- Преподавателю
- Другое
- Программа деятельности трудового отряда старшеклассников Альтаир
Программа деятельности трудового отряда старшеклассников Альтаир
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Отчина О.Б. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа деятельности молодёжного трудового отряда старшеклассников «Альтаир»
Концептуальные основы программы.
Молодёжный трудовой отряд старшеклассников - это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является активизация социально-значимой деятельности учащихся школы, правовой базы взаимоотношений «работник - работодатель».
Цель программы: создание благоприятных педагогических организующих социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого члена отряда в процессе включения его в разнообразную коллективную социально-значимую деятельность; воспитание гражданина, патриота своей страны.
Задачи:
- создание системы работы молодёжного отряда старшеклассников как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого члена отряда;
- представление учащимся реальной возможности участвовать в благоустройстве посёлка, территории школы и улучшения экологической обстановки;
- формирование у учащихся правильного понимания гражданского долга, элементов правовой культуры при самозащите, защите и спасении людей и окружающей среды;
- формирование правильного восприятия роли и места человека в глобальной системе «природа-человек-общество»;
- организация помощи ветеранам и пожилым людям.
Базовые подходы:
Гуманистический подход - направлен на создание в отряде обстановки социальной защищённости ребёнка и отношений содружества в коллективе. В практической деятельности руководителя коолектива это отражается в следующих правилах:
-
опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;
-
в общении должно доминировать уважительное отношение;
-
руководитель должен защищать интересы членов отряда и помогать им в решении актуальных проблем;
-
защита членов отряда старшеклассников должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
-
в отряде должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинство её членов.
Деятельностный подход - по мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Старшеклассникам нужна интересная отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность. Задача педагогов - направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемыми и социально признаваемыми.
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где её нет, всякое самоуправление выразиться в фикцию или игру» (С.И. Гессен)
Педагогическое сопровождение.
Организация деятельности трудового отряда старшеклассников основана на самоуправлении. Каждый член отряда может внести предложение в организацию трудового распорядка, выбора производимой работы, организацию досуговой деятельности и отдыха.
При участии руководителя отряда учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют её выполнение, анализируют достигнутые результаты, составляют творческие отчёты о проделанной работе. Каждый учащийся, являющийся членом единого коллектива, выполняет порученную ему работу «не на страх, а на совесть».
Отряд
«Альтаир»
Руководитель
Командир
Актив отряда
Молодёжный трудовой отряд имеет свои атрибуты:
-
Название - «АЛЬТАИР»
-
Девиз - если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.
-
Песня -
С неба лиловые падают звёзды,
Даже желанье задумать не просто.
На небосклоне небесных светил
Пусть загорится звезда «Альтаир».
Пр: Звездопад, звездопад
Это к счастью друзья говоря.
Мы оставим на память в палатке
Эту песню для новых орлят.
-
Основные направления деятельности - ремонтная, социальной помощи, экологическая.
-
Программа трудовой деятельности отряда называется - «Экодомус».
-
Программа гражданского правового воспитания называется - «
Цели программы:
- развитие нравственно-волевых качеств личности в условиях экологического воспитания в сельской школе;
- создание условий для становления и развития личности, становление гражданской позиции личности, через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной и правовой деятельности детей и взрослых;
- осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающих людях и об окружающей среде.
Задачи:
- реализация познавательных и других интересов, потребностей ребёнка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, краеведения и туризма;
- организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр и приумножению природного наследия;
- реализация исследовательских и познавательных интересов в играх, учёбе, делах, общении;
- развитие у учащихся личного опыта правовых взаимоотношений с людьми;
-приобретение личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
- формирование чёткой гражданской позиции во взаимоотношениях с людьми и окружающей средой (правовая база).
Содержание программы - пояснительная записка.
В программе «Экодомус» участвуют члены молодёжного трудового отряда старшеклассников, общественность, познающие и улучшающие мир и природное наследие.
Программа построена на теоретическом изучении природы, правовых взаимоотношений и практической части программы, через реализацию социально значимых проектов по благоустройству территории школы как социокультурного центра села, благоустройству территории посёлка, помощь престарелым людям и ветеранам.
В ходе реализации программы учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего села, района, региона, страны, планеты, познакомиться с животным и растительным миром, причинами нарушений экологического равновесия и роли человека в экосистеме планеты.
Углубить правовую основу своих знаний и получить практические навыки правовых взаимоотношений.
В практической части программы - знакомятся с теми видами человеческой деятельности, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.
В рамках программы учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристическо-краеведческие походы, различные виды соревнований (волейбол, мини-футбол, баскетбол).
Сроки и этапы реализации программы.
I этап - организационный:
* Формирование численного состава отряда;
* Заключение трудового договора с ЦГУЗН по МО «Вешкаймский район»;
* Выбор объектов для проведения работ и планирование трудовой деятельности.
II этап - реализация:
-
Отлаживание механизма взаимодействия с общественными организациями, трудовыми коллективами (МУП ЖКХ «Коммунальщик»), администрацией посёлка Чуфарово, частным предпринимателем Потаповым А.Ю.
-
Непосредственное участие в выполнении работ.
III этап - результаты выполнения программы:
-
Молодёжный трудовой отряд работал над проектом «Внимание - детям». Сотрудничали с администрацией детского сада и ЧП Потаповым А.Ю. по вопросу ремонта беседки для прогулки детей старшей группы. С Потаповым договаривались о выделении строительных материалов и оказывали помощь в ремонте и покраске беседки.
-
Помогали пожилым людям - убирали территорию вокруг домов, разбивали клумбы.
-
Ремонтная бригада работала по подготовке школы к началу учебного года.
-
Собирали смородину и вишню, яблоки для школьной столовой. Повара готовили компоты на зиму, для витаминизации третьих блюд и удешевления стоимости обеда для школьников в столовой.
-
Сажали кустарники и молодые деревца на территории посёлка.
-
Продолжили работу по проекту «Река моего детства».
Направления работы:
-
Познавательное.
-
Практическое.
-
Здоровье сберегающее.
Познавательная часть программы:
Овладение умениями и навыками - общения с людьми вышестоящими по социальной лестнице. Взаимодействия в коллективе и их правовой базой, прислушиваться к мнению других, проводить конструктивный диалог, защищать себя и свою точку зрения, составлять трудовой договор, писать резюме, отстаивать свои интересы, т.е получаем основы правовых знаний.
Учимся уважать старших и отдаём им часть своей доброты.
Узнаём дополнительно о последствиях экологического воздействия человека на природу и последствий его деятельности.
Практическая часть программы.
Работа над проектом «Внимание - детям». Помощь ветеранам и пожилым людям. Работа на пришкольном участке. Разбивка клумб и цветников. Сбор смородины, вишни и яблок. Участие в подготовке школы к началу учебного года. Работа над проектом «Река моего детства».
Получение практических навыков в вопросах правовых взаимоотношений «работодатель - работник». Составление резюме, изучение трудового кодекса. Составление презентации «Подросток на рынке труда». Организация изучения специфики трудовых профессий - повара, столяра, медсестры, сталевара, почтальона, тракториста, продавца, кузнеца и др.
Здоровьесберегающая часть программы:
Правильно и рационально организовано рабочее время членов трудового отряда старшеклассников.
Организация досуга и отдыха учащихся.
Привлечение к культурной программе деятельности отряда жителей посёлка. Проведение совместных соревновательных мероприятий между членами отряда и молодёжью села.
Выступление агитбригады «Сделай свой выбор» для молодёжи посёлка.
Циклограмма работы по направлениям.
№
п/п
Направ-
ление
Тема мероприятия
Ответственные
Результаты
1
Познавательная
Изучение статей Трудового кодекса
Руководитель отряда
Составлен трудовой договор
2
Диспут по материалам презентации «Подросток на рынке труда»
Общественный уполномоченный по правам ребёнка
3
Беседа «Не бойтесь делать добро».
Актив отряда
4
Социально-образовательный проект «Гражданин»
Актив отряда
Презентация
5
Социальное проектирование как практика активного служения местному сообществу
Руководитель отряда
Создание презентации
6
Правовые аспекты отношений между членами коллектива
Руководитель отряда
7
Беседа «Человек не река, чтобы не оглядываться назад.» Сервантес, писатель - рефлексия проектной деятельности
Актив бригады, руководитель отряда
1
Практическая
Работа по проекту «Река моего детства»
Члены отряда
Территория поймы реки поддержив. в надлежащем состоянии
2
Помощь ветеранам и пожилым людям
Члены отряда
3
Участие в ремонте школьной мебели
Члены отряда
4
Сбор смородины на школьном огороде
Члены отряда
Сварен компот
5
Сбор вишни
Члены отряда
Сварен компот
6
Разбивка цветников и уход за цветами
Члены отряда
Новые цветущие клумбы
7
Сбор яблок
Члены отряда
Сварено варенье
8
Помощь детскому саду
Члены отряда
Покрашена беседка
9
Высадка кустарника
Члены отряда
Разбита аллея
10
Сбор мусора на школьной и прилегающей к ней территории
Члены отряда
1
Здоровьесберегающая
Организация режима труда и отдыха членов отряда
Командир отряда, руководитель отряда
Хороший ритм работы
2
Участие в спортивных мероприятиях: -Футбол; -волейбол; -мини-футбол.
Физорг отряда
Грамоты
3
КВН «Ах, лето красное, любил бы я тебя»
Культмассовик
Хорошее настроение
4
Отражение о проделанной работе в школьных СМИ
Редактор газеты «Сарафанное радио»
5
Конкурсная программа «Лейся песня»
Культмассовик
6
Проведение праздника «День Нептуна»
Культмассовик, физорг
Хорошее настроение
7
Легкоатлетическая эстафета
физорг
Грамоты
Режим работы: с 8.00 до 13.00 с перерывом в один час.