• Преподавателю
  • Другое
  • Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа «Проволочная фантазия для детей с ОВЗ»

Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа «Проволочная фантазия для детей с ОВЗ»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ



Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю

Педагогического/методического совета СЮТ Директор СЮТ

Протокол № ______от _________ _________ В.Н. Гращенков

___________ О.Г. Шигаева Приказ № ___________

От «___»______20___г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПРОВОЛОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Направленность - техническая

Уровень - ознакомительный

Рассчитана на детей от 7 до 14 лет

Срок реализации (общее количество часов - 72) - 1 год





Шигаева Ольга Германовна

педагог дополнительного образования



Приморско-Ахтарск

2015 год

Пояснительная записка

Общее конструирование из бисера «Проволочная фантазия» является дополнительной общеразвивающей программой для детей с ограниченными возможностями и относится к технической направленности.

Данная программа направлена на формирование и развитие творческих способностей, развитию мелкой моторики, воображения и фантазии детей с ограниченными возможностями.

Актуальность:

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.

Бисероплетение - один из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества, который в последние годы входит в моду, становится популярным, поднимается из полузабытья. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления оригинальных изделий из бисера. Изделия, изготовленные вручную из бисера (деревья и цветы из бисера, картины, вышитые бисером, тканые изделия, украшения, бижутерия) высоко ценятся в современном мире. Оригинальные и всегда уникальные изделия из бисера позволяют детям с ограниченными возможностями самовыразиться, подчеркнуть особенности своего характера, реализовать свой творческий потенциал. Поэтому объединение «Радуга цветов» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам учащихся. Данная программа актуальна и в том, что занятия бисером вырабатывают умение видеть прекрасное. Дети с ограниченными возможностями учатся планировать свою работу, распределять время. Процесс выполнения изделий из бисера требует от них ловких действий, а в ходе систематического труда рука приобретает уверенность и точность, а пальцы становятся гибкими, что оказывает решающее воздействие на развитие мелкой моторики и становление красивого и ровного почерка. Такой труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает работа с бисером на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, воображения и внимания.

Цель:

- знакомство с основами общего конструирования из бисера;

- обучение моделированию из проволоки;

- создание условий для творческого развития личности через освоение им бисерного искусства;

- активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

- углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам конструирования из бисера, цветовидения и освоение техники бисероплетения;

- развитие творческих способностей, образного мышления, внимания, фантазии, формирование эстетического вкуса, мелкой моторики, координации движений.

Новизна, педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия по конструированию из бисера способствуют формированию творческой активности детей с ограниченными возможностями, то есть готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к постижению окружающего мира, умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях.

Новые педагогические технологии в проведении занятий по конструированию из бисера вводят детей с ограниченными возможностями в удивительный мир бисероплетения, дают возможность поверить в себя, свои способности.

Любая работы с бисером - не только увлекательна, но и познавательна. Бисер дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его морально-волевых и нравственных качеств. Занятия благотворно влияют на развитие детской фантазии, творческие способности. Умение изготовить своими руками поделки помогает детям с ограниченными самоутвердиться в глазах сверстников, что особенно важно в период нравственного становления личности ребенка сначала в детском объединении, а затем и в окружающем мире. Воспитание и обучение в детском объединении осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы.

Новизна и отличительная особенность программы заключается в интеграции бисера: конструирование из бисера, моделирование из проволоки с другими видами бисероплетения: аппликацией, вышиванием.

Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ребенок получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

Особое внимание уделяется созданию доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности ребенка.

Отличительные особенности образовательной программы:

Отличительной особенностью программы является формирование разносторонне развитой личности на основе изучения русской культуры и знакомства с ее художественными традициями и народными промыслами. Так как проблема приобщения к народному творчеству актуальна в настоящее время. Не только дети, но и взрослые не знают традиции своего народа и не стремятся изменить ситуацию к лучшему. Изучая конструирование из бисера по данной программе дети с ограниченными возможностями будут изучать истоки нашей истории и культуры. В процессе усвоения программы дети получат знания по экономике: научатся определять себестоимость своего труда, быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. Подача материала осуществляется в процессе практических занятий, в игровой форме с включением мультимедийных презентаций. Также программой предусмотрена познавательно- досуговая деятельность, посещение выставок, экскурсии.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями в возрасте от 7 до 14 лет.

Сроки реализации программы:

Курс программы рассчитан на 1 год обучения.

В первый год на занятия отводится 72 часа с режимом работы: по 2 часа 1раз в неделю.

Обучение начинается с изготовления простейших деталей на проволоке для, затем - конструирование деревьев и цветов методом петельного плетения, изготовление украшений, сувениров и подарков. Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения выполнять изделия из бисера различными способами и методами. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, ситуационный, экскурсии.

Ожидаемые результаты:

В конце изучения курса обучающиеся должны знать основные приёмы конструирования из бисера, последовательность изготовления изделий из бисера, уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами.

Способы проверки знаний:

Промежуточный контроль:

- самоанализ достижений: чему новому научились, способы плетения бисером, какие работы были на выставке, конкурсе;

- тестовый контроль, представляющий собой проверку теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса;

- итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении.

Результат реализации программы:

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как на базе Станции юных техников, так и на районных, краевых выставках, использование поделок-сувениров в качестве подарков.

























Учебно-тематический план 1 года обучения



Тема занятия

теория

практика

всего часов

1.

Вводное занятие. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Полезные советы. Правила технике безопасности ППД, ППБ. Беседа: «История возникновения бисера».

2

2

2.

Конструирование миниатюрных деревьев из бисера: осенние деревья. Оформление композиций.

2

18

20

3.

Конструирование деревьев из бисера: зимние деревья. Оформление композиций.

2

18

20

4.

Стаканчик для карандашей из цветной проволоки. Оформление работы.

2

6

8

5.

Конструирование деревьев из бисера: весенние деревья. Оформление композиций

2

18

20

6.

Итоговое занятие.

- Обсуждение с учащимися о проделанной работе за год.

- Тестирование учащихся для проверке знаний и умений.

2

2

ИТОГО:

12

60

72



Содержание программы 1 года обучения.

1. Введение. Инструменты и материалы.

История бисероплетения. Знакомство с задачами и планом работы объединения на год. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. Основные и дополнительные инструменты, необходимые для работы. Знакомство с правилами ТБ при работе с ножницами и иголками, проволокой. Знакомство с примерными образцами изделий, которые могут быть сделаны по программе кружка в этом году. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение - один из старинных видов рукоделия».

2. Конструирование миниатюрных деревьев из бисера: Осенние деревья. Теоретические сведения. Просмотр схем. Основные приемы бисероплетения, используемые для конструирования деревьев из бисера: петельное, игольчатое, параллельное плетение. Техника выполнения. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практическая работа: выполнение деталей на проволоке. Сборка и оформление изделия.

3. Конструирование деревьев из бисера: Зимние деревья. Теоретические сведения. Просмотр схем. Основные приемы бисероплетения, используемые для конструирования деревьев из бисера: петельное, игольчатое, параллельное плетение. Техника выполнения. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практическая работа: выполнение деталей на проволоке. Сборка и оформление изделия.

4. Стаканчик для карандашей из цветной проволоки. Теоретические сведения. Просмотр схем. Оформление работы.

5. Конструирование деревьев из бисера: Весенние деревья. Теоретические сведения. Просмотр схем. Основные приемы бисероплетения, используемые для конструирования деревьев из бисера: петельное, игольчатое, параллельное плетение. Техника выполнения. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практическая работа: выполнение деталей на проволоке. Сборка и оформление изделия.

6. Итоговое занятие.

- Обсуждение с учащимися проделанной работы за год.

- Награждение самых лучших.

- Тестирование учащихся для проверки знаний и умений.

Должны уметь:

- Правильно организовать свое рабочее место;

- Соблюдать правила безопасной работы;

- Правильно и компактно хранить материалы и инструменты;

- Самостоятельно выполнять простые изделия из бисера по схеме.

Методическое обеспечение программы.

Формы проведения занятий:

  1. беседы.

  2. мастер-класс;

  3. открытое занятие;

  4. презентация;

  5. творческая мастерская;

  6. экскурсия;

  7. ярмарка.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. объяснительно-иллюстративный;

  2. демонстрационный;

  3. метод контроля;

  4. метод игровой ситуации;

  5. проблемно-поисковый;

  6. ситуационный;

  7. творческий метод.

Дидактический материал:

  1. использование учебных пособий и книг;

  2. наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом;

  3. творческие работы, стенды и т.д.;

  4. образцы изделий;

  5. схемы деревьев из бисера;

  6. фотографии;

  7. мультимедийные материалы;

  8. компьютерные программные средства.

Способы определения результативности:

  1. начальный контроль (сентябрь);

  2. текущий контроль (в течении всего учебного года);

  3. промежуточный контроль (январь);

  4. итоговый контроль (май).

Результаты достижений каждого ребенка поможет увидеть:

  1. педагогическое наблюдение;

  2. детский мониторинг;

  3. участие обучающихся в выставках, конкурсах;

  4. активность учащихся на открытых занятиях.

Детский мониторинг:

  1. накопление фотоматериалов;

  2. активность учащегося в конкурсах (грамоты).

Формы подведения итогов:

  1. выставка;

  2. открытое занятие;

  3. показ детских достижений (работ);

  4. анкетирование.

Список литературы для педагога:

1. Артамонова Е.В. Бисер.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.- 192 с.

2. Баскова Т.Н.. Бисер. Уроки труда в начальной школе. С-Петербург:, 2005.- 192 с.

3. Виноградова Е.Г. Новые модели фенечек из бисера. - М: Сова, 2006 г.

4. Вирко Е.В. Бисер: новые идеи для украшений и аксессуаров. М.: Эксмо, 2009 - 64 с.

5. Гашицкая Р.П. Цветы из пайеток. - М.:Мартин, 2012 г.

6. Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов н/Д: Изд. Дом «ПРоф- Пресс», 2004 - 480 с.

7. Гринченко А. Вышивка бисерм.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.-64 с.

8. Ляукина М.В. Бисер.- М.: АСТ- ПРЕСС, 1999. - 176 с.

9. Стольная Е.А. Цветы и деревья из бисера.-М.: Мартин, 2007 г.

10. Фигурки из бисера. Мартынова Л. Изд-во "Культура и традиции", 2004 г. 11. Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

12. Чиотти Д. Бисер. - М., 2004. 13. Журналы по вышивке крестиком «Вышивка крестом»,

Список литературы для детей:

1. Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. - М.: «Айрис - пресс», 2004.- 208 с.

2. Иванова В. Фенечки для девочек. - М.: «Премьера», 1999. - 192 с.

3. Сказочный мир бисера. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. издательство "Феникс", 2004 г.



© 2010-2022