• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Набережночелнинский политехнический колледж»






Разработка урока (занятия) по основам инженерной графики по теме

« Сечения вынесенные и наложенные»


Разработчик: Медведева Наталья Александровна, преподаватель инженерной и компьютерной графики

высшей квалификационной категории







2015 г.



Чтобы постичь чужую мудрость, нужна, прежде всего, самостоятельная работа.

Л.Н.Толстой






Модульная программа. Способы построения изображений и аксонометрических проекций на чертежах и эскизах.

Общая компетентность. Применять основные правила оформления чертежей по ГОСТ, читать несложные чертежи деталей различного назначения в соответствии с ГОСТ.

Результат 4. Выполнять сечения и разрезы на чертежах деталей в соответствии с ГОСТ.



Тема 14. Сечения вынесенные и наложенные.

Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап -7 мин.

1.1 .Мотивация (слайд № 1-5)

2.Организация самостоятельной работы обучающихся по основным вопросам темы урока - 70 мин. (Учебный материал № 14, лист с заданием № 14.1 «Закрепляющий материал»).

2.1 Назначение сечений.

2.2. Конструктивные элементы деталей.

2.3.Построение сечений.

2.4.Расположение сечений.

2.5.Обозначение сечений.

2.6. Правила выполнения сечений.

3 . Подведение итогов учебной деятельности - 13 мин.

3.1 .Проверка степени усвоения изученной информации (лист с заданием № 14.2)

3.2.Оценка средств обучения и деятельности педагога (дневник урока)

3.3 Домашнее задание.

Технические средства: компьютер, интерактивная доска.









Методические рекомендации.

Качество образования это: качество образовательного процесса; качество условий обучения и учения; качество реальных результатов образования. В чем актуальность модульного обучения? Почему модульному обучению отводится большое значение? Появилась гибкость в системе образования. Появился новый заказчик в системе образования: это новая молодежь (им скучно - так отвечают 80% опрошенных ; возросшие требования работодателей к качеству подготовки специалистов); Изменение технологии обучения предполагает изменение системы образования по четырем направлениям: ценность образования (результат на выходе); чему учить и обучать (содержание); в какой последовательности; каким способом учить и обучаться (технологии). Одним из таких подходов является модульное обучение. Модуль - это относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенной профессиональной компетентности. Компетентность - это способность личности демонстрировать знания, профессиональные навыки и применять их в нестандартных ситуациях- это личностный фактор процесса обучения.

Мною разработана модульная программа по черчению «Способы построения изображений и аксонометрических проекций на чертежах и эскизах», для подготовки специалистов по профессиям: слесарь-ремонтник, контролёр станочных и ремонтных работ, слесарь по ремонту автомобилей, наладчик станков и манипуляторов с ПУ, станочник широкого профиля и соответствующая федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. Модульная программа «Способы построения изображений и аксонометрических проекций на чертежах и эскизах» представляет собой теоретическое обучение и является частью дисциплины «черчение» первой ступени подготовки. Данный модуль может применяться как самостоятельно, так и для переподготовки рабочих службой занятости по данным профессиям, в учебно-производственных комбинатах и на курсах повышения квалификации. Программа включает в себя словарь основных терминов, учебный материал, задания разного уровня сложности, представленные в различных формах и материалы оценки компетентности, что позволяет обучающимся самостоятельно изучать предмет, а также осуществлять контроль. Программа позволит студентам овладеть правилами чтения и способами выполнения несложных рабочих чертежей и эскизов деталей. По окончанию изучения модульной программы студент будет способен читать и выполнять несложные рабочие чертежи, эскизы Программа включает в себя четыре результата деятельности:

Результат 1: Объяснять основные сведения оформления чертежей в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.

Результат 2: Выполнять чертежи деталей с использованием геометрических построений в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.

Результат 3: Применять методы проецирования при выполнении чертежей предметов в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.

Результат 4: Выполнять сечения и разрезы на чертежах деталей в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.

При изучении данного модуля применяются различные формы работы с студентами: индивидуальная, работа в парах, групповая. Усвоение новой учебной информации организуется на уроках по вопросам учебного материала. В зависимости от количества учебных часов и значимости темы для профессиональной деятельности тема может рассматриваться в течение нескольких учебных занятий и наоборот. Для оценки качества и уровня усвоения учебного материала применяются задания «Проверки степени усвоения учебного материала». По результатам проверки определяется достигнутый уровень результатов обучения. Рекомендуется в конце занятий заполнять дневник урока, как одно из форм самооценки деятельности обучаемых на учебном занятии и качества применяемых учебно-программных средств. Для подтверждения компетентности по каждому результату проходит процесс оценки компетентности. Для оценки знаний применяются индивидуальные вопросы соответствия (тестирование), практические аудиторные работы. Использование технологии МКО предусматривает: подготовку новых средств обучения, разработку комплектов средств обучения и их применение в процессе самообучения, разработку методик диагностирования эффективности применяемых средств и методов обучения. Важную роль в преобразовании учебной информации в знания, навыки и в целом в профессиональную компетентность является создание и использование в учебном процессе системы современных средств обучения: презентации, слайд - лекции, закрепляющие упражнения с использованием интерактивной доски, выполнение чертежей в электронном виде с использованием САПР- ADEM.

Я считаю, что использование модульно- компетентностного подхода на уроках черчения будет способствовать качественной подготовке студентов в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения.

1.Организационно-мотивационный этап -7 мин.

1 слайд.

-Ребята, а кто такой профессионал? (Ответы ребят…)

-А может профессионал сам изучить новый станок, инструмент? (Ответы ребят- может)

- профессинал может изготовить деталь с браком? (Ответы ребят-нет)

- профессинал любит свою училище, семью, город, страну? (Ответы ребят-да)

-Да. Мы с вами учимся в колледже чтобы стать профессионалами.

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные









2 слайд

Мы с вами учимся по модульной программе (прочитать) Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные



3 слайд

Прочитать ребятам те результаты, которые должны быть достигнуты.


Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные






















4 слайд

Тема нашего урока: « Сечения вынесенные и наложенные». Ребята записывают тему и план в тетрадь.

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные



5 слайд .






Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

5 слайд.

записывают план урока.







2.Организация самостоятельной работы студентов по основным вопросам темы урока - 70 мин. (Учебный материал № 14, лист с заданием № 14.1 «Закрепляющий материал»).

2.1 Назначение сечений.

2.2. Конструктивные элементы деталей.

2.3.Построение сечений.

2.4.Расположение сечений.

2.5.Обозначение сечений.

2.6. Правила выполнения сечений.

Студентам демонстрируется презентация по теме « СЕЧЕНИЕ»

Слайд 6.Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

-На каких уроках вы встречались с сечением? (Ответы ребят…)








Слайд 7.

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные














Я знакомлю студентов с сечением, рассматриваем построение сечений, расположение и обозначение сечений по презентации, которую я сама сделала. Некоторые слайды этой презентации я здесь размещаю.

Слайд 8.

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные


Слайд 9.













Слайд 9.


Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные



Студенты начинают отвечать на вопросы закрепляющего материала. (Лист с заданием 14.1) После того как ребята ответят на вопросы 1-3 мы их озвучиваем вслух и разбираем тот вопрос, который вызвал затруднение. Во 2 задании чертеж выполняется на компьютерах в программе ADEM.

Для закрепления темы используются упражнения в программе МИМИО, студенты сами выбирают какому наглядному изображению соответствует чертеж с сечением.

В завершении занятия предлагается студентам ответить самостоятельно на листочках на 3 вопроса (Лист с заданием 14.2) по новой теме и сдать учителю. Обязательно нужно сказать, что оценка не ставится за это задание, а лишь для того, чтобы учитель знал, все ли им было понятно.

Далее студенты заполняют «Дневник урока», где пишут свое мнение, что понравилось на занятии.


Учебный материал 14.

Сечения

Для выявления поперечной формы деталей, необходимо применить сечения. Для того чтобы получить сечение, деталь мысленно рассекают воображаемой секущей плоскостью в том месте, где нужно выявить её форму. Фигура, полученная в результате рассечения детали секущей плоскостью, изображается на чертеже.

Сечения - изображения фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями. На сечении показываются только то, что получается непосредственно в секущей плоскости.

Рис.1. Чертеж с сечениями.Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

На чертеже (рис.1) изображён ступенчатый вал, имеющий лыску, шпоночную канавку, глухие отверстия. По чертежу этого вала (рис 1) в случае отсутствия сечений было бы трудно определить форму и глубину шпоночной канавки, количество лысок (одна или две), количество отверстий. Чтобы показать поперечную форму предмета - строят сечения

Конструктивные элементы деталей (рис.2).

Бобышка - прилив на литой детали, предназначенный для усиления ее сечения в местах установки крепежных болтов, ввертывания шпилек и т. п.

Буртик- кольцевой выступ на цилиндрических частях

деталей машин (например, на валиках), препятствующий продольному

перемещению валика или оси.

Галтель - криволинейная поверхность плавного перехода от меньшего сечения вала к плоской части заплечика или буртика.

Лыска - плоская поверхность вала, параллельная его геометрической оси.

Накатка - мелкое рифление поверхности.

Паз - углубление продолговатой формы, ограниченное с боков параллельными поверхностями.

Проточка - кольцевая выточка (желобок) па стержне или в отверстии.

Фаска - скошенная кромка стержня, бруска, листа или отверстия.Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Рис.2.Конструктивные элементы деталей.



Построение сечений

Для этого мысленно рассекают вал двумя секущими плоскостями А и Б, перпендикулярными оси вала (рис.3).

Плоскость А проходит поперек лыски и показывает поперечную форму детали в этом месте. Плоскость Б, рассекающая вал поперек шпоночной канавки, выявляет ее глубину и форму. Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Рис.3. Образование сечений

Чтобы показать часть предмета, которая попадает в секущую плоскость, её выделяют штриховкой, которую наносят тонкими линиями под углом 45°. Если в сечении хотят показать, из какого материала деталь изготовлена, то пользуются их графическими обозначениями. Некоторые из них показаны на таблице (таблица 1.) Для металлов штриховку наносят тонкими линиями под углом 45° на расстоянии 2...3 мм, причем расстояние между штрихами надо соблюдать одинаковым.

Таблица 1. Графические обозначения материалов в сечениях.

Материал

Обозначение

Материал

Обозначение

Металл и твердые сплавы

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Стекло и другие светопрозрачные материалы

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Неметаллические материалы*

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Жидкости

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Древесина

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Грунт естественный

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Камень естественный

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Керамика и силикатные материалы

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

По построению и расположению сечение должно соответствовать направлению, указанному стрелками (Рис.4.).Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные


Рис.4. Сечение

Сечения в зависимости от расположения на чертеже делятся на вынесенные и наложенные.

Вынесенными сечениями называются такие, которые располагаются вне контура изображений (рис.5). Государственный стандарт отдает им предпочтение, так как они не загружают чертеж лишними линиями.

Фигуру вынесенного сечения обводят основной сплошной линией (s), которую используют и для изображения видимого контура предмета. Вынесенное сечение можно располагать на любом месте поля чертежа. Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Рис.5. Вынесенное сечение

Вынесенное сечение можно располагать на продолжении линии сечения. При этом не нужно проводить разомкнутые линии и обозначать сечение буквами. Линией сечения в этом случае служит осевая линия (рис.6).

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные


Рис.6. Вынесенное сечение на продолжении линии сечения

Вынесенное сечение (рис.7) можно расположить и в разрыве между частями вида. Условный разрыв предмета на чертеже показывают тонкой (от s /3 до s/2) волнистой линией. Как и в предыдущем примере, здесь нет разомкнутых линий и надписей

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные



Рис.7. Вынесенное сечение в разрыве между частями вида

Наложенными сечениями называются такие сечения, которые располагаются непосредственно на видах. Его обводят тонкой сплошной линией (от s|3 до s/2).

Наложенное сечение (рис.8) располагают в том месте, где проходила секущая плоскость, непосредственно на самом виде, к которому оно относится, то - есть как бы накладывают на изображение.

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные



Рис.8.Наложенное сечение

Обозначение сечений

Чтобы определить место, где находится секущая плоскость, его обозначают.

Положение секущей плоскости указывают разомкнутой линией. Эта линия называется линией сечения. Она не должна пересекать основной контур (рис.9).

Перпендикулярно разомкнутой линии проводят тонкие сплошные, заканчивающиеся стрелками линии. Стрелки показывают направление взгляда. Около стрелок пишут прописные буквы русского алфавита (А, Б, В, Г, Д и т.д.) Сечение в этом случае, обозначают по типу А - А или Б - Б (рис.9).Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные


Рис. 9. Обозначение сечения

Для несимметричных сечений, расположенных в разрыве (рис.10) или наложенных (рис.11), линию сечения проводят со стрелками, но буквами не обозначают.

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенныеМетодическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные


Рис.10.Несимметричное сечение

Рис.11.Несимметричное
сечение

Если секущая плоскость проходит через ось вращения цилиндрического, конического, сферического углублений, сквозного отверстия, то контуры отверстия или углубления в сечении показывают полностью (рис.12).

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные


Рис.12. Примеры сечений, когда контуры отверстия или углубления в сечении показывают полностью.

Для нескольких одинаковых сечений, относящихся к одному предмету, линию сечения обозначают одной буквой и вычерчивают одно сечение (рис. 13).

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные








Рис.13.Обозначение одинаковых сечений

Допускается располагать сечение на любом месте поля чертежа, а также с поворотом с добавлением условного графического обозначения (повернуто) Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Правила выполнения сечений.

1.Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Проанализируем геометрическую форму деталей и установим места
введения секущих плоскостей.

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

2.

Мысленно введем
секущие плоскости А и Б
через элементы, усложняющие общую геометрическую форму каждой части детали

3.Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Проведем анализ графического состава сечений плоскостями А и Б и определим их симметричность

4.Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Мысленно повернем секущие плоскости на 90 градусов так, чтобы они совместились
с осью валика

5.Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Построим вид детали и фигуры сечений








Лист с заданием 14.1.

Закрепляющий материал.

Задание 1 .Ответить письменно на вопросы, используя учебный материал:

1.Продолжи фразу: «Сечение - это …»

2. Для чего применяют на чертежах сечения?

3.Рассмотрите рис.1. чертеж вала. Выпишите в тетрадь номера конструктивных элементов вала рядом с их наименованиями:

Фаска- , лыска- , отвертие- , глухое отверстие- , паз- , шпоночный паз- , проточка - .Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные











Рис.1.Чертеж вала.

4. Запиши определение вынесенного сечения и сделай чертеж.

5. Запиши определение наложенного сечения и сделай чертеж.

6. Под каким углом штрихуют сечения металлических деталей?

7. Перечерти и подпиши графические обозначения материалов.

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенныеМетодическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенныеМетодическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенныеМетодическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Задание 2. Перечертите вид спереди детали «Вал» рис.2. Нанесите все необходимые размеры, укажите на чертеже возможные положения секущих плоскостей для выполнения сечений. Постройте сечение.


Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные






Рис.2.Чертеж вала.

ADEM CAD: Упражнения.

1.Черчение вида

2.Простановка размеров

3.Простановка линии разреза на чертеже.

14.5.6 Линия разреза

Линия разреза служит для обозначения разреза на чертеже.

14.5.6.1 Чтобы построить линию разреза надо:

  1. Нажать и удерживать кнопку Полка на панели Символы, выбрать кнопку Линия разреза.

  2. Указать положение первой стрелки разреза.

  3. Указать точки изменения направления секущей плоскости (если такие имеются).

  4. Указать положение второй стрелки разреза.

  5. Нажать Esc или среднюю кнопку мыши.


Лист с заданием 14.2

Проверка степени усвоения материала

  1. Из перечисленных предложений выберите признаки вынесенного сечения:

а) допускается размещать в разрыве между частями вида

б) контур фигуры сечения обводят сплошной тонкой линией

  1. Определите, какое из двух сечений является вынесенным. Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные


б)

а)

3. Найдите правильно выполненное сечение в соответствии с направлением взгляда, указанным стрелками (рис.1).

Методическая разработка урока по технической графике Сечения вынесенные и наложенные




Рис.1.Задание на определение сечений, правильно совмещенных с плоскостью чертежа.

Дневник урока

Тема. Сечения вынесенные и наложенные.

Отметьте галочкой в соответствующей клеточке свое мнение об уроке.

Группа №-------

Довольны

Недовольны

Разочарованы

Комментарии

Были ли учебные

материалы, которые вы использовали, понятны и полезны?


Насколько успешно сделана подборка учебного материала?


Насколько понятно сформулированы задания и вопросы?


Как педагог реагировал на ваши вопросы?


Какова в целом ваша оценка данного урока?


Понравилось ли вам использование технических средств на уроке?




© 2010-2022