Конспект урока ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4







ПЛАН-КОНСПЕКТ





открытого урока на тему:


«ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ»





Автор: преподаватель основ экономики организации

Галегова Любовь Давидовна




Рекомендовано для преподавателей

экономики учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена, в том числе швейного профиля. Работа имеет прикладной характер обучения - адаптировать знания в будущей профессиональной деятельности.











г. Владикавказ

2015 г.




ЦЕЛИ УРОКА:



  1. Ознакомление обучающихся с родословной, видами, качествами и функциями денег.

  2. Развитие коммуникативных качеств обучающихся.

  3. Применение полученных знаний в профессиональной деятельности обучающихся и выпускников лицея.

Метод проведения: комбинированный.

Количество часов: 2

Перечень учебной литературы:


  1. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело, 2007.

  2. Соколова С.В. Основы экономики. М.: Академия, 2009.

  3. Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита, 2009.

  4. Череданова Л.Н. Основы экономии и предпринимательства.

М.:Академия, 2010.

Задание на самоподготовку

Литература для самостоятельной работы обучающихся.

/имеется в библиотеке лицея/


  1. Соколова С.В. Основы экономики. М.: Академия, 2009.

  2. Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита, 2009.

  3. Череданова Л.Н. Основы экономии и предпринимательства. М.:

Академия, 2010.



ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА



№№

пп

Наименование вопроса, его краткое

содержание

Время

/мин/

Методические

указания

1.

1.1.

1.2.

1.3.



2.

2.1.



2.2.

2.3.

2.4.

2.5.


3.

3.1.

3.2.

Вводная часть

Проверить наличие обучающихся, их внешний вид, готовность к занятию

Объявить тему урока и его цели.

Провести опрос в игровой форме, приложение № 1.

Моим первым вопросом, имеющим непосредственное отношение и к предпринимательству, и маркетингу был вопрос о цене. Рыночная цена - это цена, устраивающая и производителя и покупателя той или иной продукции.

Однако прежде чем говорить о цене у продавца и покупателя должны быть деньги.

Тема урока «Деньги и денежное обращение».

Основная часть

Родословная денег

Деньги - одно из величайших человеческих изобретений.

Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до нашей эры,

Когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на более нужные.

Деньги определяются самим обществом; все,

что общество признает в качестве обращения, - это и есть деньги. Действительно, деньги - это товар, выступающий

в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех

товаров. Ставится сценка.

Качества и виды денег

Функции денег

Денежное обращение /уравнение товарообмена/

Тест по теме /2-й урок/

Обучающимся необходимо подобрать к каждому термину левой колонки определение из правой. Определения записать в тетрадь.


Заключительная часть

Ответить на вопросы обучающихся.

Оценить обучающихся.

Объявить тему следующего занятия.

15

3



12










65



10











5


5


10



35







10

Недостатки устранить.

Разделить группу на 2 команды, блиц-опрос по 3 минуты, правильный ответ равен 1 балу. Побеждает команда, набравшая больше балов.




Приглашаются трое обучающихся.


Расчет стартового капитала, /задача/.

Обучающиеся получают от преподавателя тесты.


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА


на тему: «Деньги и денежное обращение»

Деньги нужны даже для того

Чтобы без них обходиться

Оноре де Бальзак.


Деньги - язык торговли. Некогда один мудрец сказал, что деньги это дорога, по которой катится колесо торговли. Образно сказал о рождении денег выдающийся историк Фернан Бродель: Как только происходит обмен товарами немедленно же раздается лепет денег». Разыгрывается сценка следующего содержания: А/ принес на рынок шкуру чернобурки, чтобы выменять на нее башмаки; Б/ принес башмаки, чтобы выменять на полотно; В/ принес полотно, чтобы выменять на него шкуру.

Каждый из них предлагает свой товар желанному партнеру, но, увы, обмен не получается. Что же делать?

Ситуация будет оставаться безысходной до тех пор, пока один из них не пойдет на двойной обмен. В такой ситуации и он должен обменять свой товар на ненужный ему лично товар другого продавца, а затем получить у третьего лица именно то, что желал иметь с самого начала.

В нашем примера: /А/ может обменять шкуру на полотно, чтобы потом отдать за башмаки. Но это означает, что на нашем примитивном рынке полотно взяло на себя роль денег (или, как иногда говорят денежного товара), разрешив конфликт между спросом и предложением. Иными словами, деньги резко облегчают перемещение (или, как говорят экономисты, «обращение») товаров между участниками торговли, и именно поэтому первая роль денег - средства, обеспечивающие обращение товаров на рынке. Деньги служат тем универсальным языком, с помощью которого легко договариваются все продавцы и покупатели. Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разнообразные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба. Например, в 15 - м веке в Исландии платили так: за подкову - Одну сушеную рыбу, за пару женских башмаков - 3 рыбины и т.д.

О том, сколь большую роль деньги играли в жизни людей с древнейших времен, красноречиво свидетельствует любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами была обнаружена мумия, пролежавшая там 5 тыс. лет. Когда ее начали обследовать, то обнаружили, что одна из рук крепко сжата в кулак и держит медную пластинку.

Это означает, что попав в пургу и поняв, что находится на краю гибели. Житель бронзового века больше всего боялся потерять самое ценное, что у него было с собой - деньги. Потому - что, именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.

Первобытные деньги, что бы это ни было - шкура животного, жемчуг или пленник, - организовывали жизнь людей совсем по - иному. Они позволили произвести операцию обмена одной вещи на другую и при этом получить удовлетворение. Формула такого обмена Т-т-Т, где т-товар посредник. В дальнейшем роль всеобщего эквивалента выполняли благородные металлы: золото и серебро. А формула обмена приобрела современный вид: Т-Д-Т (товар - деньги - товар). Итак, деньги можно определить как всеобщий эквивалент, который выражает стоимость всех товаров и услуг и служит посредником в их обмене. Деньги прошли свой путь развития, на котором можно выделить этапы полноценных и неполноценных денег.

Полноценный деньги - это деньги, в роли которых выступал денежный товар, имеющий собственную стоимость (зерно, мех, металл). Необходимо различать собственную стоимость денег, определяемую затратами на их производство, и номинальную стоимость денег, которая на них обозначена. У полноценных денег номинальная и собственная стоимость примерно соответствовали друг другу. Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги, так как этот благородный металл не ржавеет, не «зеленеет», не темнеет, однороден и имеет высокую концентрацию стоимости. Наряду со стандартными, полновесными монетами в обращении находились неполноценные - старые, а иногда и намерено обрезанные. Власти начали сознательную «порчу монет»- выпуск более легковесных или низкопробных монет при сохранении их прежнего номинала. Царь Алексей Михайлович зашел слишком далеко, изъяв из обращения все серебряные монеты, введя в обращения медные того же номинала. Такой поступок вызвал возмущение граждан. Кончился денежный эксперимент восстанием в Москве 4 августа 1662 года, вошедшее в историю под названием «Медного бунта». Более 1 тыс. человек было убито, повешено, потоплено, но, тем не менее, обесцененные медные деньги были изъяты из обращения.

Бумажные деньги начали хождение в XVIII веке, но зародились они гораздо раньше. Предположительно бумажные деньги были изобретены древними китайскими купцами. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году, при Екатерине II. Они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов, имевших твердо установленный курс, а также обменивались на золотые монеты. Так общество постепенно перешло к использованию неполноценных денег. Три столетия бумажные деньги действительно были представителями золота, свободно обменивались на него. И только в 30-х годах XX века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось. Деньги, став именно «бумажными», обслуживают лишь обращение товара. Почему же тогда произошел повсеместный и в последствии закрепившийся отход от золота?

Самое простое объяснение: бумажные деньги удобны в обращении, их легко носить с собой. Неплохо вспомнить слова великого англичанина Адама Смита, который говорил, что бумажные деньги должны рассматриваться в качестве более дешевого орудия обращения. Действительно, в обороте монеты стираются, часть благородного металла пропадает. К тому же, возрастают потребности в золоте у промышленности, медицины, потребительской сферы. И главное - товарооборот в масштабах, исчисляемых трилионнами евро, долларов, рублей и других денежных единиц, золоту просто не под силу обслужить. Переход к бумажно-денежному обращению резко расширил рамки товарного обмена. Сегодня виды денег множатся буквально на глазах. Вслед за чеками и кредитными карточками появились «электронные деньги».

В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты (денежные знаки), выпускаемые Центральным банком каждого государства. Никакой самостоятельной ценности денежные знаки не имеют. Ценность придает им только авторитет выпускавшего их государства. Россия пережила времена когда рубль выступал лишь в качестве средства обращения, роль меры стоимости измерялась долларом, сейчас обстановка стабилизируется, наши ученые-экономисты утверждают, что самым надежным средством выступает российский рубль.

Качества, которыми должны обладать деньги:

стабильность, портативность, износостойкость, однородность, делимость, узнаваемость.

Функции денег:

Средства обращения. Напомнить сценку.

Мера стоимости.

Человечество, придумав деньги, смогло их использовать только потому. Что сделало еще одно великое открытие: все товары можно сопоставить друг с другом на основе их относительной ценности, а саму эту ценность выразить с помощью единого измерителя - денег.

Средства накопления.

Лучшие сокровища - растущие сокровища.

Всегда, во всякий возраст нам пригодны;

Но юноша в них ищет слуг проворных

И, не жалея, шлет туда, сюда.

Старик же видит в них друзей надежных

И бережет их как зеницу ока.

(А.С. Пушкин, «Скупой рыцарь»)

Удивительное свойство денег, как средства сбережения - их способность победить - или, во всяком случае, обмануть само Время. Действительно, деньги дают возможность сохранить часть полученных доходов на будущее, как законсервировать их до тех пор, пока они не потребуются.

Денежное обращение

Реализация каждой функции денег встречается с множеством препятствий, в преодолении которых важна роль государства.

Денежное обращение подчиняется закону, который определяет количество денег (или денежную массу), необходимое в данный момент для обеспечения товарного обращения в стране. Это количество денег М прямо пропорционально произведению цен Р выпущенных товаров на объем Q валового национального продукта и обратно пропорционально скорости V обращения денег: M=PQ/V. Эта формула выведена с использованием уравнения Фишера, или уравнения обмена: M V = PQ.

Ну а что происходит со страной, если соответствие между потребностью в деньгах и

их реально имеющимся количеством нарушается? История знает такие примеры.

Христофор Колумб, открыв Америку, открыл в Европу огромный поток золота и серебра. Но вскоре европейцы обнаружили, что заморское золото как будто несло в себе проклятия тех индейцев, у которых его отобрали. С увеличением добычи золота оно дешевеет, и это нарушает прежние пропорции обмена монет на товары, условия, производства которых почти не изменились. В итоге цены на товары резко возросли. Этот рост был столь быстрым, что навсегда вошел в историю Европы под названием «революция цен». Легко доставшееся Испании и Португалии золото утекло как песок сквозь пальцы. Поневоле вспоминается пушкинский пересказ теории Адама Смита, что для богатства государства нужно не золото, а простой продукт-результат труда крепкой промышленности и устойчивого сельского хозяйства.

Попробуем сделать элементарный расчет стартового капитала, взяв за научную основу уравнение Фишера, используя теорию Смита и образованность Евгения Онегина.

За месяц вы можете изготовить 4 национальных осетинских платья. Норма оперативного времени на пошив одного платья составляет 42 часа, при среднемесячном фонде времени равном 168 часам (24 рабочих дня по 7 часов), тогда Q= 4 изделия (168/42); цена осетинского национального платья P=25000 рублей; денежная масса М = 100000 рублей (25000х4); скорость обращения денег V=2, если покупатель /магазин/ будет приобретать по 2 платья. Вам необходимо иметь денежную массу 50000 рублей (25х4/2). Поняв механизм расчета, я думаю, вы сможете применить свои знания в будущей профессиональной деятельности в сфере малого бизнеса.

Выводы:

  1. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения, - это и есть деньги. Действительно, деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

  2. Денежное обращение подчиняется закону, который определяет количество денег (или денежную массу), необходимое в данный момент для обеспечения товарного обращения в стране.

  3. Это количество денег М прямо пропорционально произведению цен Р выпущенных товаров на объем Q валового национального продукта и обратно пропорционально скорости V обращения денег: M=PQ/V.

  4. Производственная деятельность обучающегося ПЛ № 4 способствует развитию его профессиональных навыков и получению реальных доходов.






ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА



№№

пп

Наименование вопроса, его краткое

содержание

Время

/мин/

Методические

указания

1.

1.1.


1.2.

1.3.























2.

2.1











2.2.

2.3.

2.4.


3.

3.1.

3.2.

3.3.

Вводная часть

Проверить наличие обучающихся, их внешний вид, готовность к занятию

Объявить тему урока и его цели.

Провести опрос:

Вопросы:

1.В чем отличие розничной и оптовой цен.

2. К чему приведет чрезмерное увеличение количества денег, находящихся в обращении по сравнению с реальным количеством товаров.

3. Предпринимательство.

4. Виды предпринимательской деятельности.

5. Формы предпринимательской деятельности.

6. Маркетинг.

7. Концепция маркетинга.

8. Функции маркетинга.

9. Реклама лицея.

10. Девиз маркетинга

Моим первым вопросом, имеющим непосредственное отношение и к предпринимательству и, маркетингу был вопрос о цене. Рыночная цена - это цена, устраивающая и производителя и покупателя той или иной продукции.

Однако прежде чем говорить о цене у продавца и покупателя должны быть деньги.

Тема урока «Деньги и денежное обращение».

Основная часть

Родословная денег

Деньги - одно из величайших человеческих изобретений.

Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до нашей эры,

К когда у первобытных племен появились излишки каких-то пропродуктов, которые можно было обменять на нужные

продукты. Деньги определяются самим обществом; все,

ччто общество признает в качестве обращения, - это и есть ден деньги. Действительно, деньги - это товар, выступающий

в в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость все всех товаров. Ставится сценка.

Виды денег.

Функции денег

Денежное обращение /уравнение товарообмена/

Заключительная часть

Ответить на вопросы уч-ся

Оценить учащихся

Объявить тему следующего занятия

15

3


2

10






















65


15











20

15

10


5

Недостатки устранить.


Об-ся отвечают на вопросы переподавателя, работают индивидуально.





Ставят учащиеся.

Сообщения учащихся: об истории денег, их происхождении, приводятся интересные факты.

Расчет стартового капитала.

Из исследовательской работы Зозировой Зарины «Живые деньги»: «Теорию Смита и образованность Евгения Онегина я взяла себе на вооружение, решив начать путь к своему процветанию, создавая швейные изделия и аксессуары к ним. Рассчитывая размер стартового капитала, я пытаюсь поставить расчет на научную основу, используя уравнение Фишера.

За месяц я могу изготовить 8 платьев. Норма оперативного времени на пошив одного платья составляет 21 час, при среднемесячном фонде времени равном 168 часам (24 рабочих дня по 7 часов), тогда Q= 8 изделий (168/21); цена осетинского национального платья P=7000 рублей; денежная масса М = 56000 рублей (7000х8); скорость обращения денег V=2,

если покупатель /магазин/ будет приобретать по 4 платья. Мне необходимо иметь денежную массу 28000 рублей (7х8/2). Мои расчеты элементарны, но я поняла их механизм, и думаю смогу применить свои знания в будущей деятельности в сфере малого бизнеса».

Выводы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4






ОДОБРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

На заседании метод. комиссии

Протокол № ____ Зам. директора по УПР

От «____»_____________2008 г. __________З.С.Кесаева

Председатель МК «____» _________2008г.

_____________Саутиева З.Х.

«_____»__________2008 г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Занятия производственного обучения

на тему:


«Выполнение ручных стежков»




Автор:

мастер производственного обучения

ПЛ № 4

Качмазова К.К.










г. Владикавказ

2008 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4






ОДОБРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

На заседании метод. комиссии

Протокол № ____ Зам. директора по УПР

От «____»_____________2008 г. __________З.С.Кесаева

Председатель МК «____» _________2008г.

_____________Саутиева З.Х.

«_____»__________2008 г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Занятия производственного обучения

на тему:


«Обработка подклады и соединение с верхом изделия»




Автор:

мастер производственного обучения

ПЛ № 4

Качмазова К.К.












г. Владикавказ

2008 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4






ОДОБРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

На заседании метод. комиссии

Протокол № ____ Зам. директора по УПР

От «____»_____________2008 г. __________З.С.Кесаева

Председатель МК «____» _________2008г.

_____________Саутиева З.Х.

«_____»__________2008 г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Занятия производственного обучения

на тему:


«Обработка кармана из основных деталей изделия»




Автор:

мастер производственного обучения

ПЛ № 4

Качмазова К.К.












г. Владикавказ

2008 г.


© 2010-2022