовательно, если водитель отрабатывал на тренажере или автодроме навыки поведения в экстремальной ситуации и довел их до автоматизма, то именно они и сработают. Если же автоматическая реакция отсутствует, то, скорее всего, водитель нажмет педаль тормоза - и еще не факт, что в этой ситуации не нужно было жать педаль газа.

В качестве лекарства от всех форм растерянности психологи рекомендуют тренировать самообладание: от испытания высотой (привязавшись, чтобы исключить несчастный случай, подойти к краю крыши) и мысленного представления самых тяжелых ситуаций до просмотра фильмов ужасов.

Несколько советов опытных водителей при неизбежности ДТП:

во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы; расслабляться нельзя до полной остановки;

также до остановки нельзя покидать машину (это хорошо получается только в кино); исследования показывают, что шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании;

сохранять самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности;

сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;

при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером; не бойтесь, что мотор вдавится в салон: конструкторы уже давно позаботились о том, чтобы он уходил вниз.

Анатолий Гостюшин, автор «Энциклопедии экстремальных ситуаций», так описывает, что делать, если авария неизбежна.

Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову. Вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Этот вариант пригоден для автомашины, идущей на малой скорости. Если же скорость превышает 60 км/ч, а водитель не пристегнут ремнем безопасности - ему следует прижаться грудью к рулевой колонке. Все мышцы должны буквально окаменеть и быть напряженными до полной остановки машины.

Пассажир же должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом с вами ребенок - крепко прижать, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место для пассажира - переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет Правила дорожного движения находиться там без специального устройства запрещают.

После того как удар произошел, первым делом надо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не горит ли, не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу - через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них скорее всего бессмысленно: они заклинены, и надо открывать или разбивать окна (у бывалого водителя монтировка всегда под рукой еще и на этот случай).

Если машина упала в воду (правда, такие аварии происходят гораздо чаще в кино, чем в жизни), она может некоторое время держаться на плаву. Бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из нее выскочить. Однако двери открывать не следует - вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться. Выбираться надо через открытое окно.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Это немало. Можно включить фары (чтобы машину легче было искать), оценить обстановку, активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавиться от лишней одежды, развязать галстук, захватить из машины документы.

И самое главное - мысленно представить себе путь вверх. Вам предстоит выбираться через дверь или окно (если сможете через опущенное стекло - это лучший вариант), протиснуться наружу, взявшись руками за крышу машины, подтянуться, а затем резко плыть вверх. Если дверь заклинило, и стекло не опускается, надо разбить лобовое окно - заранее поищите, чем вы будете это делать. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину. Если резко распахнуть дверь и пытаться тут же выбраться, вам будет мешать поток, идущий в салон.

Оказавшись вне машины, имейте в виду, что у вас не меньше 30-40 секунд. Этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность. Считается, что опасна глубина более 30 м, но найти ее падающему автомобилю практически невозможно - разве что за бортом морского парома.

© 2010-2022