- Преподавателю
- Другое
- План работы школьной библиотеки на 2014-2015 учебный год
План работы школьной библиотеки на 2014-2015 учебный год
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скворцова Г.А. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старостаничной СОШ
Приказ от _____________ № ______
___________________М.А.Буслаева
М.П.
План работы
школьной библиотеки
Библиотекарь: Скворцова Галина Анатольевна
План работы разработан на основе справочника школьного библиотекаря / авт.-сост. И. Б. Горшкова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 201 с.
Справочника школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д.Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 2-еизд.,исп. и дополн.. - 456 с.
Цели работы библиотеки
-
Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
-
Пропаганда культуры мира и ненасилия в интересах детей.
-
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания обучающихся, педагогов и других категорий читателей.
-
Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи библиотеки
-Развивать правовую культуру читателей, гражданственность, патриотизм, связь семьи и школьной библиотеки. Расширять читательский интерес к истории России и Донского края. -Формировать у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучать пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
-Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.
-Приобщать читателей к художественным традициям и внедрять новые формы культурно-досуговой деятельности.
-Проводить индивидуальную работу с читателями как основу формирования информационной культуры личности школьников.
-Обеспечить участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.
Нормативные документы
-
Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., рег. № 17785)
-
Федеральный закон «О библиотечном деле».
-
«Конвенция о правах ребенка».
-
«Манифест школьных библиотек ИФЛА-ЮНЕСКО»
-
Приказ Минобразования РФ от 24 августа 2000 г. № 2488 «Об учете фонда библиотек образовательных учреждений»
-
Приложение №1 к приказу № 2488 «Инструкция об учете библиотечного фонда».
-
Приложение №2 к приказу № 2488 Методические рекомендации по применению «Инструкция об учете библиотечного фонда».
-
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253);
-
Устав школы (Постановлением Главы Администрации Каменского района» от 25.12.2011 №1482п);
-
Распорядительные документы ОУ.
II. Основные функции работы
школьной библиотеки
1. Образовательная - поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.
2.Информационная - предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
3.Культурная - организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию обучающихся.
Деятельность по формированию фонда школьной библиотеки
№ п/п
Содержание работы
Срок исполнения
1
1. Работа с фондом учебной литературы
1.
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году.
Сентябрь- октябрь
2.
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
• составление совместно с учителями заказа на учебники;
• формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации;
• подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;
Март
• осуществление контроля выполнения сделанного заказа.
Август
3.
Прием и обработка поступивших учебников:
оформление накладных;
запись в книгу суммарного учета;
штемпелевание.
По мере поступления
4.
Диагностика уровня обеспеченности обучающихся учебниками и другой литературой.
Сентябрь
5.
Прием и выдача учебников обучающимся.
Июнь, август
6.
Информирование учителей и обучающихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
Сентябрь
7.
Оформление выставки «Знакомьтесь - новые учебники».
Сентябрь
8.
Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ.
Ноябрь - февраль
9.
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов).
Два раза в год (в конце полугодий)
10.
Работа с фондом учебников:
• ведение учета;
• размещение для хранения.
Сентябрь-
ноябрь
11.
Составление электронной базы данных «Основные показатели».
В течение
года
2. Работа с фондом художественной литературы
12.
Своевременное проведение обработки и регистрации изданий.
По мере поступления в течение года
13.
Обеспечение свободного доступа в школьной библиотеки:
• к художественному фонду (для всех обучающихся и сотрудников школы).
Постоянно
14.
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.
Постоянно
16.
Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий.
Постоянно
17.
Ведение работы по сохранности фонда.
Постоянно
18.
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.
Постоянно
19.
Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением обучающихся.
Один раз в четверть
20.
Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами».
В течение
года
21.
Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.
Декабрь, июнь
22.
Оформление новых разделителей:
• в зоне открытого доступа;
• полочные разделители по темам и классам;
• учебники;
• по новым отделам;
• по алфавиту;
• с портретами писателей.
В течение
года
3. Комплектование фонда периодики
23.
Оформление подписки на первое и второе полугодия.
Октябрь,
апрель
IV. Работа с пользователями
Индивидуальная работа
1.
Обслуживание читателей на абонементе: обучающихся, педагогов, технического персонала школы, родителей.
Постоянно
2.
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки.
Постоянно
3.
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей.
Один раз
в месяц
4.
Подготовка рекомендаций для читателей - в соответствии с возрастными категориями.
Постоянно
5.
Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации
«Я - книга! Я - товарищ твой!».
Август
6.
«Летнее чтение с увлечением» - подбор списков литературы для
дополнительного изучения истории, литературы, географии и биологии.
Май
7.
«Чтобы легче было учиться» - подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году.
Май
Работа с обучающимися школы
8.
Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в школьной библиотеки.
Постоянно
9.
Рекомендательные беседы при выдаче книг.
Постоянно
10.
Беседы со школьниками о прочитанном.
Постоянно
11.
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.
По мере
поступления
Работа с родительской общественностью
12.
Составление списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.
Май,
август.
Работа с педагогическим коллективом
13.
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
Периодически (на совещаниях).
14.
Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.
Март
Библиотечно-библиографические и информационные знания -обучающимся школы
15.
1класс
Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)?
Ноябрь
16.
1класс
Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт).
Май
17.
2класс
Роль и назначение библиотеки. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Литературная викторина.
Сентябрь
18.
2класс
Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация
Февраль
19.
2класс
Викторина «Сколько лет Деду Морозу?»
Январь
20.
3класс
Беседа о здоровом питании.
Сентябрь
21.
3класс
Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель - формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы)
Октябрь
22.
3класс
История книги. Знакомство с необычными книгами. Какими бывают книги? Методы самостоятельной работы с книгой.
Февраль
23.
4класс
«Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии.
Март
24.
4класс
История книги. Знакомство с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки.
Апрель
25.
5класс
Библиотечный урок «Книга и библиотека. Путешествие во времени и пространстве».
Март
26.
5класс
Библиотечный урок «Первые библиотекари от А до Я».
Апрель
27.
6класс
Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
Ноябрь
28
6класс
Библиотечный урок «Берегите землю».
Декабрь
29.
7класс
Книга на Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Декабрь
30.
7класс
Библиотечный урок «Компьютер - враг или помощник?»
Октябрь
31.
8класс
Литературное знакомство «Антон Павлович Чехов» презентация с элементами викторины.
Январь
32.
8класс.
Викторина. Поклонимся великим тем годам.
Май
Массовая работа
33.
Выставка учебных изданий к предметным неделям «Методическая копилка».
По предметным неделям
34.
Выставки к юбилейным датам писателей
В течение
года
35.
Выставки книг юбиляров
В течение
года
36.
Подготовка к Женскому дню 8 Марта.
Март
37.
Подготовка к Новому году.
Декабрь
38.
Неделя русского языка и литературы (подбор материала к школьным газетам)
Ноябрь
39.
Неделя математики (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам)
В течение года, согласно плану предметных недель
40.
Неделя обществознания - «Уголок России» (подбор литературы к газетам и сообщениям)
В течение года, согласно плану предметных недель
41.
Месячник военно-патриотического воспитания:
- громкое чтение книг о войне (1-4 классы - выборочно);
- подготовка поздравления ветеранам войны;
- подбор материалов к выступлениям, рефератам.
Февраль
42.
«Подвиг Кирилла и Мефодия» (ко Дню славянской письменности и культуры)
Май.
43.
Неделя детской книги:
- чтение сказок.
Весенние
каникулы
44.
Празднование Дня Победы
- митинг;
Май
45.
Шолоховская весна:
- громкое чтение рассказов М. Шолохова (1-5 классы);
- книжная выставка «М. Шолохов - певец Дона»;
- обзор биографии и творчества М. Шолохова (5-9 классы).
Май
Нравственное воспитание
46.
Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения».
По мере
требования
47.
Книжно-журнальная выставка «Мир, в котором тебя любят».
Постоянно
Безопасность и здоровый образ жизни
48.
Выпуск газеты «Здоровье - это здорово!»
Март
Экологическое воспитание
49.
Выставка «Берегите воду!»
Постоянно
Работа по формированию интереса к истории Отечества и Донского края
50.
Сентябрь
51.
Фольклорный час «Кто такие казаки?».
Апрель
52.
Книжная выставка «Писатели Дона»
Постоянно
Выставки к юбилейным датам русских и зарубежных писателей, памятных дат
15. 10
200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.
Октябрь
15.01.
220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), поэта, драматурга, дипломата.
Январь
29.01.
155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860-1904), писателя, драматурга.
Январь
07.02.
130 лет со дня рождения Синклера Льюиса (1885-1951), американского писателя, лауреата Нобелевской премии.
Февраль
06.03.
200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова (1815-1869), поэта
Март
18.03.
50 лет первого выхода в космос советского лётчика космонавта А.Леонова
Март
14.04.
270 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792), писателя, драматурга.
Апрель
09.05.
70 лет Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945).
Май
24.05.
110 лет со дня рождения М.Шолохова.
Май
06.06.
Пушкинский день России
Июнь
21.06.
105 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского, поэта.
Июнь
22.06.
22 июня - День памяти и скорби.
Июнь
Книги-юбиляры
400 лет - «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» М.Сервантеса (1615 - окончательная редакция.)
230 лет - «Приключения барона Мюнхаузена» Э.Распэ (1785 )
225 лет - «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева (1790)
195 лет - «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина (1820)
190 лет - «Борис Годунов» А.С.Пушкина (1825)
185 лет - «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина (1830)
185 лет - «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина (1830)
180 лет - «Ледяной дом» И.И.Лажечникова (1835)
175 лет - «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова (1840)
175 лет - «Мцыри» М.Ю.Лермонтова (1840)
170 лет - «Бедные люди» Ф.М.Достоевского (1845)
160 лет - «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого (1855)
155 лет - «Всадник без головы» Майн Рида (1860)
145 лет - «20 000 лье под водой» Ж.Верна (1870)
145 лет - «Царь Борис» А.К.Толстого (1875)
135 лет - «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского (1880)
90 лет - «Анна Снегина, «Черный человек» С.А.Есенина
75 лет - «Тихий Дон» М.А.Шолохова (1940)
70 лет - «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского (1945)
70 лет - «Туманность Андромеды» И.Ефремова (1945)
70 лет - «Петр I» А.Н.Толстого (1945)
V. Реклама библиотеки
1.Создание фирменного стиля.
1.
Размещение эмблемы школьной библиотеки в абонентном отделе.
Сентябрь
2.
Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы
Октябрь
3.
Изготовление и распространение среди читателей экслибриса школьной библиотеки.
В течение
года
2. Рекламная деятельность школьной библиотеки
4.
Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных
собраниях, родительских собраниях).
Постоянно
5.
Наглядная реклама (информационные объявления о выставках проводимых библиотекой).
Постоянно
6.
Оформление информационных стендов-папок:
- «Правила пользования книгой»;
- «Правила поведения в библиотеке».
В течение
года
7.
Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат»
В течение
года
8.
Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку
В течение
года
9.
Сотрудничество с детской библиотекой, центром эстетического воспитания детей.
Постоянно
10.
Информирование пользователей о режиме работы.
Сентябрь
11.
Проведение недели детской книги
Март
VI. Профессиональное развитие сотрудников библиотеки.
1.
Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей.
В течение
года
2.
Участие в семинарах методического объединения по темам:
- «Развитие инновационного потенциала ШБ, как ресурс повышения самообразования»;
- «Организация самостоятельной поисковой деятельности».
Декабрь
Май
3.
Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере.
В течение
года
4.
Продолжение электронной записи учебников (Основные показатели).
В течение
года
5.
Изучение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека» и другие периодические издания.
Постоянно
6.
Изучать передовой опыт других библиотек.
Постоянно
VII. Взаимодействие школьной библиотеки с другими библиотеками
1.
Обмен учебниками с библиотеками школ района.
Август - сентябрь, май - июнь
2.
Экскурсия для начальных классов в детскую библиотеку.
Ноябрь
3.
Участие в мероприятиях по проведению Недели детской книги в детской библиотеке.
Март
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения
________________________ _______________
от _________ 2014года № ___ (подпись)
___________ __________________
(подпись) (дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
от _________ 20 __ года № ___