План работы школьной библиотеки на 2014-2015 учебный год

План работы школьной библиотеки на 2014-2015 учебный год нацелен на развитие правовой культуры читателей, воспитание гражданственности, патриотизма, установление связи семьи и школьной библиотеки, расширение читательского интереса к истории России и Донского края. Работа библиотеки стремится формировать у читателей навыки независимого библиотечного пользователя: обучать пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старостаничная средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ Старостаничной СОШ

Приказ от _____________ № ______

___________________М.А.Буслаева

М.П.

План работы


школьной библиотеки

Библиотекарь: Скворцова Галина Анатольевна

План работы разработан на основе справочника школьного библиотекаря / авт.-сост. И. Б. Горшкова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 201 с.

Справочника школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д.Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 2-еизд.,исп. и дополн.. - 456 с.













Цели работы библиотеки

  • Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.

  • Пропаганда культуры мира и ненасилия в интересах детей.

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания обучающихся, педагогов и других категорий читателей.

  • Пропаганда здорового образа жизни.



Задачи библиотеки

-Развивать правовую культуру читателей, гражданственность, патриотизм, связь семьи и школьной библиотеки. Расширять читательский интерес к истории России и Донского края. -Формировать у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучать пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

-Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.

-Приобщать читателей к художественным традициям и внедрять новые формы культурно-досуговой деятельности.

-Проводить индивидуальную работу с читателями как основу формирования информационной культуры личности школьников.

-Обеспечить участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.


Нормативные документы


  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., рег. № 17785)

  2. Федеральный закон «О библиотечном деле».

  3. «Конвенция о правах ребенка».

  4. «Манифест школьных библиотек ИФЛА-ЮНЕСКО»

  5. Приказ Минобразования РФ от 24 августа 2000 г. № 2488 «Об учете фонда библиотек образовательных учреждений»

  6. Приложение №1 к приказу № 2488 «Инструкция об учете библиотечного фонда».

  7. Приложение №2 к приказу № 2488 Методические рекомендации по применению «Инструкция об учете библиотечного фонда».

  8. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253);

  9. Устав школы (Постановлением Главы Администрации Каменского района» от 25.12.2011 №1482п);

  10. Распорядительные документы ОУ.



II. Основные функции работы
школьной библиотеки

1. Образовательная - поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.

2.Информационная - предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

3.Культурная - организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию обучающихся.


Деятельность по формированию фонда школьной библиотеки


п/п

Содержание работы

Срок исполнения

1

1. Работа с фондом учебной литературы

1.

Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году.

Сентябрь- октябрь

2.

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

• составление совместно с учителями заказа на учебники;

• формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации;

• подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;

Март


• осуществление контроля выполнения сделанного заказа.

Август

3.

Прием и обработка поступивших учебников:

оформление накладных;

запись в книгу суммарного учета;

штемпелевание.

По мере поступления

4.

Диагностика уровня обеспеченности обучающихся учебниками и другой литературой.

Сентябрь

5.

Прием и выдача учебников обучающимся.

Июнь, август

6.

Информирование учителей и обучающихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

Сентябрь

7.

Оформление выставки «Знакомьтесь - новые учебники».

Сентябрь

8.

Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ.

Ноябрь - февраль

9.

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов).

Два раза в год (в конце полугодий)

10.

Работа с фондом учебников:

• ведение учета;

• размещение для хранения.

Сентябрь-

ноябрь

11.

Составление электронной базы данных «Основные показатели».

В течение

года


2. Работа с фондом художественной литературы

12.

Своевременное проведение обработки и регистрации изданий.

По мере поступления в течение года

13.

Обеспечение свободного доступа в школьной библиотеки:

• к художественному фонду (для всех обучающихся и сотрудников школы).

Постоянно

14.

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.

Постоянно

16.

Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий.

Постоянно

17.

Ведение работы по сохранности фонда.

Постоянно

18.

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.

Постоянно

19.

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением обучающихся.

Один раз в четверть

20.

Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами».

В течение
года

21.

Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.

Декабрь, июнь

22.

Оформление новых разделителей:

• в зоне открытого доступа;

• полочные разделители по темам и классам;

• учебники;

• по новым отделам;

• по алфавиту;

• с портретами писателей.

В течение
года

3. Комплектование фонда периодики

23.

Оформление подписки на первое и второе полугодия.

Октябрь,
апрель

IV. Работа с пользователями

Индивидуальная работа

1.

Обслуживание читателей на абонементе: обучающихся, педагогов, технического персонала школы, родителей.

Постоянно

2.

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки.

Постоянно

3.

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей.

Один раз
в месяц

4.

Подготовка рекомендаций для читателей - в соответствии с возрастными категориями.

Постоянно

5.

Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации

«Я - книга! Я - товарищ твой!».

Август

6.

«Летнее чтение с увлечением» - подбор списков литературы для

дополнительного изучения истории, литературы, географии и биологии.

Май

7.

«Чтобы легче было учиться» - подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году.

Май

Работа с обучающимися школы

8.

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в школьной библиотеки.

Постоянно

9.

Рекомендательные беседы при выдаче книг.

Постоянно

10.

Беседы со школьниками о прочитанном.

Постоянно

11.

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.

По мере

поступления

Работа с родительской общественностью

12.

Составление списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.

Май,

август.

Работа с педагогическим коллективом

13.

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.

Периодически (на совещаниях).

14.

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.

Март

Библиотечно-библиографические и информационные знания -обучающимся школы

15.

1класс

Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)?


Ноябрь

16.

1класс

Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт).

Май

17.

2класс

Роль и назначение библиотеки. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Литературная викторина.

Сентябрь

18.

2класс

Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация

Февраль

19.

2класс

Викторина «Сколько лет Деду Морозу?»

Январь

20.

3класс

Беседа о здоровом питании.

Сентябрь

21.

3класс

Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель - формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы)

Октябрь

22.

3класс

История книги. Знакомство с необычными книгами. Какими бывают книги? Методы самостоятельной работы с книгой.

Февраль

23.

4класс

«Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии.

Март

24.

4класс

История книги. Знакомство с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки.

Апрель

25.

5класс

Библиотечный урок «Книга и библиотека. Путешествие во времени и пространстве».

Март

26.

5класс

Библиотечный урок «Первые библиотекари от А до Я».

Апрель

27.

6класс

Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.

Ноябрь

28

6класс

Библиотечный урок «Берегите землю».

Декабрь

29.

7класс

Книга на Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Декабрь

30.

7класс

Библиотечный урок «Компьютер - враг или помощник?»

Октябрь

31.

8класс

Литературное знакомство «Антон Павлович Чехов» презентация с элементами викторины.

Январь

32.

8класс.

Викторина. Поклонимся великим тем годам.

Май

Массовая работа

33.

Выставка учебных изданий к предметным неделям «Методическая копилка».

По предметным неделям

34.

Выставки к юбилейным датам писателей

В течение

года

35.

Выставки книг юбиляров

В течение

года

36.

Подготовка к Женскому дню 8 Марта.

Март

37.

Подготовка к Новому году.

Декабрь

38.

Неделя русского языка и литературы (подбор материала к школьным газетам)

Ноябрь

39.

Неделя математики (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам)

В течение года, согласно плану предметных недель

40.

Неделя обществознания - «Уголок России» (подбор литературы к газетам и сообщениям)

В течение года, согласно плану предметных недель

41.

Месячник военно-патриотического воспитания:

- громкое чтение книг о войне (1-4 классы - выборочно);

- подготовка поздравления ветеранам войны;

- подбор материалов к выступлениям, рефератам.

Февраль

42.

«Подвиг Кирилла и Мефодия» (ко Дню славянской письменности и культуры)

Май.

43.

Неделя детской книги:

- чтение сказок.

Весенние
каникулы

44.

Празднование Дня Победы

- митинг;

Май

45.

Шолоховская весна:

- громкое чтение рассказов М. Шолохова (1-5 классы);

- книжная выставка «М. Шолохов - певец Дона»;

- обзор биографии и творчества М. Шолохова (5-9 классы).

Май


Нравственное воспитание


46.

Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения».

По мере

требования

47.

Книжно-журнальная выставка «Мир, в котором тебя любят».

Постоянно


Безопасность и здоровый образ жизни


48.

Выпуск газеты «Здоровье - это здорово!»

Март

Экологическое воспитание

49.

Выставка «Берегите воду!»

Постоянно

Работа по формированию интереса к истории Отечества и Донского края

50.

Сентябрь

51.

Фольклорный час «Кто такие казаки?».

Апрель

52.

Книжная выставка «Писатели Дона»

Постоянно


Выставки к юбилейным датам русских и зарубежных писателей, памятных дат


15. 10

200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Октябрь

15.01.

220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), поэта, драматурга, дипломата.

Январь

29.01.

155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860-1904), писателя, драматурга.

Январь

07.02.

130 лет со дня рождения Синклера Льюиса (1885-1951), американского писателя, лауреата Нобелевской премии.

Февраль

06.03.

200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова (1815-1869), поэта

Март

18.03.

50 лет первого выхода в космос советского лётчика космонавта А.Леонова

Март

14.04.

270 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792), писателя, драматурга.

Апрель

09.05.

70 лет Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945).

Май

24.05.

110 лет со дня рождения М.Шолохова.

Май

06.06.

Пушкинский день России

Июнь

21.06.

105 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского, поэта.

Июнь

22.06.

22 июня - День памяти и скорби.

Июнь


Книги-юбиляры

400 лет - «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» М.Сервантеса (1615 - окончательная редакция.)

230 лет - «Приключения барона Мюнхаузена» Э.Распэ (1785 )

225 лет - «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева (1790)

195 лет - «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина (1820)

190 лет - «Борис Годунов» А.С.Пушкина (1825)

185 лет - «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина (1830)

185 лет - «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина (1830)

180 лет - «Ледяной дом» И.И.Лажечникова (1835)

175 лет - «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова (1840)

175 лет - «Мцыри» М.Ю.Лермонтова (1840)

170 лет - «Бедные люди» Ф.М.Достоевского (1845)

160 лет - «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого (1855)

155 лет - «Всадник без головы» Майн Рида (1860)

145 лет - «20 000 лье под водой» Ж.Верна (1870)

145 лет - «Царь Борис» А.К.Толстого (1875)

135 лет - «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского (1880)

90 лет - «Анна Снегина, «Черный человек» С.А.Есенина

75 лет - «Тихий Дон» М.А.Шолохова (1940)

70 лет - «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского (1945)

70 лет - «Туманность Андромеды» И.Ефремова (1945)

70 лет - «Петр I» А.Н.Толстого (1945)

V. Реклама библиотеки

1.Создание фирменного стиля.

1.

Размещение эмблемы школьной библиотеки в абонентном отделе.

Сентябрь

2.

Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы

Октябрь

3.

Изготовление и распространение среди читателей экслибриса школьной библиотеки.

В течение
года

2. Рекламная деятельность школьной библиотеки

4.

Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных

собраниях, родительских собраниях).

Постоянно

5.

Наглядная реклама (информационные объявления о выставках проводимых библиотекой).

Постоянно

6.

Оформление информационных стендов-папок:

- «Правила пользования книгой»;

- «Правила поведения в библиотеке».

В течение

года

7.

Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат»

В течение

года

8.

Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку

В течение

года

9.

Сотрудничество с детской библиотекой, центром эстетического воспитания детей.

Постоянно

10.

Информирование пользователей о режиме работы.

Сентябрь

11.

Проведение недели детской книги

Март

VI. Профессиональное развитие сотрудников библиотеки.

1.

Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей.

В течение

года

2.

Участие в семинарах методического объединения по темам:

- «Развитие инновационного потенциала ШБ, как ресурс повышения самообразования»;

- «Организация самостоятельной поисковой деятельности».

Декабрь



Май

3.

Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере.

В течение

года

4.

Продолжение электронной записи учебников (Основные показатели).

В течение

года

5.

Изучение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека» и другие периодические издания.

Постоянно

6.

Изучать передовой опыт других библиотек.

Постоянно

VII. Взаимодействие школьной библиотеки с другими библиотеками

1.

Обмен учебниками с библиотеками школ района.

Август - сентябрь, май - июнь

2.

Экскурсия для начальных классов в детскую библиотеку.

Ноябрь

3.

Участие в мероприятиях по проведению Недели детской книги в детской библиотеке.

Март


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УР

методического объединения

________________________ _______________

от _________ 2014года № ___ (подпись)

___________ __________________

(подпись) (дата)

«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»

Протокол заседания педагогического совета

от _________ 20 __ года № ___




© 2010-2022