Статья Духовно - нравственное воспитание младших школьников

Духовно – нравственное воспитание младших школьников                                                                     Башлыкова Е.В.., МБОУ «Прибрежная ООШ                                                                               Новооскольского района                                                                             Белгородской области»,                                                               п. Прибрежный Детство – это удивительное время, впечатления о котором остан...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно - нравственное воспитание младших школьников

Башлыкова Е.В..,

МБОУ «Прибрежная ООШ

Новооскольского района

Белгородской области»,

п. Прибрежный

Детство - это удивительное время, впечатления о котором останутся с нами навсегда.

Современный ребёнок находится в информационном и социальном пространстве, не имеющем чётких границ, на него воздействуют потоки различной информации, получаемой из Интернета, компьютерных игр, кинофильмов. [2] Воздействие этих источников информации является доминирующим в процессе развития и воспитания. В.А. Сухомлинский считал, что: «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». [5]

В наше сложное время, когда потеряны многие духовные ценности и ориентиры, проблема нравственности стала главной задачей воспитания, вызывающей тревогу за судьбы наших детей. [1] Чему учить и как воспитывать их? Как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру и самобытность? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

Особое место в духовно - нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять то, что происходит с другим человеком. У младших школьников развиваются моральные чувства - товарищество, ответственность за класс, любовь к Родине, толерантность по отношению к другим, честь, независимость.

Как учитель, я в ходе бесед, анкетирования учащихся выявила, что они недостаточно чётко, а иногда и искажённо понимают смысл слов «гордость», «долг», «ответственность», «дружба» и «товарищество». Мало кто из ребят назвал своим нравственным идеалом отца, мать, учителя. Многие школьники уважают окружающих за силу, но не отмечают такие качества личности, как скромность, внимание, чуткость, сострадание, порядочность, совестливость, доброта.

Я поняла, что смогу добиться успеха в воспитании нравственных качеств у учащихся лишь в тесном контакте с родителями. На классных собраниях предложила родителям школьников рассказать о воспитательных задачах, которые они ставят перед собой, сообщить, каким хотят видеть своего ребенка, какие качества хотят у него развить. К сожалению, ответы были краткими: «Хочу, чтобы был настоящим человеком», «чтобы занимал достойное место в жизни», «чтобы был уважаемым человеком в обществе» и другие.

На родительских собраниях я познакомила родителей с тем, какую роль играет семья в формировании у детей стойких нравственных убеждений, позиций. Отметила, что на протяжении многих лет учебная деятельность - основная для ребят, что успех в учении составляет благоприятную почву для формирования нравственных убеждений, особенно если рядом авторитетные родители и учителя. Переживание удовлетворения от учебы, хорошие взаимоотношения со сверстниками, родителями и учителями создают у ребят положительное эмоциональное самочувствие. [4]

Для своих учеников стараюсь проводить различные мероприятия нравственного характера, во время которых ребята участвуют в беседах, диспутах, обсуждая такие темы, как: «Как воспитывать положительные качества личности», «Что значит быть культурным», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо», «Спешите делать добро» и другие. Детям предлагаю подумать и ответить, как бы они поступили бы в той или иной ситуации, какое правильное решение приняли, как например, «Ты нашёл в школе чей - то телефон. Что следует сделать: оставить его себе или найти хозяина и вернуть телефон?»; «Ты случайно нарушил правила игры, но твоего обмана не заметили. Продолжишь ли ты игру или откроешь правду?» и т.п.

Такие ситуации постоянно возникают в жизни. Используя их в работе, даю возможность ребёнку самостоятельно решать, как поступить, помогаю утвердиться в правильности выбора. Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в принятом решении, раскрываю нравственную сторону того или иного поступка. Например, разъясняю: «Если б ты не признался, что нашёл телефон, ребята могли бы подумать, что кто- то другой присвоил его».

Всё это помогает воспитывать в детях такие качества личности, как честность, правдивость. Такие занятия заставляют детей задуматься о своём поведении, чего я и добиваюсь в своей воспитательной работе с учащимися, так как ребята довольно часто вынуждены бывают решать, как поступить в том или ином случае, какое решение принять - важно, чтобы они не привыкали действовать по инерции, не задумываясь.

Таким образом, правильное отношение к воспитательному воздействию, готовность следовать положительному влиянию зависят от духовного богатства школьника, его эмоциональной и моральной культуры и нравственная невоспитанность формируется не только тогда, когда человек не побуждается к добрым делам, но и в случае, если благородные душевные порывы не соединяются с волевыми усилиями.[3]

Наибольшую из опасностей в духовно - нравственном воспитании детей я усматриваю в праздности их рук и ума. Все усилия учителя пропадут впустую, если не выработать у них устойчивой привычки к труду, если труд не будет их потребностью. Если эту потребность удалось сформировать, то можно смело утверждать, что заложена надёжная основа для воспитания всех нравственных качеств личности, её сознания и чувств, активной жизненной позиции.

Учитель играет и должен играть в этом процессе главную роль: нужно всегда учиться у коллег, детей, воспитывать у них такие нравственные качества, которые помогут им стать достойными людьми общества, всегда идти на шаг вперёд. Только тогда этот процесс будет и для детей, и для педагога по - настоящему творческим и принесёт желаемый результат.


Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж 1995г.

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников; В 2 ч. Под ред. А.Я. Данилюка. М., 2011г.

5. В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». -- Киев 1974 г.




© 2010-2022