- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Робототехника в инженерной школе
Рабочая программа Робототехника в инженерной школе
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Златина А.С. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Протокол №___
заседания методического совета от____________
Утверждено
«___»______________201_ года Директор____________________
Рабочая программа
практико-ориентированного курса
«Робототехника в инженерной школе»
на 2014-2015 учебный год
учителя
Златиной
Алевтины Сергеевны
Пермь 2014
Пояснительная записка
Авторская образовательная программа практико-ориентированного курса «Робототехника в инженерной школе» разработана для учащихся 8-х классов и рассчитана на 16 часов (2 часа в неделю, согласно расписанию).
Первый человекоподобный рыцарь был предложен Леонардо да Винчи в 1495 г., в 1738 г. французский механик Жак де Вакансон создал первого андроида, а в 1921 году чешский писатель Карел Чапек придумал слово «робот».
Бурными темпами робототехника вошла в мир в середине XX века. Это было одно из самых передовых, престижных, дорогостоящих направлений машиностроения. Основой робототехники были техническая физика, электроника, измерительная техника и многие другие технические и научные дисциплины. В начале XXI века робототехника является одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. Специалисты, обладающие знаниями в этой области, востребованы. В России существует такая проблема: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому необходимо вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами. Как этого достичь? С чего начинать? Школа - это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес учащихся к робототехнике и автоматизированным системам.
LEGO® MINDSTORMS® Education - новое поколение образовательной робототехники, позволяющей изучать естественные науки (информатику, физику, химию, математику и др.) а также технологии (научно - технические достижения) в процессе увлекательных практических занятий.
Используя образовательную технологию LEGO MINDSTORMS в сочетании с конструкторами LEGO, учащиеся разрабатывают, конструируют, программируют и испытывают роботов. В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания. Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что безусловно способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании,
в будущей работе.
Актуальность курса заключается в том, что он направлен на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Технологические наборы LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 и EV3 ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
На занятиях используются конструкторы наборов серии LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 9797 (базовый) и EV3 (базовый и ресурсный) с программным обеспечением ПервоРобот (CD-R диск с визуальной средой программирования NXT).
Используя ноутбук с программным обеспечением, элементы из конструктора, ученики могут конструировать управляемые модели роботов. Загружая управляющую программу в специальный микрокомпьютер NXT и EV3, и присоединяя его к модели робота, учащиеся изучают и наблюдают функциональные возможности различных моделей роботов. Робот NXT и EV3 работает независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа. Получая информацию от различных датчиков и обрабатывая ее, NXT и EV3 управляет работой моторов.
В 8 классе углубляется изучение программирования и повышается уровень сложности конструирования робототехнических комплексов.
Цели и задачи курса
Цели:
-
заложить основы алгоритмизации и программирования с использованием робота LEGO Mindstorms NXT и EV3;
-
научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить исследования и решать задачи в межпредметной деятельности.
Задачи:
-
учить:
- конструировать роботов на базе микропроцессора NXT и EV3;
- работать в среде программирования Mindstorms NXT и EV3;
- составлять программы управления Лего - роботами;
-
развивать:
- творческие способности и логическое мышление обучающихся;
- умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом;
- образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
- умения творчески подходить к решению задачи;
- умения применение знаний из различных областей знаний;
- умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-
получать:
- навыки проведения физического эксперимента.
- опыт работы в творческих группах.
Методы обучения
-
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
-
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
-
Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
-
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
-
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Формы организации учебных занятий
-
Урок - лекция;
-
Урок - презентация;
-
Практическое занятие;
-
Урок - соревнование;
-
Выставка
Содержание программы
Основным содержанием данного курса являются занятия по техническому моделированию, сборке и программирования роботов.
Введение - 2 ч.
История робототехники. Поколения роботов. Цели и задачи курса «Образовательная робототехника». ТБ при работе с комплектами LEGO Mindstorms NXT и EV3. Роботы LEGO: от простейших моделей до программируемых. Появление роботов Mindstorms NXT и EV3 в России. Виды, артикулы, комплектация конструкторов
Конструктор LEGO Mindstorms NXT - 4 ч.
Базовые конструкторы LEGO Mindstorms NXT 2.0 9797 и EV3, ресурсный набор EV3.
Основные детали конструктора. Микропроцессор NXT и EV3. Сервомоторы. Датчики. Подключение сервомоторов и датчиков. Меню NXT и EV3. Программирование на NXT и EV3. Выгрузка и загрузка.
Программирование NXT - 4ч.
Установка программного обеспечения. Системные требования.
Интерфейс ПО LEGO Mindstorms NXT и EV3. Самоучитель. Мой портал. Панель инструментов. Палитра команд. Рабочее поле. Окно подсказок. Окно NXT и EV3. Панель конфигурации. Пульт управления роботом. Первые простые программы. Передача и запуск программ. Тестирование робота.
Испытание роботов - 5ч.
Движение, повороты и развороты. Воспроизведение звуков и управление звуком. Обнаружение роботом черной линии и движение вдоль черной линии.
Проектная деятельность - 1ч.
Конструирование моделей роботов. Программирование. Испытание роботов. Презентация проектов роботов. Выставка роботов.
№
п/п
Тематическое планированиеТема занятия,
вид занятия
Содержание занятия
Кол-во
часов
1
Введение в курс «Робототехника в инженерной школе». Что такое робот? (Лекция)
1. История робототехники. Поколения роботов.
2. Цели и задачи курса «Образовательная робототехника»
3.ТБ при работе с комплектами LEGO Mindstorms NXT и EV3
1
Робот LEGO Mindstorms NXT и EV3 (Презентация)
Роботы LEGO: от простейших моделей до программируемых.
Появление роботов Mindstorms NXT и EV3 в России. Виды, артикулы, комплектация конструкторов»
1
2
Конструкторы LEGO Mindstorms NXT 2.0 9797 и EV3
(Практическое занятие)
Микрокомпьютер NXT и EV3
(Лекция)
Работа с конструкторами LEGO Mindstorms NXT 2.0 9797 (базовый набор) и EV3 (базовый и ресурсный наборы) .
1. Характеристики NXT и EV3. Установка аккумуляторов в блок микрокомпьютера.
2. Технология подключения к NXT и EV3 (включение и выключение, загрузка и выгрузка программ, порты USB, входа и выхода).
3. Интерфейс и описание NXT и EV3 (пиктограммы, функции, индикаторы).
4. Главное меню NXT и EV3 (мои файлы, программы, испытай меня, вид, настройки)
1
Датчики NXT и EV3
(Лекция)
1.Датчик касания (Touch Sensor, подключение и описание)
2. Датчик звука (Sound Sensor, подключение и описание)
3. Датчик освещенности (Light Sensor, подключение и описание)
4. Датчик цвета (Color Sensor, подключение и описание)
5. Датчик расстояния (Ultrasonic Sensor, подключение и описание)
1
3
Сервомотор NXT и EV3
(Лекция)
1. Встроенный датчик оборотов (Измерения в градусах и оборотах).
2. Скорость вращения колеса (Механизм зубчатой передачи и ступица)
3. Подключение сервомоторов к NXT и EV3. Испытание программой меню Try Me.
1
Программное обеспечение LEGO® MINDSTORMS® Education NXT
(Практическое занятие)
«Установка программного обеспечения LEGO Mindstorms NXT Software c CD диска на персональный компьютер».
1
4-5
Основы программирования NXT и EV3
(Лекция)
1. Общее знакомство с интерфейсом ПО LEGO Mindstorms NXT и EV3 (сходства и различия)
2. Самоучитель. Мой портал. Панель инструментов.
3. Палитра команд (Common palette, Complete palette, Custom palette)
4. Рабочее поле.
5. Окно подсказок.
6. Панель конфигурации
7. Пульт управления роботом.
4
6
Первый робот и первая программа
(Практическое занятие)
«Сборка, программирование и испытание первого робота Castor Bot»
2
7
Движения и повороты
(Лекция, практическая работа)
1.Команда Move.
2.Настройка панели конфигурации команды Move.
3. Особенности движения робота по прямой и кривой линиям.
4. Повороты робота на произвольные углы.
5. Примеры движения и поворотов робота Castor Bot.
2
8
Воспроизведение звуков и управление звуком
практическая работа)
1.Команда Sound. Воспроизведение звуков и слов.
2. Настройка панели конфигурации команды Sound.
3. Составление программы и демонстрация начала и окончания движения робота Castor Bot по звуковому сигналу.
1
Составление собственной программы и демонстрация движения робота
(итоговый проект)
1. Устройство и принцип работы ультразвукового датчика.
2. Команда Distance. Настройки в панели конфигурации для ультразвукового датчика.
3. Примеры простых команд и программ с ультразвуковым датчиком.
4. Устройство и принцип работы датчика касания.
5. Команда Touch. Настройки в панели конфигурации для датчика касания.
6. Примеры простых команд и программ с датчиком касания.
7. Демонстрация подключения к NXT ультразвукового датчика.
8. Демонстрация подключения к NXT датчика касания.
9.Составление программы и демонстрация движения робота
1
ВСЕГО:
8 недель
16 часов
Межпредметные связи
№
п/п
Предметы
Примеры межпредметных связей
1
Математика
Расчеты:
-длины траектории;
-числа оборотов и угла оборота колес;
Измерения:
-радиуса траектории;
-радиуса колеса;
-длины конструкций и блоков.
2
Физика
Расчеты:
-скорости движения;
-силы трения;
-силы упругости конструкций.
Измерения :
-массы робота;
-освещенности;
-температуры;
-напряженности магнитного поля
3
Технология
Изготовление:
-дополнительных устройств и приспособлений (лабиринты, поля, горки и пр.);
-чертежей и схем
Подключение:
к мобильному телефону через Bluetooth
4
История
Знакомство:
-с этапами (поколениями) развития роботов;
-развитие робототехники в России,
-других странах.
Изучение:
-первоисточников о возникновении терминов «робот», «робототехника», «андроид» и др.
Способы оценивания достижений учащихся
Данный практико-ориентированный курс предполагает промежуточную и итоговую аттестацию учащихся в виде «зачет» и «не зачет». В процессе обучения учащиеся получают знания и опыт в области дисциплины «Робототехника». Оценивание уровня обученности школьников происходит по окончании курса. Итогом изученных тем предполагается - создание учениками собственных автоматизированных моделей, с написанием программ, используемых в своих проектах, и защитой этих проектов.
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате обучения учащиеся должны
ЗНАТЬ:
-
правила безопасной работы;
-
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
-
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов; -
конструктивные особенности различных роботов;
-
как передавать программы;
-
как использовать созданные программы;
-
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
-
создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
-
создавать программы на компьютере для различных роботов;
-
корректировать программы при необходимости;
-
демонстрировать технические возможности роботов;
УМЕТЬ:
-
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
-
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
-
создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
-
создавать программы на компьютере;
-
передавать (загружать) программы;
-
корректировать программы при необходимости;
-
демонстрировать технические возможности роботов.
Рекомендуемые учебные материалы
-
Классные занятия для занятого учителя: NXT. Дамиэн Ки
-
Книга открытий LEGO MINDSTORMS NXT 2.0.. Лоуренс Вок
-
LEGO Mindstorms: Последние модели. Mario Ferrari, Giulio Ferrari, Stephen Cavers
-
Методическое пособие для учителя: ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику. MINDSTORMS NXT education, 2006. - 66 с.
-
Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. - М.: NT Press, 2007, 345 стр.;
-
Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов», Д.Г. Копосов. 2012 г., БИНОМ.
-
«Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов», Д.Г. Копосов. 2012 г., БИНОМ.
-
Extreme NXT: Переход LEGO MINDSTORMS NXT на следующий уровень (второе издание). Майкл Гэспери
-
Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. Белиовская Л.Г.,Белиовский А. Е.
-
Рабочая книга соревнований по робототехнике NXT. Джеймс Флойд Келли, Джонатан Доделин
-
«Робототехника для детей и родителей», Филиппов С.А., 2010 г.
-
Руководство «ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику». 2006 г. The Lego Group.
-
«Уроки Лего - конструирования в школе», Злаказов А.С., Горшков Г.А., 2011 г., БИНОМ.
Литература для учащихся
-
Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 2001. - 125 с.
-
Энциклопедический словарь юного техника. - М., «Педагогика», 1988. - 463 с.
-
В. Гоушка. Дайте мне точку опоры. - Прага: Альбатрос, 1971. - 191 с.
Интернет-ресурсы
-
school.edu.ru/int
-
prorobot.ru
-
nnxt.blogspot.ru
-
ielf.ucoz.ru
-
fiolet-korova.ru
-
mindstorms.ru
-
lego56.ru
-
robot-develop.org
-
lego.detmir.ru