- Преподавателю
- Другое
- КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - ПУТЬ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - ПУТЬ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Егорова И.Ю. |
Дата | 29.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - ПУТЬ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
И.Ю.Егорова
Политехнический колледж №8 им. И.Ф.Павлова г. Москва
Студенчество - это особая мобильная социальная группа, специфическая общность людей, объединенных институтом среднего и высшего профессионального образования. Целью ее деятельности является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.
Возрастной этап студенчества характеризуется интенсивным развитием физического и умственного потенциала личности, повышением работоспособности и динамикой активной продуктивной (в том числе и учебной) деятельности.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников колледжей является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов.
Активность учения (освоения) определяет интенсивность «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
-
готовность выполнять учебные задания;
-
стремление к самостоятельной деятельности;
-
сознательность выполнения заданий;
-
систематичность обучения;
-
стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается сторона мотивации обучения -самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим студентам без помощи преподавателей.
Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения студентов к энергичному, целенаправленному обучению, преодоление пассивной и стереотипичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации - формирование активности студентов, повышение качества учебного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации интеллектуальной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность студентов.
Существуют основные способы активизации интеллектуальной деятельности:
-
опираться на интересы студентов и одновременно формировать мотивы обучения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
-
включать студентов в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
-
использовать дидактические игры и дискуссии;
-
использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
-
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие студентов.
В процессе приобретения студентами знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для студентов остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех студентов, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого студента.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты сами должны:
-
отстаивать свое мнение;
-
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
-
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
-
рецензировать ответы товарищей;
-
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
-
заниматься обучением отстающих;
-
самостоятельно выбирать посильное задание;
-
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
-
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
-
решать задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Сегодня необходимо разрабатывать новую психолого-педагогическую концепцию развития психики в условиях компьютерного обучения. Принцип развития - есть один из основных принципов отечественной психологии. Компьютеризация меняет историческое, онтогенетическое и функциональное развитие психики и тем самым требует дальнейшего развития самого этого принципа.
Из экспериментов видно, что в условиях использования компьютеров, в том числе и для управления познавательной деятельности человека можно получить более высокие показатели творческой активности человека, чем в традиционных условиях. В практике использования компьютеров в обучении к числу актуальных относится вопрос о том, в чем должен заключаться первый этап приобщения человека к миру компьютеров. Главное сформировать потребность в работе с компьютером, ознакомить со спектром помощи от него. Социальный заказ к психологам и педагогам заключается в том, чтобы разрабатывать психолого-педагогическое обеспечение обучающих программ для компьютеров. Для этого необходимо развитие психолого-педагогических позиций, сложившихся в докомпьютерную эпоху. Компьютеризация ведет не только к изменениям в практике обучения, к изменениям в психическом развитии людей, но и к развитию науки о психике, к дальнейшей дифференциации ее основных категорий и принципов.
Компьютеры не просто оказывают влияние на развитие психики, но и само это влияние меняется с развитием компьютеров, меняется и круг теоретических задач. Широкое внедрение компьютеров в образовании символизирует наступление новой эпохи - «компьютерной эры». К первоочередным задачам, которые уже начали решать педагоги и методисты, следует отнести определение целей, места и границ применения компьютера в учебном процессе. Ее разрешение позволит обоснованно подойти к отбору содержания, которое должно быть усвоено с помощью компьютера. Также проблемой является отбор содержания учебного материала, подлежащего усвоению с помощью компьютера. Решение этой задачи является прерогативой педагогов и методистов, четко осознающих необходимость опоры на теорию усвоения. Опыт использования компьютеров в обучении свидетельствуют о том, что стали актуализироваться методы, основанные на моделировании. Внедрение компьютеров требует также осмысление форм обучения. Следует моделировать в обучающих программах деятельность преподавателя и студентов как совместную, что наиболее отвечает целям развивающего обучения.
Компьютеризация открывает возможности для широкой реализации программы обучения, ориентированные на теорию формирования умственных действий. Отличительная черта компьютерного обучения - ориентация на новый, более высокий уровень восприятия и репродуктирования профессионального знания: если традиционные формы обучения дают возможность получения и механического его отображения, то компьютерное обучение позволяет овладеть механизмами и законами использования знания, то есть овладеть навыками и умениями, на что и ориентирована высшая школа.
Исследования, проведенные в процессе компьютерного обучения показали, что
обучение специальным знаниям и навыкам происходит на много эффективнее, если обучающийся получает не просто информацию, а и информацию, постоянно оценивающую его уровень усвоения и освоения (восприятие и оперирование знаниями).
Накопленный практический опыт позволяет с должным научным обоснованием подходить к дальнейшему углублению и конкретизации компьютерного обучения, отражающий сложные, диалектические педагогические процессы и явления, связанные с внедрением компьютерной техники в учебный процесс. Один из наиболее существенных психолого-педагогических факторов, сопутствующих компьютеризации обучения, внедрению компьютера в учебный процесс связан с повышенной возможностью индивидуализации учебно-познавательной деятельности студентов. Эта особенность компьютерного обучения полезна, поскольку позволяет дифференцировать трудность учебных заданий с учетом индивидуальных возможностей студентов, выбрать оптимальный темп обучения, повысить оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения. Компьютер вполне может взять на себя выполнение обучающих функций, не говоря уже о функциях тренировочного характера, ориентированные на закреплении знаний, умений, навыков.
В процессе компьютерного обучения необходимо учитывать те психолого-педагогические закономерности, которые связаны с формированием соответствующих эмоций. В условиях компьютеризации учебного процесса в возможен острый дефицит общения, живого слова преподавателя. Особенно важно сохранить положительное отношение студентов к жизни, чувства удовлетворения результатами своей учебной деятельности.
В колледже активно используется весь комплекс традиционных и инновационных технологий обучения:
-
структурно-логические - представляющие собой поэтапную организацию учебного процесса;
-
интеграционные - дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, научных проблем;
-
игровые - использующие различные виды деловых учебных игр, основанных на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности;
-
тренинговые - определяющие алгоритм решения типовых практических задач;
-
информационно-компьютерные - основанные на использовании автоматизированных систем обучения;
-
диалоговые - представляющие собой метод обучения, в основу которого положена активная коммуникация участников учебного процесса.
Разработка информационно-компьютерных технологий и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование.
Педагогической реальностью, с которой необходимо считаться, стали обучающие компьютерные программы, причем программы мультимедийные и интерактивные, несущие разнообразную информацию и подстраивающиеся под индивидуальные особенности обучающегося субъекта. Программы могут работать в рамках сети Интернет, расширяя возможности обучения.
Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний учеников. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения студента в данной предметной области. Компьютер лишен стереотипности в оценке, он «не знает», что данный студент «троечник» или «отличник», и поэтому без колебаний поставит заслуженную оценку.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
К основным успехам компьютеров в образовании можно отнести следующие:
-
повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность для студентов и преподавателей осуществлять оперативный доступ к различной информации, накопление, обмен и тиражирование ее;
-
использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения. Это связано с необычностью и престижностью работы с компьютером. Существование игровых программ и игровых компонентов в обучающих программах повышает притягательность компьютеров для молодежи;
-
компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения самостоятельных заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения;
-
повышаются возможности индивидуализации обучения. Это может осуществляться посредством индивидуализации темпа предъявления заданий, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей, выбора тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика, текущего контроля успеваемости и повышения объективности такого контроля.
Связь психологических исследований с разработками в области информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) возникла задолго до появления компьютеров, в частности формально-логический анализ мышления, послуживший основой для математического и компьютерного моделирования мышления, традиционно сопоставлялся с психологическими исследованиями этого процесса. Позднее это привело к психологическим разработкам алгоритмического и программированного обучения. Однако лишь с внедрением компьютеров в практическую деятельность эти работы перешли от теоретических к экспериментальным исследованиям.
Компьютеризация учебного процесса требует создания другой организационной формы обучения. Компьютеры изменяют методы и приемы проведения занятий, создают иное качественное состояние учебного процесса. Компьютерное обучение будет развиваться и совершенствоваться на основе дидактики, психологии, кибернетики и других наук, всесторонне рассматривающих процесс обучения.
Установление связей и путей функционирования основных звеньев в системе компьютерного обучения позволяет дидактам и психологам четко определять круг задач, решаемых с помощью компьютера в учебном процессе, и сформулировать к этой технике конкретные требования. Создание и применение компьютеров нуждается в обосновании, исходя из задач системы управляемого обучения.
Компьютеры как средства обучения накладывают отпечаток на мыслительную деятельность преподавателей и студентов, их эмоциональное состояние, изменяют психологическую нагрузку, характер самостоятельной и учебной работы. Учебный процесс при этом упрощается и усложняется одновременно, но он изменяется принципиально.
Развитие компьютерного обучения связано с решением многих проблем: дидактических, технических, психологических, организационных. Проблемы связаны с разработкой дидактических основ компьютерного обучения, включающих в себя структуризацию системы знаний, новые принципы организации процесса обучения, эффективные способы диалогового взаимодействия, выбор новых критериев качества учебного процесса, выделение главных факторов его интенсификации, определение принципов проведения компьютерных экспериментов с моделями изучаемых явлений, процессов формирования у обучаемых базовых понятий и ассоциаций с применением банков данных и других способов предъявления учебной информации.
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе существенно меняет роль и место преподавателя и студента в системе " преподаватель -информационно-коммуникативные технологии обучения - студент ". Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
Информационно-коммуникативные технологии обучения - не просто передаточное звено между преподавателем и студентом; смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении.
Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствовал внедрению в учебный процесс таких технологий, как САПР, мультимедиа-технологии, Internet-технологии, Web-дизайн, а их правильное использование содействует комплексному развитию личности и способностей человека.
В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:
1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2) создание единого информационного образовательного пространства;
3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5) создание системы опережающего образования.
Важнейшими задачами компьютеризации образования являются:
1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационно-коммуникативных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, научно-исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационно- коммуникативных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационно-коммуникативных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационно- коммуникативных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
9) внедрение информационно-коммуникативных технологий обучения в процесс профессиональной подготовки специалистов.
Компьютеризация процесса обучения активизирует интеллектуальную деятельность будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
-
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. для студ. вузов/ Э.Ф.Зеер. - М.: Изд. центр «Академия», 2009.
-
Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 1999.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пос. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.К. Петров /Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 224 с.
-
Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов( в схемах и таблицах): учеб. пособие для нач. проф. образования - М.:Изд. центр «Академия», 2009.
8