• Преподавателю
  • Другое
  • Статья: Организация психолого-медико-педагогической службы в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха

Статья: Организация психолого-медико-педагогической службы в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха

        В образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха особое внимание уделяется социальной реабилитации и адаптации учащихся, инвалидов по слуху. Психологическая, социально-психологическая и медицинская службы, функционирующие в школах для неслышащих детей, организуют  свою работу с тем, чтобы осуществлять медико-психолого-педагогическое сотрудни­чество в осуществлении комплексного изучения неслышащих детей со сложной струк­турой дефекта, установлении взаимосвязи между этиологией, ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бабиева Л.Г.


Организация психолого-медико-педагогической службы в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

В образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха особое внимание уделяется социальной реабилитации и адаптации учащихся, инвалидов по слуху. Психологическая, социально-психологическая и медицинская службы, функционирующие в школах для неслышащих детей, организуют свою работу с тем, чтобы осуществлять медико-психолого-педагогическое сотрудни­чество в осуществлении комплексного изучения неслышащих детей со сложной струк­турой дефекта, установлении взаимосвязи между этиологией, патогенезом и особенностями клинических проявлений нарушений в развитии учащихся. Для этого проводится тщательное всестороннее динамическое обследование каждо­го ребенка. Комплексность обследования обеспечивает стратегия сотрудничест­ва медиков, дефектолога, психолога и социального педагога. В результате сотруд­ничества обеспечивается целостный взгляд на личность ребенка, его возмож­ности, проблемы, определяются основные аспекты воздействия на него. Диаг­ностика особенностей развития ребенка позволяет найти адекватную его струк­туре дефекта систему коррекции и компенсации, определить его личную поша­говую траекторию развития. Работа психологической, социально-педагогической и медицинской служб интерната консолидируется в деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.

Термин "психолого-медико-педагогический консилиум" был предложен в свое время академиком Ю.К.Бабанским. В.И.Лубовский пишет о том, что в дефектологии, психолого-медико-педагогический консилиум является важ­нейшим звеном школьной психологической службы, позволяющим поднять ее на качественно новую высоту и обеспечить высокий уровень коррекционно-пе-дагогического воздействия на неслышащего ребенка, обеспечить большую эф­фективность учебно-воспитательного процесса.

Консилиум в отличие от комиссии или консультации имеет годовые плано­вые, систематические задачи и работает в определенное время. Реальная деятельность консилиума определяется планом организа­ционно-педагогических мероприятий школы-интерната.

В составе консилиума на постоянной основе работают: администрация школы-ин­терната, ведущий учитель-дефектолог , представители медицинской, психологической, социально-педагогической служб учреждения. По мере необходимости на заседание приглашаются педагоги класса, учителя-дефектологи, воспитатели.

Задачами медико-психолого-педагогического консилиума является:

  • обсуждение данных динамического наблюдения различных служб (меди­цинской, психологической, социально-педагогической) за особенностями
    психического развития учащихся классов, определенных годовым планом уч­реждения;

  • обобщение результатов психолого-медико-педагогического обследования и
    динамического наблюдения за воспитанниками в целях нахождения адекват­-
    ных методик для образовательно-воспитательной деятельности;

  • внутришкольное комплектование классов трех типов (основного общего

об­разования, ЗПР);

  • подготовка документов для городской комиссии при определении статуса
    воспитанника (изменение типа класса, надомное обучение) в индивидуаль-­
    ном порядке в случае возникшей необходимости.

В Республиканской специальной (коррекционной) школе-интернате неслышащих и слабослышащих детей ( Г. Владикавказ) в рамках деятельности школьной психлого-медико-педагогической службы разработана комплексная психолого-медико-педагогическая Программа, приоритетным направлением которой является социальная адаптация неслышащих детей с ЗПР. Во время работы над Программой мы надеялись, что она будет способствовать развитию учреждения, внедрению инновационных изменений в образовательный процесс и повысит адаптивные возможности воспитанников. В связи с этим основная цель деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума состояла в создании оптимальных условий для социальной адаптации неслышащих детей со сложным дефектом, в частности неслышащих детей с ЗПР. В Программе нашли отражение все показатели, которые мы использовали при изучении данной категории детей: физическое состояние и развитие ребенка ( динамика физического развития, особенности слуха и зрения и.т.п.), особенности и уровень познавательных процессов, особенности эмоционально-личностной сферы, особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ( осведомленность об окружающем мире, о себе, сформированность учебных навыков), отношение к учебной деятельности и т.п.

Разработанная Программа социальной адаптации, консолидируя усилия специалистов разных профилей школьного психолого-медико-педагического консилиума, решала поставленные задачи при активном творческом подходе всех участников процесса.

Характеристиками эффективности ее реализации служат: содержание образования, основывающееся на принципах культуросообразности, интеграции, самостоятельности и личностном подходе; применение инновационных педагогических технологий; изменения в уровне социальной адаптации неслышащих школьников с ЗПР; повышение профессионально-личностной компетентности педагогов; интеграция усилий ПМПк с семьей, как основным институтом социализации.

Организация деятельности школьного ПМПк не претерпела особых изменений, но содержание работы структур и блоков конечно же было подчинено созданию условий для более успешной социальной адаптации неслышащих детей со сложной структурой дефекта

Медицинское сопровождение образовательного процесса было связано с необходимостью строгого соблюдения санитарно-гигиенического режима. Инновационность выражалась в обогащении основной деятельности за счет внедрения профилактических и корректирующих программ.

В ходе реализации данной программы за период с 1998 по 2004 год в результате деятельности медицинской службы ПМПк улучшились показатели физического состояния неслышащих детей с ЗПР (антропологические данные стали больше соответство­вать возрастным нормам), общее состояние здоровья , а число детей, перенесших простудные заболевания, снизилось почти в 6 раз; сократились пропущенные по болезни дни, усилился интерес к занятиям физкультурой и спортом.

Сурдологическое сопровождение в комплексной Программе по социальной адаптации выразилось в том, что для детей со сложным дефектом, по запросу ПМПк было увеличено количество индивидуальных коррекционных занятий с 3-х до 4 часов. В результате работы сурдологического блока ПМПк уровень развития речи у детей повысился. И в целом качество восприятия и воспроизведения речи, а также использование речи в быту, в общении с неслышащими и слышащими людьми улучшилось.

Психологическая часть комплексной Программы по социальной адаптации глухих детей с ЗПР состояла из занятий, тестов, тренингов направленных на преодоление психологического дискомфорта в общении с окружающими, развитие коммуникативных навыков, включение детей со сложным дефектом в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение зоны их творческих возможностей, круга интересов, включение в социальную среду, овладение комплексом социальных ролей, норм и правил поведения.

Психологами ПМПк разработан комплекс коррекционных игр, с разнообразным содержанием, направленных на преодоление разного рода проблем у исследуемой категории детей. Например, содержанием игры "Живые картинки", является изображение мимикой и жестами различных эмоций ( радости, страха, грусти, жалости и т.п.) и направлена она на освоение детьми эмоциональной сферы. Затем детям предлагается изобразить показанные эмоции в рисунке, пластилине и т.п. При этом наряду с эмоциональным развитием развивается и моторика. Такого рода работу можно построить, предложив изобразить свое настроение, настроение какого-либо литературного героя и т.п. В играх обязательно проводится обучение детей совместной деятельности (« Пирамида», « Рисуем вместе» и т.д.). Поощряется и стимулируется импровизация и фантазия детей в игре. Дети учатся избавляться от своих тревог и страхов, рисуя их светлыми красками. Творчество детей является и источником и содержанием коррекционной работы.

Для освоения социальных ролей используется очень распространенный в работе с аномальными детьми метод сюжетно-ролевой игры. Хорошие результаты показала серия тренинговых занятий на темы: « Мое любимое место», «Личное пространство», « Моя семья», « Мой день», « Помоги себе сам», « Смотри в глаза», «День фантазии», «Кем я буду и как я этого добьюсь» и т.п.

Специалисты школьного психолого-медико-педагогического консилиума, используя в своей работе специальные коррекционные средства, коммуникативные упражнения, игры, психологические тренинги и т.д. повысили уровень коммуникативных умений детей в среднем на 22 %.

В ходе реализации психолого-медико-педагогическим консилиумом комплексной Программы социальной адаптации детей со сложным дефектом одним из приоритетных направлений было социальное сопровождение воспитанников. Нами была разработана концептуальная модель деятельности социального педагога по работе с детьми со сложной структурой дефекта. Эффективность работы социального педагога в составе ПМПк мы определяли качеством их подготовки к решению такой важной проблемы, как социальная адаптация исследуемой категории детей, путем активного включения их в окружающую среду. Эти положения были положены нами в основу разработки данной модели. При этом решающую роль в реализации модели мы отводили деятельности социального педагога ПМПк.

Модель деятельности социального педагога ПМПк базировалась на специальных видах деятельности социального педагога: педагогической поддержке, социальной защите, социальной адаптации. В ходе экспериментальной работы нами были разработаны программы этих видов деятельности.

На первом этапе социальный педагог устанавливает взаимодействие с социальными институтами (административными, правоохраните-льными органами, центрами социальной защиты населения, службами занятости, медицинскими и культурно-спортивными учреждениями), призванными заниматься вопросами организации жизнедеятельности детей данной категории.

На втором этапе осуществляется первичная диагностика проблем на основе всего имеющегося в арсенале ПМПк материала на конкретного ребенка. На третьем этапе - разрабатывается социальная часть комплексной Программы индивидуальной работы с неслышащими детьми имеющими ЗПР.

На этапе непосредственно реализации Программы, создается система взаимодействия школы, семьи, социальных институтов в процессе социализации личности глухих детей с ЗПР.

Социальный педагог осуществляет анализ каждого этапа деятельности по социальной адаптации и вносит необходимые изменения, дополнения и коррективы, отслеживает процесс реализации комплексной Программы.

В результате взаимодействия социального блока ПМПк с другими блоками консилиума в ходе реализации комплексной Программы по социальной адаптации были получены следующие данные:

  • на 38,2 % у неслышащих детей с ЗПР стало меньше состояние тревожности и напряженности;

  • у 35% сформировалось представление о будущей жизни;

  • у 14% улучшилось состояние здоровья;

  • у 41% сформировались навыки организации свободного
    времени;

  • на 12% улучшились навыки продуктивного общения.
    Данные наблюдения показали, что 34% детей-инвалидов научились

принимать решения в жизненно важных ситуациях, 39% способны брать на себя ответственность за организацию свободного времени и здорового образа жизни, 37% готовы к самостоятельной жизнедеятельности.

Реализуя идею усиления интеграционных усилий родителей и педагогов, психолого-медико-педагогический консилиум руководствовался разработанным планом, предусматривающим: лекции, консультации и открытые занятия специалистов, семинары по проблемам воспитания детей, педагогические диспуты, индивидуальные тематические консультации, посещения семей, родительские собрания и др.

Специалисты ПМПк уделяли большое внимание формированию благоприятной «деятельной» позиции родителей, стимулированию их мотивации к активной работе по развитию адаптивных возможностей детей.

В разработанной нами Программе деятельности ПМПк нашли отражение основные этапы коррекционной работы:

  • оценка клинико-психолого-педагогического статуса воспитанника;

  • констатация вида структуры, степени выраженности сложного дефекта;

  • выработка адекватных программ воспитания и обучения ребенка;

  • определение адекватных методик обучения, путей личностного развития ре­-
    бенка;

  • анализ эффективности реализуемых программ.

Организация деятельности школьного ПМПк и реализация на практике комплексной Программы по социальной адаптации неслышащих детей с ЗПР, позволила создать необходимые психолого-медико-педагогические условия для формирования социально адаптированных школьников.

Таким образом, можно считать, что работающие в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха на по­стоянной основе медико-психолого-педагогические консилиумы являются результативным органом осуществления индивидуаль­ного клинико-психолого-педагогического подхода к каждой категории неслышащих детей, в том числе и со сложной структурой дефекта. ПМПк представляет собой орган, где достижения науки и практики в обследовании и динамическом наблюдении становятся предметом обсуждения и включения в педагогический процесс как поиск траектории индивидуального развития класса в целом и каждого неслышащего школьника в отдельности.


Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.

2. Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих де­-
тей со сложными дефектами / Дефектология. - 1993. - № 4. - С.3-7.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

4. Лубовский В.И. Психические проблемы диагностики аномального развития
детей. - М.: Педагогика, 1989.

5. Усанова О.Н., Шаховская С.Н. К проблеме психолого-педагогического изу­-
чения детей. / Дефектология. - 1995. - № 3. - С.23-26.

8

© 2010-2022