- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка практического занятия на тему Разработка социального проекта
Методическая разработка практического занятия на тему Разработка социального проекта
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тельнова Н.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Перевозский строительный колледж»
Методическая разработка
открытого занятия по МДК 05.01
Проектная деятельность специалиста по социальной работе
Тема: «Практическое занятие №15 Разработка социального проекта»
специальность 39.02.01 Правоохранительная деятельность
Разработал: Тельнова Наталья Александровна
г. Перевоз
2015
Методическая указания разработка открытого занятия по МДК 05. 01 Проектная деятельность специалиста по социальной работе. Перевозский строит. колледж; Сост.: Н.А. Тельнова - Перевоз, 2015. - 9 с.
Данное пособие представляет собой представляет собой методическую разработку открытого занятия по МДК 05. 01 Проектная деятельность специалиста по социальной работе, на тему «Практическое занятие №15 Разработка социального проекта». Организация и проведение занятия предусматривает применение инновационных (интерактивных) технологий и предназначена для студентов специальности 39.02.02 Социальная работа.
Рецензент: Пузрова Е.Г., преподаватель. кафедры социально-правового направления ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» .
© Перевозский строительный
колледж, 2015
Рассмотрено на заседании кафедры
социального и правового направления
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________________ Тельнова Н.А.
Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО
_________________ Курикова Г.В.
Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
План-конспект занятия
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Открытые уроки сохраняют статус одной из самых распространенных форм методической работы и важнейшего критерия уровня профессиональной квалификации преподавателя.
В данной разработке представлен методический инструментарий к проведению открытого практического занятия по МДК 05.01. Проектная деятельность специалиста по социальной работе для специальности 39.02.01 Социальная работа.
Проведение открытого занятия предусматривает использование преподавателем элементов информационно-коммуникативных технологии и технологии социального проектирования.
План-конспект открытого урока
Практическое занятие №15 Разработка социального проекта
Цель занятия: сформировать навык социального проектирования
Задачи:
Образовательная:
- проанализировать сущность и назначение основных этапов социального проектирования;
Развивающая:
- развивать способность предвидеть результаты собственной деятельности;
Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственности за результаты будущей профессиональной деятельности.
Оборудование: экран, проектор, раздаточный материал, ИС Студент
Ход занятия:
I. Организационная часть
- Проверка наличия студентов на занятии. Отметка наличия студентов в журнале. Включение презентации.
II. Сообщение темы и целей занятий
Совместная со студентами формулировка целей практического занятия, исходя из обозначенной на экране темы: «Практическое занятие №15 Разработка социального проекта». (слайд №1)
- Обозначение целей и задач на экране (слайд №2)
III. Актуализация опорных знаний студентов
- Давайте вспомним все социальные проекты, в которых вы принимали участие в процессе обучения и занятий волонтерской деятельностью?
- «Нить соприкосновения», «От сердца к сердцу», «Добровольцы детям» и др.
- Все ли из вас занимались, например, текстовым описанием проекта?
- Нет, не все.
- Сегодня на занятии, мы с вами попробуем сформировать этот очень важный навык социального проектирования.
IV. Начальная мотивация учебной деятельности.
- Отметьте по 3-х балльной шкале значимость решения в вашем городе (населенном пункте) следующих социальных проблем:
Таблица 1. Анкета.
№
Социальная проблема
Не значимо
Значимо
1
Профилактика детской безнадзорности и правонарушений
1
3
2
Профилактика детской преступности
1
3
3
Защита прав детей и подростков
1
о
4
Профилактика детской наркомании
1
5
Медицинское обслуживания детей и подростков
1
6
Организация досуга детей и подростков
1
3
7
Организация питания детей в школах
1
8
Улучшение деятельности общественных организаций
1
3
9
Улучшение работы дошкольных учреждений
1
3
10
Улучшение работы системы школьного образования
1
3
11
Улучшение организации воспитательной работы в образовательных учреждениях
1
3
12
Улучшение социальной помощи многодетным семьям, малоимущим, семьям, имеющим детей инвалидов
1
13
Контроль за соблюдением прав детей сирот, детей инвалидов, детей риска
1
3
14
Улучшение работы органов опеки и попечительства
1
3
15
Другое. Что именно?
1
3
2.Какие проблемы касающиеся прав ребенка в городе (населенном пункте) вызывают беспокойство?
- работа органов опеки и попечительства
- медицинское обслуживание
- социальная защита
- досуговая и развлекательная деятельность
- контроль за соблюдением прав ребенка
- безработица родителей
- жестокость и безразличие родителей
Студенты отвечают на вопросы анкеты и обсуждают результаты, ссылаясь на то, что все социальные проблемы семьи и детей, действительно очень важные.
V. Выполнение практического задания
- А теперь приступаем к практическому занятию.
Задание:
Составьте текстовое описание проекта по следующей структуре:
Структура текстового описания проекта. Сравнение множества проектов показывает, что их текстовое описание строится примерно по одной схеме.
Сравним две структуры. Первая их них - типовая структура, применяемая при составлении федеральных целевых программ.
Паспорт программы: а) наименование; б) дата принятия решения о разработке проекта, программы; в) заказчик; г) основной разработчик программы; д) цели и задачи программы; е) сроки реализации; ж) перечень основных подпрограмм; з) исполнители подпрограмм и основных мероприятий; и) объем и источники финансирования; к) ожидаемые конечные результаты реализации программы; л) система организации контроля за исполнением программы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения путем осуществления программы.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы
3. Система мероприятий программы.
4. Ресурсное обеспечение программы.
5. Механизмы реализации программы.
6. Организация управления программой и контроль за ее реализацией.
7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.
Приложения: 1) объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам и содержанию расходов, источникам финансовых средств; с разбивкой по этой схеме по подпрограммам); 2) дополнительная информация по программе (графики, диаграммы, отечественный и мировой опыт, литература по теме и др.).
Вторая структура основывается на обобщении нескольких сотен конкурсных проектов, которые представлялись молодежными и детскими общественными объединениями в федеральный орган исполнительной власти начиная с 1995 г. (по итогам конкурса проекты-победители получали частичное финансирование из средств федерального бюджета).
1. Проблема, на решение которой направлен проект.
2. Цели проекта.
3. Описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта, и предъявляемые к ним требования.
4. Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты. Порядок использования полученных результатов и круг лиц, в интересах которых они должны использоваться.
5. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение.
6. Порядок осуществления руководства и контроля за выполнением данного проекта (включая список лиц, непосредственно ответственных на ее реализацию).
7. Смета расходов.
VI. Итоговая часть занятия
Вид контроля: отчет о выполненной работе
VII. Сообщение задания по внеаудиторной самостоятельной работе Вопросы для самостоятельной работы:
-
Что Вы понимаете под социальным проектированием? Какую роль и значение имеет социальное проектирование в вашей профессии?
-
Какие виды социального проектирования Вы знаете и какие реализуются в вашем городе?
-
В чем состоят принципиальные требования к социальному проектированию? Каковы ограничения его использования?
-
Проанализируйте опыт создания и реализации социальных проектов в вашей практике? Какие особенности они носили, что положительное и (или) отрицательное получилось в итоге?
-
Какие методы применялись в процессе социального проектирования?
-
В чем заключалась эффективность социального проектирования?
Список используемой литературы:
-
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
-
Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 г. № 40-3 «О государственном социальном обслуживании населения»;
-
Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации [Текст]: учебник/ В.П. галаганов. - М.: КНОРУС, 2010.
-
Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 288с.
-
Ильенкова, С.Д. Социальный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие.- М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 128c.
-
Мусина-Мазнова, Г.Х. Инновационные методы практики социальной работы [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2014.- 316c.
-
Основы социальной работы [Текст]: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 2010 г. ISBN 5-16-000484-Х
-
Платонова, М.М. Инновации в социальной работе: Учебное пособие. - М.: Академия, 2011. - 256с.
-
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]/ под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 596с. ISBN 5-94789-802-Х
2.Журналы и газеты
1. Российский медицинский журнал
2. Социальная работа
3. Социальная защита
4. Надежда
3.Интернет ресурсы
1. Интернет ресурс «Информационная служба по вопросу реабилитации инвалидов». Форма доступа: rehabin.ru/
2. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: market-pages.ru
3. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: ref.by/refs
4. Интернет ресурс «Технологии социальной работы в различных сферах». Форма доступа: fictionbook.ru/
-
Интернет ресурс «Invalid.Ru" - социальный сервер для инвалидов - Законы об инвалидах» Форма доступа: invalid.ru
-
Информационно-правовой ресурс для детей «Права ребенка - твои права» - www/pravadetey.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технология разработки социальных проектов
Уважаемые коллеги!
Приступая к разработке социально-педагогического проекта, Вы можете взять за основу следующий алгоритм:
1. Оцените текущее состояние,
что предстоит сделать ________________________________________________________
определите направления развития ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
определите составляющие, подлежащие улучшению_________________________________
_____________________________________________________________________________
2.Обрисуйте ваш взгляд на перспективу решения проблемы четко изложите взгляд, объясните, почему это важно
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Определите и сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить при реализации разрабатываемого проекта
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Исходя из сформулированной проблемы, определите и сформулируйте название Вашего проекта
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Учитывая требования, предъявляемые к цели, реалистичные, обоснованные, многообещающие, ранжируемые, диагностируемые, достижимые, опишите их.
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. В соответствие с целью проекта сформулируйте задачи, необходимые для ее достижения
а) ___________________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________________
в) ___________________________________________________________________________
г)____________________________________________________________________________
Д)___________________________________________________________________________
7. Определите мероприятия, необходимые для решения каждой задачи ________________
а) ___________________________________________________________________________
б) _____________________________________________________________________________
в)____________________________________________________________________________
г)____________________________________________________________________________
Д)___________________________________________________________________________
8. Определите, каковы критерии, позволяющие определить решение поставленных задач
а) __________________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________________
в)___________________________________________________________________________
г) ___________________________________________________________________________
Д) __________________________________________________________________________
9. Выделите основные способы реализации поставленных в проекте задач
а) __________________________________________________________________________
б)___________________________________________________________________________
в) ___________________________________________________________________________
г) __________________________________________________________________________
Д)___________________________________________________________________________
10. Определите возможные риски, с которыми придется встретиться при разработке и реализации проекта (желательно по каждой задаче)
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
11. В соответствие с целью и задачами проекта обоснуйте кадровое обеспечение проекта на этапе его разработки и этапе реализации
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
12. Определите сроки выполнения проекта и отдельных его этапов. Укажите этапы проекта. Назначьте ответственного за каждый этап.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!