- Преподавателю
- Другое
- Урок литературного чтения на тему: В. Драгунский Он живой и светится
Урок литературного чтения на тему: В. Драгунский Он живой и светится
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соболева З.П. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
В. Драгунский «Он живой и светится...»
Цели:
1. ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;
2. учить видеть и понимать поступки героев;
3. рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
4. развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
5. прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
читать и воспринимать на слух произведения;
определять жанр произведения;
выбирать виды деятельности на уроке;
видеть и понимать поступки героев;
рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
пересказывать произведение на основе плана;
придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет В.Ю. Драгунского;
-
Организационный момент:
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы - семья
И мы - друзья.
-
Актуализация знаний. Введение в тему:
Мне не скучно без огня -
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком -
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.
введение в тему урока:
- Наша загадка была о светлячке. А кто его видел, какой он? (Предположения детей).
- Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о светлячках? Что вы знаете о них? Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом?
Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте, а другие светлячки мигают. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
2. Рассказ учителя об авторе.
БИОГРАФИЯ:
Драгунский Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, где жили его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни.
Однако в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство будущего писателя. Отец рано умер от сыпного тифа, отчимом мальчика стал комиссар Войцехович. В 1925 году семья переехала в Москву. Трудовая биография Драгунского началась в 16 лет - он перепробовал ряд профессий: был рабочим, шорником, лодочником. Главной мечтой в его жизни
оказалась мечта о театре, которая стала обретать черты реальности, когда ему
удалось поступить в Литературно-театральные мастерские.
С 1935 года началась его актерская биография в Московском театре транспорта.
Около года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр.
В 1940 году были опубликованы первые фельетоны и юмористические рассказы В. Драгунского.
Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем
выступал с фронтовыми концертными бригадами.
Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. Ромма в фильме «Русский вопрос», Драгунский тем не менее искал новое приложение своих сил: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.
Драгунский создал пародийный «театр в театре» - придуманная им «Синяя
птичка» (1948-1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский
организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады.
В то время писательство практически не занимало Драгунского. Первой книгой стал сборник «Он живой и светиться» (1961), именно в нем появились «сквозные» персонажи автора - Дениска, его папа и мама, множество окружающих их взрослых и детей. Впоследствии Денискины приключения стали пополняться: сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом»(1962), «Девочка на шаре» (1964), «Старый мореход» (1964), «Денискины рассказы» (1966), «Похититель собак» (1966) и др. Все они неоднократно переиздавались, становились основой для сценариев и постановок.
Прототипом Дениски Кораблева стал сын писателя. По воспоминаниям вдовы писателя - А. Драгунской, реальный мальчик был очень близок к своему литературному «отражению», а в книгах нашли отклик действительные события жизни семьи Драгунских.
Центральный персонаж «Денискиных рассказов» - на удивление счастливый ребенок, к которому с пониманием и участием относятся окружающие - родители, товарищи, учителя. Он простодушен, полон доброго отношения к людям, готов поделиться всем, что имеет, видит и чувствует.
Все рассказы о Дениске Кораблеве - история познавания ребенком мира, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства.
Этот человек умел любить, жалеть и прощать
У Драгунского было такое правило: «Ни одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости».
- А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше?
- Как много мы сегодня говорили о писателе Драгунском. Но мы говорили и о звере, о каком
-
Работа по теме урока:
-
Чтение рассказа учителем и учащимися.
2. Словарная работа:
Брынза - сыр из овечьего молока.
Моментально - мгновенно, очень быстро.
Доблесть - мужество, отвага, храбрость.
Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
-
Беседа после чтения
- Назовите главного героя рассказа.
---Сколько ему лет?
- В какое время суток происходили события?
Прочитайте!
- Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. (Многоточие).
- Они определяют некоторую паузу в повествовании, задумчивость.
---О какой черте характера Дениски это говорит (Фантазер мечтатель, хочет поскорее вырасти.)
- Назовите друга Дениски.
Чем заинтересовался Мишка и как он оценивал игрушку Дениски? (Чтение слов Мишки, стр.103, абзац со слов «Ого!».)
- Можно ли Мишку считать наивным? (Нет, он оценивает качество игрушки и насколько интересно будет с ней играть)
- А Мишка хитер? (Конечно, ведь он старается обменять вещь худшую по его мнению на лучшую)
- А какие черты характера Дениски, которые проявляются в данный момент?(Эмоциональный, потребность высказаться, любознательный и наивный.)
- Понятен ли вам поступок мальчика? А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?
- Кто из ребят вам больше понравился? Почему?
- Давайте сравним двух героев: Дениска и Мишка.
-
Характеристика героев. Работа в парах.
Перед вами характеристики, которые можно отнести к одному из героев рассказа. Какая характеристика какому герою соответствует по вашему мнению.
-
Добрый,
-
невежливый,
-
любящий природу,
-
любил собирать марки,
-
бескорыстный,
-
любил машины,
-
чувствительный,
-
неравнодушный к механическим игрушкам,
-
верный,
-
надежный,
-
настырный,
-
нежный,
-
бестактный.
Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный, нежный.
Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.
-Кого бы взяли себе в друзья?
-Почему?
- Кто из них не предаст в трудную минуту?
-Могут ли эти ребята быть друзьями?
-Почему? (посмотрите ещё раз на их характеристики) Они разные по характеру!!! Значит они просто приятели.
5. Разговор с мамой:
- Почему мама назвала светлячка "червячком»?
- Поняла ли мама, почему Дениска променял хорошую игрушку на этого червячка?
- Что главное в каждой семье?
- Можно ли сказать, что между сыном и мамой возникло взаимопонимание?
- Что Денис чувствовал, когда его поняли?
Какая идея заложена в заключительной части рассказа?
("Счастье, когда тебя понимают".)
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Какие чувства испытывали вы когда читали этот рассказ?
- Чему вы хотели бы научиться у героев рассказа?
- Почему рассказ так называется?
- Как бы вы назвали рассказ?
-
План рассказа. Составление коллективно плана рассказа.
А) Ожидание мамы.
Б) Новая игрушка.
В) Живая звездочка.
Г) Лучше любого самосвала на свете.
-
Рефлексия:
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
-
Подведение итогов урока:
- Можно ли эту историю назвать сказкой?
- С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ?
- А сейчас вам предстоит групповая работа. Вы видите листочек с вопросами в тестовой форме. Работая вместе дружно, советуясь, вспомните содержание рассказа и выберите правильные ответы на вопросы. Правильный вариант ответа, отметьте плюсом.
Карточка с вопросами.
-
О чём думал мальчик, когда ждал маму?
А) где мама могла задержаться
Б) чем ему заняться
В) куда пропал его друг
-
О чём стал просить пришедший во двор друг Мишка у Дениски?
А) дать повозить самосвал по двору
Б) дать самосвал домой
В) дать немного поиграть
-
Почему Дениска отказал другу?
А) это была самая любимая игрушка
Б) мама не разрешала давать свои игрушки
В) это был подарок папы
-
Как Мишка всё-таки получил самосвал?
А) отобрал
Б) выменял
В) уговорил
Проверка проводится коллективно.
-
Домашнее задание:
Пересказ по плану.
10