Формирование профильных ориентаций сельских школьников

Российским обществе всё больше осознается тот факт, что образование становиться не только определяющим фактором развития общества и государства, но и важнейшим условием жизненной успешности личности.   Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, уметьпринимать решения  и нести за них отвественность. Следовательно, тр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование профильных ориентаций сельских школьников.

Российским обществе всё больше осознается тот факт, что образование становиться не только определяющим фактором развития общества и государства, но и важнейшим условием жизненной успешности личности.

Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, уметьпринимать решения и нести за них отвественность. Следовательно, традиционной школе, ориентированной в основном на традиционной школе, ориентированной в основном на траансляцию знаний необходимы качественные изменения.

Ведение предпрофильной подготовки направлено повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного маршрута, она значительно расширяет возможности для раскрытия творческого потенциала личности, ппроявление активности и деловой инициативы, способствует ориентиции и самоопределению личности в постоянно меняющемся обществе.

Особую актуальность предствавляют вопросы ведения предпрофильной подготовки в уславиях сельской школы. Роль сельской школы на селе не ограничивается только рамками образовательной функции, она имеет множество других функций и является социакультурным центром сельской жизни, своебразным «заповедником», где пока ещё сохраняется сердечное, подлинно человеческое отношение ко всему живому, идёт жизненно важный процесс взаимодействия человека с природный. В наше время решение вопроса подготовки сельских школьников и профессиональной деятельности значительно ослабилось из-за изменения института профессиональной ориентации, его отхода от школьного образования и перехода в службу занятости населения. В результате происходит несоответствие планов выпуксников школы реальным потребностям рынка труда, недостаточное развитие личностной и профессиональной мобильности, неготовность выпускников к проявлению самостоятельности в определении собственного будущего. Данная ситуация усугубляется негативным тенденциями сельской жизни: высоким уровнем безработицы, производственным кружом, падением уровня жизни населения, ограниченностью информационного и культурного пространства.

Чтобы помочь нашим детям адаптироваться в окружающем социуме и дать хотя бы относительную гарантию иметь в дальнейшем возможность зарабатывать деньги возникла потребность в разработке системы предпрофильной подготовки, которая бы:

- была расчитана на уровень интеллектуальных возможностей детей данной категории;

- была практико-ориентирована, то есть позволяля сформировать у данной категории детей определенный уровень трудовых навыков и умений;

- соответствовать запросам рынка труда;

- формировала определенный уровень экономических знаний, необходимых для ведения домашнего хозяйства.

В нашей школе- интернате мы готовим детей с иннтеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни. Нами разработана и адаптирована к условиям сельской коррекционной школы-интерната VIII вида модель предпрофильной подготовки, реализация которой показывает, насколько выпускники готовы к жизни в современных социально - экономических условиях, их умение ориентироваться в мире профессий и влючает в себя:

- информационную и просветительскую работу;

- предпроильное обучение;

- дополнительное образование;

- психологическое сопровождение;

- социально - педагогические проекты.

В итоге всей деятельности по профильной подготовке каждый учащийся должен иметь предствавление о том, кем он хочет стать , куда идти учиться.

Для реализации своей деятельности в школе имеется необходимач материальная база:

- 9 комплект - классов;

- актовый зал;

- специализированные кабинеты;

- мастерские: столярная, швейная, строительная;

- спортивная и хозяйственная зона;

- пришкольный участок, парники, теплицы - 2,35 га;

- производственный отдел - 20 га;

- цветники площадью - 0, 5 га;

- свинарник на 15 голов;

- набор сельскохозяйственной техники для обработки почвы, посадки, ухода и уборки урожая.

Созданный учебно- производственный комплекс является одной из возможных моделей учебно - фермерского хозяйства. Предпрофильная подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате осуществляется на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями).

Реализация задач предпрофильной подготовки проходит через трудовое обучение, в которое включает в себя следующие направления:

с 1 по 3 классы - «Ручной труд»

4 класс - «Рабочий подворья»

5 - 9 классы - «Цветоводство и декоративное садоводство»

5 - 9 классы - «Сельскохозяйственный труд»

5 - 9 классы - «Швейное дело»

7 - 9 классы - «Штукатурно - малярное дело»

5 - 9 класс - «Столярное дело»

5 - 7 класс - «Вязание»

5 - 9 класс - «Подготовка младшего обслуживающего персонала»

Содержание уроков по трудовому обучению дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими рабочими профессиями, востребованными в современном обществе, воспитывать интерес к ним. Особая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что на них обучающиеся, воспитанники, имеющие нарушения интеллектуального развития, не только получают определенные начальные профессиональные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.

Именно поэтому перед учителями трудового обучения специальной (коррекционной) школы так стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.

Наши воспитанники сельские жители и после окончания школы, профессионального училища они вернуться домой, в село. Поэтому необходимо научить их работать на земле. Для этого в школе был введен сельскохозяйственный труд:

- воспитанники работают в теплице, в парниках, выращивая овощную, цветочную рассаду для нужд учреждения и реализации населению;

- на пришкольном участке выращиваем все овощи, на поле - картофель. На уроках сельскохозяйственной труда детей знакомят с технологией выращивания овощных, полевых культур. Знакомят с основами содержания, кормления и ухода за животными. Это ведущий профиль трудового обучения на селе. Он является обязательным для всех обучающихся.

На уроках цветоводства и декоративного садоводства школьники знакомятся с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений. Формирует и развивает навыки по выращиванию цветочных культур, бережному обращению с комнатными и садовыми растениями. Для выполнения практической работы школа располагает территорией, достаточной для развития цветников, всё лето и до поздней осени территория утопает в цветах.

Для осуществления трудовой и профессиональной подготовки в школе имеются швейная, столярная и строительная мастерская. В швейной мастерской имеются швейные машины с ручным и ножным, электроприводом, промышленная машина, оверлоки, вязальная машина. Девочки умеют делать выкройки и шить по ним несложные швейные изделия - косынки, фартуки, платья, спецодежду, постельное бельё, могут выполнять ремонт одежды, учатся вязать спицами и крючком.

В столярной мастерской мальчики получают элементарные навыки владения столярными инструментами приспособлениями, работают на различных станках - фуговально-пильный, токарный, сверлильный, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины, могут изготовить кухонные наборы, складные садовые стульчики, и другие изделия из дерева. Обучаются умению составлять и читать чертежи, планированию последовательности выполнения трудовых операций, оценивать результаты своей и чужой работы.

На уроках штукатурно - малярного дела учащиеся постигают не только теоретические азы специальности, но и практические умения и навыки, проводят косметический ремонт помещений учебного корпуса, фасада общежития, ремонт печей на кормокухне, в хранилище.

С навыками выполнения подсобных работ на подворье, уборки уличных территорий дети знакомятся на уроках «Рабочий подворья». Подготовка воспитанников ведётся с ориентацией на реально существующие рабочие места и дает возможность им обеспечить себя в будущем посредством индивидуальной трудовой деятельности.

Направление «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, рабочих прачечной, санитарок в поликлиниках. Направления «Рабочий подворья» и «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предназначено для обучения тех учащихся, кто в силу своих глубины и особенностью структуры дефектов не может овладеть профессией столяра, швеи, штукатура-маляра.

Всё это необходимо нашим детям, потому что:

- это им пригодиться в жизни для себя и обеспечения своей семьи;

- поскольку изменился рынок труда, изменились формы трудоустройства: появились индивидуальные, фермерские, кооперативные хозяйства, куда с большим удовольствием возьмут умелого работника.

Предпрофильная подготовка является основным направлением трудового воспитания в воспитательной системе школы, которая предполагает вооружение учащихся навыками самообслуживания, развитие потребности трудиться, овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда, формирование навыков трудовой коллективной деятельности. Кроме этого проводятся различные мероприятия профориентационной направленности: мероприятия воспитателей, классные часы, неделя труда, конкурс «Лучший по профессии», месячник по профориентационной работе, психологические тренинги, общешкольные праздники. В конце учебного года учащиеся проходят летнюю трудовую практику по профилям обучения, помогают высаживать рассаду овощей, цветов, сажать картофель, сеять зерновые культуры.

Необходимым условием успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Для этого в учреждении работает психолого-медико-педагогический консилиум, одним из направлений деятельности которого является работа по профориентации со старшеклассниками, при этом учитывается состояние здоровья, психофизические особенности детей, пожелания законных представителей, мнение самих учащихся. Результатом данной работы является направление учащихся по выбранной специальности для обучения в профессиональном училище.

Формирование системы предпрофильной подготовки, социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остаётся равнодушен к судьбам детей. Школа сотрудничает с центром занятости населения для участия в мероприятиях профориентационной направленности, так как одной из важнейших задач по организации предпрофильной подготовки остается всё же трудоустройство выпускников.

Опыт специальных (коррекционных) учреждений показывает, что целеустремлённость (подчинение человеком своих действий и усилий определенным целям) учащихся особенно велика тогда, когда трудовое задание вызываем у них познавательный интерес и подкрепляется общественными мотивами. В связи с этим, программа предпрофильной подготовки тесно взаимосвязана с программой воспитания и предполагает участие детей и подростков в различных выставках и конкурсах, проведение трудовых праздников, творческих мастерских, участие в трудовых десантах, экскурсий на производственные предприятия, организации выставок детского творчества и других общественно значимых мероприятий.

Эти занятия формируют у детей и подростков представления о мире профессий осмысление, о необходимости трудовой деятельности, воспитывают уважение к труду, желание приобрести в дальнейшем профессию. Организация коллективной деятельности учащихся формирует трудолюбие, навыки коллективной деятельности, самоорганизации, адекватного поведения у подростков с проблемами интеллектуального развития.

Одним из направлений работы по предпрофильной подготовке является и организованная система дополнительного образования, которая создаёт условия и предоставляет возможность каждому ребёнку выбор кружка в зависимости от своего индивидуального пути для совершенствования выбранной трудовой направленности. Об успешности проводимых занятий в рамках системы дополнительного образования говорят наши победы в детских творческих конкурсах, где работы учащихся отмечены грамотами, дипломами.

Освоение и использование проектной технологии через реализацию обучающихся проектов также является одним из звеньев предпрофильной подготовки.разработанные проекты представляют собой практическую значимость, так как позволяют учащимся активно взаимодействовать с социумом, формируя трудовые навыки и навыки социального общения.

Разработаны и реализуются по напрвлениям трудового обучения. Таким образом, главной задачей предпрофильной подготовки является подготовка личности, обладающей социально значимимы качествами,определенными знаниямии мобильными профессиональными навыками, способная в соременных условиях успешно адаптироватся, в коллективе и повседневной жизни.

Дети с интеллектуальной недостаточностью в состоянии усваивать общения и смаобслуживания, могут справиться с посильной работой, адаптироваться к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой. Жить и вести хозяйство самостоятельно. У них формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки аднекватного поведения.


© 2010-2022