Развитие цветового восприятия у учащихся младших классов

Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного и школьного возраста, который выполняет объединяющую функцию. – во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предметов; - во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по получению и переработке информации; - в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие цветового восприятия

у учащихся младших классов.

Работа учителя изобразительного искусства

Алексеевой Ирины Вячеславовны.


Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного и школьного возраста, который выполняет объединяющую функцию. - во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предметов; - во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по получению и переработке информации; - в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.

Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в новой обстановке, уверенность в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира; узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или не похожих на него.

Эта работа будет посвящена развитию цветового восприятия, как одного из самых важных в обучении изобразительному искусству. На уроке рисования мои ученики постоянно сталкиваются с необходимостью цветового решения своей работы. Как правило это решение ученики не могут принять самостоятельно.

Работу по развитию цветового восприятия и умению оперировать различными цветами и их сочетаниями я провожу с учениками младшей школы, т.к. именно здесь необходимо проводить коррекцию недостатков и ограничений, свойственных детям с отклонениями в развитии.

Я наблюдаю, что вновь пришедшие дети (0 кл. , 1 А кл.) могут путаться в подборе цвета, не могут соотнести цвет известного предмета и выбор нужного карандаша.

Особенно этим страдают ученики вспомогательной школы (И не только 1х классов). Например 3А класс и даже 6А , 7А- все рисуют одним цветом.

На первых уроках я стараюсь выяснить, действительно ли ребенок не воспринимает цвет или просто не развита наблюдательность, анализ и способность к выбору.

Я применяю простейшие способы: (часто ребенок безвольно соглашается с тем, что ему гворит учитель, хотя очевидность говорит об обратном. Например, всем классом выясняет, что помидор красного цвета (изображен на картинке). Спрашиваю, показываю зеленый карандаш (….. - 1А, … Вова - 2А, … Антон - 3А) - это красный? Ответ - Да! Подносим карандаш к помидору - такой. -Нет! Где такой? - Вот (выбирают красный карандаш) - Правильно!

Часто психические особенности ученика препятствуют возможности подсказать ему правильное решение (… Вова) - рисует все подряд карандашом, который в данный момент понравился, и не желает ничего слушать.

Отличительной особенностью именно наших детей является стремление употреблять в раскрашивании черные и коричневые цвета (особенности психики). Я стараюсь исключить употребление этих цветов, объясняя, что рисунки становятся мрачными и некрасивыми - рисунок должен быть ярким.

Интересно, что вместо понятия «яркое сочетание цветов», дети используют ложное понятие «яркого цвета». В результате появляются работы, где красный (яркий) на фоне оранжевого (яркого по их понятиям) и розового - рисуют сближенными цветами и не видят, что эта задача строится на контрастах (зеленый - красный, синий - оранжевый, черный, фиолетовый - желтый)

Большинству наших детей свойственны декоративность восприятия и передача цвета - весь предмет или его часть раскрашивается одним цветом, без цветовых переходов и оттенков. И даже в раскрашивании узоров дети не могут выполнить ритмического повторения и чередования цветов, а начинают раскрашивать элементы орнамента хаотично, без логического обоснования своего выбора.

Свою работу над цветовым восприятием и принятием цветового решения я строю от простого к сложному:

  1. Игры на определение и подбор нужного цвета.

  2. Работа над цветовыми сочетаниями (контрастные (яркие), сближенные (спокойные)

  3. Работа по определению цветовой гаммы (холодная - теплая) и оттенков (холоднее - теплее).

  4. Работа над передачей эмоций с помощью цветовых сочетаний.

Приведу примеры решения каждой из этих четырех задач:

  1. Урок в 1 кл. Размещение предметов по цвету и форме - На доске 5 рисунков разных цветов - морковка, огурец, помидор, слива, лимон.

На парте у каждого - 5 карандашей - оранжевый, зеленый, красный, синий, желтый.

В альбоме помогаю точками нарисовать овалы и круг (помидор). Мы уже выяснили, что эти овощи и фрукты имеют круглую или овальную форму. Теперь подбираем карандаш нужного цвета. Указываю на огурец - поднимите карандаш такого цвета - поднимают зеленый - называем хором цвет, ищем в альбоме нужное изображение - раскрашиваем. И так далее.

Еще пример: «Сложи радугу» - сказала читаем стишок про радугу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По мере чтения выкладываем на парту нужный карандаш. Рисую (помогаю детям) половину радуги, вторую половину обозначаю точками. Предлагаю объединить все половинки и еще раз прочитав стишок, делаем пометки цветным карандашом на соответствующей дуге, - раскрашиваем всю радугу.

  1. Работа во 2м классе. На доске цветовой круг - вспоминаем стишок о радуге. Я рассказываю о том, что цветовые сочетания могут быть контрастные (яркие, выделяющие друг друга) и сближенные.

Мы обнаруживаем, что если от любого цвета провести через центр линию - получим контрастный цвет. Цвета, расположенные рядом - сближенные, не выделяющие друг друга. Выделяем 3 основные группы контрастных цветов - желтый - фиолетовый, оранжевый - синий, красный - зеленый. В альбоме рисуем 6 цветочков типа ромашек - полянка и раскрашиваем 3 цветка контраст - серединка и лепестки, 3 цветка - сближенные - желтый- красный, фиолетовый - голубой, зеленый - синий.

  1. Определение цветовой гаммы отношу ко второй половине 2го класса и к 3му классу. Пример занятия в 3м классе: «Жизнь деревьев». Делится лист на 2 половины в каждой половинке рисуется дерево и дается задание поместить одно дерево в холодное время года - сине-зелено-фиолетовая гамма, а другое дерево - теплые горячие оттенки - желтые, красные, малиновые, травяной зеленый. На доске - образы цветовых гамм холодных и теплых оттенков. Далее - творчество.

  2. Работа над этой темой проходит через весь курс рисования, начиная со 2й половины 3го класса. Во вспомогательной школе больший упор делается на декоративное рисование, на по возможности в зависимости от класса, его особенностей, я пробую давать и детям вспомогательных классов творческие задания на эмоциональное использование цвета.

Например: в 4 классе тема: «Напряженность цвета». Определяем на доске по образцам, состоящим из 2х цветов - какое сочетание спокойное, а какое напряженное. Показываю картины художников - определяем - напряженную или спокойную цветовую гамму выбрал художник.

Определяем, какие сочетания линий и геометрических фигур будут являться спокойными: прямые линии и квадрат: волнистые линии и круг. Напряженные сочетания - диагонали, зигзаги, треугольники - не равносторонние, неправильные фигуры: и раскрасить соответствующими сочетаниями - в этом задании разрешается использование черного цвета.

Работа СС цветом бесконечна, разнообразна и интересна, но все зависит от путей преодоления психофизических особенностей наших детей, коррекции их недостаточной умственной деятельности, формирования эталонов и умственных действий по восприятию и применению цвета.



© 2010-2022