Статья на тему Применение проектой деятельности в условиях реализации ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего профессионального образования, но и при продолжении обучения в Вузе, а также в дальнейшей трудовой деятельности студентов.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ "Об образовании", законодательно утвердившем цели образования как "ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации".

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации студентов к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя в этом мире.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается авторами проекта в ходе решения поставленной проблемы.

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения студентами учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате студенты учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.

Типы учебных проектов по охране труда

Выделим возможные типы учебных проектов:

По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на учебном занятии, до длительных - продолжительностью от месяца и более.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только преподаватель, до публичного сообщения в группе или выступления перед аудиторией (на студенческой конференции, с лекцией для младших курсов и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются студенческой работой для конференции. Специфика предметного содержания охраны труда позволяет организовать исследовательские проекты на производстве.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить стенд для кабинета охрана труда). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект «негативные факторы на производстве» может носить исследовательский характер, а может - практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме, буклет, памятку, макет.

К практико-ориентированным проектам по охране труда можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

• проекты освоения территорий;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.;

• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях производственной среды.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов.

На старших курсах темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

Основные требования к использованию метода проекта:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого преподаватель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый студент:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

  • приобретает коммуникативные навыки и умения;

  • овладевает практическими умениями исследовательской работы:

  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (преподавателя и студента) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи.

Требования к исследованию:

Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:

Этапы и конкретные сроки их реализации;

Четкие задачи;

Конкретные результаты;

Планы и графики выполнения исследования.

Модель работы над исследовательским проектом.

Этапы работы над проектом

Содержание деятельности

  • Мотивационный (целеполагание)

Выбор проекта совместно с преподавателем и учащимися; формирование рабочих групп, определение целей и задач по группам.

  • .Планирование деятельности

Определение хода работы над проектом, составление плана действий.

  • Исследовательский

  1. Выдвижение предположений (гипотез).

  2. Сбор информации из разных источников, её анализ и сопоставление с гипотезой.

  3. Выбор и систематизация необходимых материалов для проведения экспериментальной части.

  4. Подготовка и проведение эксперимента.

  5. Сопоставление результатов эксперимента с гипотезой.

  • Представление результатов деятельности

Реализация и защита проекта, составление презентаций, устных докладов, выполнение макетов, схем, таблиц, защита проекта в форме вечера, конференции, открытого урока и т.д.

  • Рефлексивно - оценочный

Анализ и оценка результатов.

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

  • Обоснование темы;

  • Постановка целей и задач

  • Определение объекта и предмета исследования

  • Разработка гипотезы исследования

  • Непосредственно исследования

  • Результаты

  • Оценка полученных результатов и выводы.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

Определяя содержание студенческих исследований, преподаватель должен следить, чтобы все творческие задания были:

простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;

разнообразными по содержанию;

интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;

разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;

исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

В результате выполнения исследования или проекта у обучающихся вырабатываются

  1. информационно - аналитические умения: видеть проблему; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям, классифицировать, экспериментировать, задавать вопросы;

  2. информационно - поисковые умения: уметь наблюдать; уметь общаться; уметь работать с книгой, с текстом; владеть словом; уметь искать информацию в интернете.

Работа над учебными проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс, из скучной «принудиловки» в результативную созидательную творческую деятельность. Уместно в связи с этим напомнить слова Л.Н.Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное предложение этих сведений».

Исследовательские и проектные разработки следует не только выполнить, но и в обязательном порядке, представить итоги исследования для ознакомления всем заинтересованным лицам, а результаты проекта - оформить в том виде, в котором они могут использованы. Защищая свои исследовательские работы и презентуя проекты, студенты приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников - всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала. Именно такое завершение студенческих разработок подтвердит их социальную значимость, позволит студентам получить адекватную оценку собственной проектно-исследовательской деятельности. «Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах», - писал В.А.Сухомлинский. Целостное видение процессов материализации замыслов в востребованный обществом продукт, позволяет студенту приобщиться к научно-производственному процессу, соответствующему его способностям, возможностям, личным характеристикам, распознать, а впоследствии и занять свое место в коллективах, осуществляющих научно-техническую и производственную деятельность.

Все отрасли современной науки и техники тесно связаны между собой, поэтому и учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Интеграция в процессе обучения способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и его организации, взаимосвязи явлений в природе и обществе.

Сегодня на рынке труда востребованы специалисты с технико-экономическим или юридическим образованием, специалисты в области нано- и биотехнологий, инженеры и менеджеры со знанием иностранных языков и др.. Согласно социологическим исследованиям в нашем обществе существует потребность в профессионалах, способных самостоятельно преобразовывать монопредметные знания в междисциплинарные комплексы, обладающих интегрированными знаниями в разных областях науки.

За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным педагогом стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности студентов.



© 2010-2022