• Преподавателю
  • Другое
  • Практическая направленность обучения грамоте учащихся со сложной структурой дефекта

Практическая направленность обучения грамоте учащихся со сложной структурой дефекта

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Доклад на методическом объединении

по теме:

«Практическая направленность обучения грамоте учащихся со сложной структурой дефекта».



























Практическая направленность обучения грамоте учащихся со сложной структурой дефекта.


Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Самые элементарные навыки чтения, узнавание зрительных образов наиболее частотных названий, помогут умственно отсталому подростку распознавать вывески на учреждениях («Продукты», «Овощи», «Аптека», «Вокзал» и др.), этикетки на товарах (мыло, молоко, сахар, чай и др.) и т.д. Если ребенок усвоил грамоту, необходимо научить его читать названия улиц, вывески, афиши, чтобы он смог самостоятельно ориентироваться на улице, перед кинотеатром и т.д. Желательно, чтобы он мог писать свои имя, фамилию, домашний адрес. Это пригодится в дальнейшем в различных бытовых ситуациях.

В качестве основных ориентиров в работе учителя - дефектолога при обучении грамоте можно назвать следующие:

  • Расширение у детей возможностей для понимания обращенной речи и использования речи как средства коммуникации;

  • Совершенствование процессов восприятия, являющихся основой для формирования различных видов и свойств речи;

  • Развитие познавательной деятельности за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности, формирование умений сопровождать речью совершаемые действия;

  • Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук и пальцев.

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению чтением и письмом, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению элементов чтения и письма, дает основание для оптимизма в педагогической работе.

Обучение детей и подростков базовым навыкам чтения и письма не является ведущим, оно - составляющая часть различных групповых и индивидуальных занятий.

Перед школой не стоит задача научить детей читать и писать так, как это понимается традиционно. Чтение и письмо осваивается учащимися на том уровне, который им доступен. Ученики, способные читать и писать, т.е. осваивающие звуко - буквенную систему русского письма, являются исключением. Некоторые учащиеся могут освоить «глобальное» чтение или письмо (целостное восприятие слова без буквенного анализа). Школа не должна ставить своей целью научить ребенка читать и писать механически. Если чтение и письмо не становится средством коммуникации, а обучение мучительно для ребенка, родителей и учителя, не надо стремиться к достижению этой цели, несмотря на то, что для многих родителей очень важно, если они могут сказать, что их ребенок умеет читать или писать, т.к. именно чтение и письмо являются до сих пор в сознании большинства людей «синонимами» школьного обучения. В таком случае приходится признать, что ребенок не может научиться читать и писать, и попытаться выработать для него другие способы передачи и принятия информации.

В Лечебно - педагогическом центре г. Пскова используются термины «чтение» и «письмо», но понимаются они значительно шире, чем принято в общеобразовательных школах.

1.1. Чтение

1.1.1. «Чтение» (распознавание) ситуации

  • выделять существенные признаки, анализировать ситуацию (стулья расставлены в круг, значит сейчас будет утреннее приветствие)

1.1.2. «Чтение» картинок (картинки должны быть однозначно воспринимаемы, без лишних деталей)

  • узнавать на картинках предметы, действия

  • описывать картинки

1.1.3. «Чтение» символов

Символы, знаки распространены в общественной жизни: туалет, скорая помощь, дорожные знаки. Их необходимо знать для лучшей ориентации в окружающем мире.

  • узнавать и идентифицировать символ с местом, ситуацией.

1.1.4. «Чтение» сигнальных слов

  • узнавать слова в связи с определенной ситуацией или с определенным лицом (вывеска «Продукты» над входом в магазин, имя ребенка на его рабочем месте)

1.1.5. «Чтение» слов

  • узнавать слова вне привязанности к ситуации или к определенному лицу

1.1.6. Чтение (собственное чтение)

  • читать слова, предложения, используя традиционный звуко - буквенный аналитико - синтетический метод чтения.

1.2. «Письмо»

1.2.1. Ситуативное «письмо»

  • передавать сообщение, производя действия с реальными предметами (ребенок берет стакан, таким образом он сообщает: «Я хочу пить»)

1.2.2. «Письмо» картинками

  • передавать сообщение, указывая на картинку (ребенок хочет играть в мяч, находит картинку «Мяч» и приносит ее учителю; перед поездкой в магазин дети подбирают картинки с изображением того, что надо купить).

1.2.3. «Письмо» символами

  • передавать сообщение при помощи более обобщенных, чем картинка, символов (рецепт приготовления пищи - процесс работы с символами)

1.2.4. «Письмо» сигнальных слов

  • передавать сообщение при помощи карточек с написанными словами (вывешивание карточки с написанием дня недели).

1.2.5. Составление слов из букв

  • составлять слова из вылепленных из пластилина, глины, сконструированных их спичек, ниток букв

  • составлять слова из кубиков, картинок с изображением букв

  • печатать слова на пишущей машинке, компьютере

  • писать слова большими печатными буквами

    • На первом этапе происходит овладение значением слова и формируется навык глобального чтения слова.

    • На втором этапе формируется навык буквенного анализа написанного слова и происходит развитие фонематического (звукового) анализа слова.

    • Третий этап - обучение самостоятельному написанию слова печатным шрифтом.

    • На всех этапах обучения ученики выполняют большое количество разнообразных упражнений: узнавание слова, нахождение его среди нескольких других, составление по образцу, работа с моделью слова, выделение букв в слове, узнавание таких же букв и звуков в других словах, обведение букв по трафарету, конструирование букв из различных материалов, написание букв по пунктиру, по опорным точкам, самостоятельное написание.

    • Такую работу очень хорошо начинать с изучения имени ребенка. Уметь прочесть и написать свое имя - это сильная мотивация. Кроме того, это имеет и юридическое значение: в случае необходимости учащийся может поставить свою подпись.

Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, материал программы по обучению грамоте трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия по речи планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контексте уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или группе учащихся.

Организация бучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие коммуникации, активизацию речи и познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.




Список литературы

  1. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. - Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2010 г.

  2. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Изд-во «АРКТИ», 2002.

  3. Семченкова И. А. Особенности коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с нарушением зрения / И. А. Семченкова ; И. А. Семченкова // Наука и школа. 2006.

  4. Филиппова М. В. Повышение обучаемости детей с тяжелыми нарушениями интеллекта : дис. канд. психологических наук: Ярославль, 2005.

  5. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - №1.

  6. Якубовская Э. В. Разучивание стихотворений с умственно отсталыми школьниками в пропедевтический период обучения грамоте / Э. В. Якубовская// Коррекционная педагогика. - 2005.


© 2010-2022