- Преподавателю
- Другое
- Статья Интерактивные технологии в преподавании экономики
Статья Интерактивные технологии в преподавании экономики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евстигнеева О.А. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интерактивные технологии в преподавании экономики
Важнейшей задачей образовательного учреждения, в том числе и преподавания экономики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании личности. В связи с этим первую цель можно конкретизировать более частными целями: воспитание у школьников в процессе деятельности положительного отношения к науке вообще и к экономике в частности; развитие интереса к физическим знаниям, научно-популярным статьям, жизненным проблемам.
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально - экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Именно поэтому данная тема очень актуальна в настоящее время, т.к. проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учениками познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности студентов
В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - "интерактивное обучение". Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
В связи с этим предполагается разрабатывать новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, поддерживать их готовность осваивать и внедрять инновации, востребованные новой образовательной ситуацией, меняются цели и задачи в подготовке специалистов - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентированный подход. "Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи", - писал еще И.Г.Песталоцци.
Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. С этим нельзя не согласиться, ведь одно из направлений психологии - интеракционизм - как раз и опирается на изучение межличностных коммуникаций («обмен символами»), важнейшими составляющими которых признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Таким образом, интерактивное обучение можно определить как такой режим обучения, который предполагает постоянно действующие и меняющие направление коммуникативные связи между обучающимися и обучающей системой в процессе их продуктивного взаимодействия (обучения). Такие связи могут быть как прямыми (от ученика к ученику, от ученика к учителю, от ученика к компьютеру и т.д.), так и обратными (от учителя к ученику); как непосредственными (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учебная группа), так и опосредованными (ученик-учебная группа-учитель, ученик-компьютер-учитель).
В обучении экономике широко используются технологии интерактивного обучения.
Что же в современном обучении экономике можно отнести к интерактивному обучению?
Это - деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, лекции с элементами дискуссий, проблемного изложения материала, исследования, практикумы, работа в малых группах и парах сменного состава, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, лабораторно-исследовательские работы, проекты, эвристическое обучение, проблемно-поисковое обучение, элементы дистанционного обучения и т.д.
Учитель и ученик становятся соавторами, создавая в процессе поиска, переработки, хранения информации новые продукты - будь то знание (субъективно новое) или личностное новообразование (потребности, запросы, способности). Ученикам предоставляется широкая свобода творчества и самореализации, поэтому все стараются проявить самостоятельность в поисковой деятельности.
Таким образом, применение современных технологий позволяет добиться:
-
развития личности, ее способностей к творческой деятельности;
-
обновления содержания обучения;
-
интеграции знаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин;
-
оптимизации процесса обучения, достижения высокого качества знаний, умений и навыков;
-
развития опыта профессионально-творческой деятельности;
-
перемещения акцента с процесса преподавания на процесс "учения" самих будущих специалистов способствует их личностно-ориентированному обучению и умению мыслить самостоятельно, что в свою очередь способствует совершенствованию профессиональной подготовки.
Можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения на уроках экономики:
-
Доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между учителем и обучающимися.
-
Демократический стиль преподавания.
-
Сотрудничество в процессе урока учителя и обучающихся, обучающихся между собой.
-
Опора на личный («экономический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов.
-
Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их регулярная и целеобусловленная смена.
-
Включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимной мотивации обучающихся.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Все это, в конечном итоге, ведет к повышению уровня подготовки учеников и к формированию у них соответствующих компетенций.